В России впервые подсчитали потери от неэффективного управления интеллектуальной собственностью

Россия теряет 4,8% ВВП из-за низкого качества управления интеллектуальными правами и нематериальными активами. Такие данные были озвучены 29 октября 2020 года на пленарном заседании Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, где представили доклад «Управление интеллектуальной собственностью в России: оценки вероятных потерь, риски, драйверы развития». Исследование провели эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по заказу Федерации интеллектуальной собственности (ФИС).
Ежегодный убыток производственных секторов российской экономики из-за недостаточного внимания к охране, защите и монетизации интеллектуальной собственности исследователи оценили в 3,52 трлн рублей. Упущенные доходы экспорта — в 2,23 трлн рублей. Слабое использование института интеллектуальной собственности характерно и для творческого сегмента экономики — ущерб в этой сфере оценивается примерно в 300 млрд рублей, при этом наиболее ощутимые потери наблюдаются в музыкальном стриминге и на рынке видеоигр. В общей сложности из-за низкого качества управления интеллектуальными правами страна по самым скромным подсчетам теряет 4,8% ВВП.
Доклад стал результатом работы Комитета по выявлению основных барьеров, тормозящих развитие креативных индустрий и рынка интеллектуальной собственности, и оценке потенциала его роста, рассказал член правления РСПП, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский (на фото).
- Сегодня, к сожалению, Россия занимает 31-е место из 53 стран в международном рейтинге International IP Index, - сказал г-н Кричевский. - Нас особенно ощутимо тянет назад показатель низкой системной эффективности, разобщенность законодательных, технологических, частных и государственных инструментов. По этому параметру мы находимся на 45-м месте. Такое положение дел негативно влияет на бизнес: от 20 до 40% компаний, в зависимости от сферы деятельности, считают неэффективность системы интеллектуальной собственности одним из решающих факторов, препятствующих инновациям.
Согласно официальной статистике, в 2019 году Россия вложила в исследования и разработки 41,9 млрд долларов, в культуру, средства массовой информации и кинематографию — 26,8 млрд долларов только бюджетных средств. Представитель НИУ ВШЭ Виталий Рудь подчеркнул, что Россия входит в десятку мировых лидеров по расходам на науку, а затраты государства на творческий сектор соответствуют, в частности, уровню Германии. При этом Россия демонстрирует более скромный уровень патентной активности: на миллион долларов, затраченный на исследования и разработки, приходится 0,7 патентных заявок, причем большая часть этих заявок направляется только в российский патентный офис. Отечественные изобретения патентуются преимущественно для локального рынка, а патентные споры составляют ничтожную долю от всех разбирательств по вопросам интеллектуального права.
- Если компании не прибегают к патентным спорам, значит, они не верят в практическую пользу этого механизма. Согласно мнению ряда экспертов, российские патенты оформляют зачастую для выполнения заданных показателей эффективности, — отметил Виталий Рудь.
Он также подчеркнул, что вопреки мировым трендам на рост значимости «капитала знаний» нематериальные активы составляют менее 1% стоимости основных фондов российских организаций.
Роль эффективной системы управления интеллектуальной собственностью для успешного развития современной инновационной экономики не отрицает никто. Задача состояла в том, чтобы оценить эту роль в цифрах, пояснил первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
- Мы проанализировали огромный массив данных ВОИС, ОЭСР, Всемирного банка, UNCTAD и других международных организаций, - отметил он. - Существует исследовательский и экспертный консенсус, подкрепленный статистикой, о том, что уровень развития института интеллектуальной собственности напрямую коррелирует с уровнем конкурентоспособности экономики и устойчивостью экономического роста. Развитая система интеллектуальной собственности является важнейшим условием успешной интеграции в международные цепочки создания стоимости и знания, определяет возможности реализации инновационного потенциала страны.
Вице-президент и член правления РСПП, председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин подчеркнул свою солидарность с авторами научной работы.
- В отсутствие системного подхода к работе с интеллектуальной собственностью государственная поддержка науки и культуры оказывается неэффективной, а частные инвесторы не видят в таком продукте ликвидный актив, - сказал Вдовин.
По результатам обсуждения профильный Комитет намерен подготовить предложения по нормализации ситуации для главы государства.
Контакты: pressa@ipchain.ru (пресс-служба Ассоциации IPChain).
«Главное— не врать»: интервью с главным дирижером Уральского государственного русского оркестра Павлом Васильевым

Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представят на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина премьеру спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, объединит Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургскую фолк-группу «Солнцеворот», заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, актеров Максима Линникова и Илью Порошина, актрису Василину Маковцеву и студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером Уральского государственного русского оркестра, лауреатом премии губернатора Свердловской области Павлом Васильевым о музыкальных особенностях новой постановки.
— Павел Николаевич, вы родились в маленькой деревне в Удмуртии, а сейчас возглавляете государственный оркестр народных инструментов. Как музыка появилась в вашей жизни?
— Если смотреть на это с точки зрения профессионального подхода, то это началось с момента, когда я прошел отбор в Республиканскую детскую школу искусств - интернат в городе Ижевске. Принцип отбора детей в эту школу был – брать одаренных детей из глубинки, которые не имеют возможности получать художественное или музыкальное образование. Сейчас я понимаю, что это был подарок судьбы. Ну а любовь, интерес к музыке, наверное, прививается еще тогда, когда мы находимся под сердцем матери. Именно она научила меня в семь лет играть на гармони, и это был мой первый инструмент, с которого все и началось.
— Чем вас привлекла балалайка? Почему вы выбрали именно ее из всех других народных инструментов?
— Как и ожидаемо для такого юного возраста, мне она показалась простой в освоении. Когда проходил прослушивание, комиссия мне предложила выбрать баян или балалайку. Сказать честно, количество кнопок на баяне было больше, чем на гармони, и на тот момент это меня смутило. Знаете, ведь в десять лет хочется все же играть в футбол больше, чем заниматься на инструменте. Так и начал осваивать балалайку, впоследствии «простая снаружи» она оказалась очень богатой «изнутри».
— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
— На самом деле дирижеры немного ограничены, например, инструменталист может в любой момент взять инструмент и «выплеснуть в звуках» свои эмоции, мысли. Дирижер же днями, неделями, месяцами может работать с партитурой один на один, не выходя за пульт, и это закономерно. Наверное, вот эта первая стадия работы над концертной программой или новым спектаклем для меня на сегодня самое тяжелое в профессии.
— У Уральского государственного русского оркестра потрясающе разнообразный репертуар. Есть программы о звездах советской эстрады и кино «Легенды СССР», произведения отечественных и зарубежных композиторов «Русские вечера», музыка из голливудских фильмов и мюзиклов и хиты русского рока в рамках абонемента «Не формат», а недавно появились «Сказки с оркестром». Почему, несмотря на такую загруженность, вы решили принять участие в проекте «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Мне показалась эта идея очень интересной. Вообще, я люблю новое, к этому добавилось и то, что замысел музыкально-драматической постановки «Легенды и мифы Древней Руси» может прекрасно перекликаться с русским оркестром.
— Каких исполнителей на редких инструментах вы планируете дополнительно привлечь к работе над спектаклем?
— Мы давно знакомы и есть у нас большой совместный музыкальный проект «Расскажи мне, КолоколЪ» с самобытным мультиинструменталистом Евгением Бунтовым. Он будет играть на колесной лире, гуслях, кугиклах, калюке и других народных инструментах.
— Сколько нужно репетиций для создания новой постановки и как долго создаются аранжировки и партии для инструментов оркестра?
— Обычно мы ограничены в репетициях, у нас плотный график. На этот проект у нас всего четыре совместные репетиции. Что касается аранжировок, то всегда по-разному. Иногда на партитуру уходит несколько дней, иногда несколько месяцев. Сложно сказать. Все зависит от материала. Иногда материал пишется легко, даже, кажется, само-собой пишется, всего за пару дней, а бывает — замучаешься — пару месяцев.
— В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум национальных оркестров, в котором артисты Уральского государственного русского оркестра принимают участие. Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня слушатель академической музыки?
— Уральский государственный русский оркестр — коллектив, для которого этот форум создавался, и оркестр является главным модератором этого события. Мы стараемся показать нашему слушателю лучших музыкантов, дирижеров и лучшие коллективы России. Это, безусловно, дает определенные импульсы для нашего слушателя.
— Как покорить сердца слушателей? В чем секрет?
— Я всегда говорю одно: «Не врать».
— Какое самое сложное произведение для исполнения с оркестром из тех, что вам доводилось исполнять?
— Бывают партитуры, которые мне не близки, но у меня нет права говорить это перед оркестром. Так что я должен в них влюбиться. Наверное, такие опусы для меня самые сложные. О них я и вам не скажу.
— Тогда расскажите, какие у вас любимые сказки.
— Как и у многих, сказки Александра Сергеевича Пушкина, практически все, мне они кажутся «сказками-хамелеонами». Поставь немного другие смысловые акценты — и это уже совсем другая сказка. Корнея Ивановича Чуковского своим детям читаю, обожаю. Это прям сказки-триллеры!
В Театре Армии признаются в любви к Алине Покровской

Юбилейный вечер народной артистки РСФСР Алины Покровской состоится 1 марта 2025 года на Большой сцене Центрального академического театра Российской Армии. В программе под названием «Признание в любви» в честь 85-летия актрисы прозвучат поздравления от друзей и партнеров по сцене – России Валерия Баринова, Сергея Колесникова, Анны Большовой и многих других.
В Театр Армии Алина Станиславовна пришла в 1962 году, сразу после окончания Щепкинского училища, исполнив на этой сцене более 50 главных ролей в спектаклях лучших мастеров эпохи: Андрея Попова, Бориса Львова-Анохина, Леонида Хейфеца, Александра Бурдонского, Иона Унгуряну, Юрия Ерёмина. Сегодня Алина Покровская занята в спектаклях «Дом под снос», «Баба голубиная» Андрея Бадулина, «Одноклассники» Бориса Морозова, «Ретро» Галины Дубовской. Её дарованию подвластны самые разные героини – лирические, характерные, трагические.
В кино она также запомнилась яркими ролями и точными попаданиями в образы своих героинь. Для нескольких поколений Любовь Трофимова, героиня Алины Покровской из легендарного кинофильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогового, является примером жены офицера.
Театр «Русская песня» представит ко Дню Победы спектакль «Василий Тёркин»

Четыре больших проекта представил Московский государственный академический театр «Русская песня» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной на пресс-конференции 26 февраля 2025 года в пресс-центре ТАСС.
Первое – это премьера спектакля по легендарному произведению, мгновенно разошедшемуся на крылатые выражения и афоризмы.
- К 80-летию Победы заслуженный деятель искусств Любовь Гречишникова на Основной сцене нашего театра ставит спектакль «Василий Тёркин» по поэме Александра Твардовского, потомки которого поддержали нашу идею. Главную роль исполнит Сергей Никоненко, - рассказала художественный руководитель-директор театра «Русская песня» Надежда Бабкина. - Но это не просто чтение поэмы, это целое действо, в котором заключена история нашего государства. Сергей Петрович - он тебе и рассказчик, и главный персонаж. Он меняется сам, попадая по сюжету в разные обстоятельства, он видит, как на фронт уходят совсем юные мальчики… Вот вам, пожалуйста, параллель с сегодняшним днем. Мы, конечно, не загадываем, но мы это сделаем, я абсолютно убеждена.
Сергей Никоненко признался, что Тёркин – его любимый литературный герой:
- Оказываясь в самой тяжелой жизненной ситуации, он не поддается унынию, остается человеком, остается бойцом и верит в Победу.
Надежда Георгиевна отметила, что история развивается по спирали:
- Сегодня мы вновь переживаем очень неспокойное время. Тем не менее мы все вместе, рядом, любим страну, в которой живем и развиваемся, делаем, по возможности, так, чтобы людям в ней жилось радостно, отвлекаем их от личных проблем, которых у каждого предостаточно.
Именно это, по мнению артистки, является причиной, почему люди стали чаще ходить в театры и на концерты. Для того, чтобы поддержать этот интерес, а также популяризации культурного наследия народов нашей страны, уже 19 лет Благотворительным фондом «Народная певческая культура» при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия», организационном и финансовом содействии Министерства культуры РФ реализуется Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России».
- В этом году Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» стартует на острове Сахалин, оттуда мы перемещаемся в Приморский край и завершаем гастрольный тур в Хабаровском крае, - констатирует директор фестиваля, заместитель художественного руководителя - директора театра «Русская песня» Сергей Рябов. - В каждом регионе, помимо благотворительных гала-концертов, будем проводить традиционные мастер-классы по ансамблевому и хоровому пению. Наш фестиваль-марафон уже побывал в 68 регионах. Теперь к ним прибавятся еще три. Мы движемся в правильном направлении. Надеюсь, в скором времени сможем охватить всю нашу, казалось бы, необъятную страну.
Другой проект – «Модно-Народно», который стартовал в 2025 году и призван разрушить стереотипы восприятия народного песенного творчества, стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Сергей Рябов, являющийся автором, директором и продюсером проекта, раскрыл собравшимся детали:
- В рамках проекта будет записан музыкальный альбом, состоящий из двенадцати народных песен в абсолютно новом, современном прочтении. Не поменяв ни одного слова в выбранных композициях, мы продемонстрируем подрастающему поколению, насколько актуально и современно может звучать народная песня. Несколько произведений уже готовы, мы потихоньку показываем их публике. Наблюдая обратную связь, я понимаю, что многие будут закачивать этот альбом в свои телефоны. Презентация его состоится на радиостанции «Гордость».
Вторая часть проекта «Модно-Народно» - четыре мастер-класса, которые Надежда Бабкина проведет с солистами ансамбля «Русская песня» в четырех городах - Новомосковске (01.05), Калуге (16.05), Владимире (18.05), Ярославле (25.05).
Ключевое событие, ради которого собрались участники пресс-конференции, - юбилей народной артистки России Надежды Бабкиной.
- Он пройдет в формате театрализованного шоу и будет состоять из двух отделений, - рассказал Сергей Рябов. - Первое - это концертная программа в постановке режиссера Максима Лахно. Второе пройдет в формате капустника, где фрагменты из спектаклей театра «Русская песня» будут адаптированы под биографические события из жизни Надежды Георгиевны. Подробности постановки засекречены для того, чтобы вечер стал настоящим сюрпризом для именинницы.
Вторую часть представления ставит режиссер Дмитрий Петрунь. В шоу примут участие Николай Басков, Ольга Бузова, Клара Новикова, «Фонограф-Симфо-Джаз» под руководством народного артиста России Сергея Жилина, Александр Буйнов, Таисия Повалий, Shaman, Олеся Железняк, Мария Шукшина, Анна Шатилова, Владимир Винокур, Балет Аллы Духовой «Тодес» и многие другие.
Некоторые из коллег пришли на пресс-конференцию, чтобы высказать восхищение сильной женщиной и талантливой артисткой, которая сумела создать уникальный театр.
- Другого такого нет. Здесь и драматургия, и пение, и хореография… Все это сливается воедино, дополняя друг друга. Происходит какая-то потрясающая диффузия трех искусств, - высказывает свое мнение Сергей Никоненко. – И меня не покидала мысль, что я это уже где-то видел или читал про это. Вы знаете? Вспомнил! Во время учебы во ВГИКе я сдавал экзамен по античному театру, где хор являлся важнейшей частью действия. Так же, как и в театре «Русская песня».
К словам коллеги присоединился актер и режиссер Михаил Горевой:
- Вы не представляете, какое это ощущение – находиться на сцене внутри этого действа! Когда ты сидишь в зале – мурашки по телу. Но когда находишься по другую сторону – начинаешь вибрировать, будто через тебя проходит электрический ток. А Надежде Георгиевне я очень благодарен за то, что играю в «Тихом Доне». Это потрясающий материал! Мечта любого актера.
Владимир Стержаков, Татьяна Арнтгольц и Валентина Рубцова также поделились своими впечатлениями о сотрудничестве с театром «Русская песня». Главное достоинство театра, по их общему мнению, - возможность раскрыться с совершенно другой стороны. Владимир Стержаков шутливо заметил, что в кино традиционно был в когорте «хрестоматийных» подлецов, а театр «Русская песня» доверил ему роль «героя-любовника» Хоботова. Валентина Рубцова призналась, что в определенный момент вынуждена была отказываться от ролей, поскольку все пытались эксплуатировать образ «Тани из «Универа».