Армен Григорян: «Прошлое — это такой ненужный мертвый мир, в котором ничего невозможно изменить»

О ВЬЕТНАМЕ
- После восьми месяцев, которые мы там прожили, я пережил, конечно, стресс от здешнего окружающего сумрака. Глаз уже привык к ярким тропическим цветам. Первый раз поехали (во Вьетнам) на месяц, потом решили на три — мол, посмотрим, выдержим или нет. Тоже показалось мало. В результате уехали в прошлом году в декабре, попали на пандемию со всеми карантинами и приехали только в сентябре. Успели на последнем самолете вернуться. Сейчас уже ничего вообще не летает. Наш полпред оказался любителем «Крематория», знающим знатоком, помог нам с Наташей запрыгнуть на последний вывозной рейс.
Мы свой лимит «эмиграции», видимо, уже выработали. Поначалу даже как-то напряглись, когда поняли, что задерживаемся там на неопределенное время, но потом размеренная курортная жизнь взяла свое. Нашли такое позитивное маленькое местечко, аномальное в правильном смысле — там не бывает дождей, вечное солнце, пальмы, птички, все такое. Абсолютный рай в моем понимании. Наладили связь через интернет, общались с музыкантами очень просто и легко, и я там практически альбом записал за эти восемь месяцев. Творческая позиция гораздо сильнее, когда ты смотришь на солнце, пальмы и море, а не на сумрак, как в Москве, будто на Марсе живешь.
ОБ ОТМЕНЕННЫХ КОНЦЕРТАХ В ЧЕСТЬ ЕГО 60-ЛЕТИЯ
- Готовились отпраздновать 37-летие нашего Веселого Ансамбля с помпой и большим симфоническим оркестром. Моя круглая дата подразумевалась лишь в качестве довеска, но по известным причинам были вынуждены объявить о переносе концерта на август, разумеется, уже с другим информационным поводом. Некоторые вещи вызывают у меня крайнее недоумение. Кто-то думает, что ограничения в 25% зрителей в театрах и на концертных площадках помогут в борьбе с вирусом? Конечно, особенно на фоне ежедневных аншлагов в метро!
О ВОЗРАСТЕ
- Возраст, если и ощущается, то исключительно в контексте технического прогресса и существенного ограничения потребления алкоголя. При этом на самой сцене мало что изменилось. Я все еще получаю удовольствие от живых выступлений с нашими замечательными музыкантами и от душевной публики. Адреналин неизменно бьет ключом, и в этом смысле закон сохранения энергии работает без перебоев уже десятки лет. А вот процесс создания и записи песен благодаря развитию науки и техники конечно, изменился. Карманный гаджет позволяет легко записывать музыку, делать аранжемент и плодотворно работать с исполнителями, находящимися в разных точках Земли. Именно в таком сетевом общении мы подготовили почти весь материал нового альбома. Осталось окончательно зафиксировать партии и свести песни под ключ. Точной даты выхода нового альбома пока нет. С этой эпидемией просто невозможно ничего планировать, в том числе и полноценную презентацию. Но нет худа без добра. Пауза с гастролями оживила и ускорила интерес наших музыкантов к звукозаписи. Работа кипит, результат однозначно в 2021-м.
О КНИГЕ «ПРИЗРАКИ КРЕМАТОРИЯ»
- Работа по большей части продвигалась в тропическом раю Вьетнама и была невероятно легкой. Энергозатраты расходовались разве что на коктейли. Я взял за основу не дотошное изложение героических баталий группы, а свои непреходящие эмоции от былых путешествий, ярких событий, встреч с неординарными людьми, которые сыграли в моей жизни судьбоносную роль. Многие из них стали персонажами песен и почетными призраками «крематорского» эпоса.
ОБ АМБИЦИЯХ
- Глобальных амбиций у любой потенциальной рок-звезды должно быть выше крыши, иначе на сцену лучше не выползать. По поводу желания удивить публику? Задача была гораздо сложнее — удивить себя самого и построить оригинальный и крепкий дом, непохожий на другие. А уж если в придачу повезет двигаться по жизни, не обращая никакого внимания на прохожих и конъюнктуру, то это уже почти абсолютное счастье. Никогда не сомневался, что при таком подходе обязательно найдется и своя аудитория. Главное — быть с ней искренним, и тогда взаимное общение будет долгим и насыщенным.
О НОСТАЛЬГИИ
- Иногда мне кажется, что прошлое — это такой ненужный мертвый мир, в котором ничего невозможно изменить, и копошиться в нем — сизифов труд. С другой стороны, это неотъемлемая часть жизни, и увы, с каждым днем все большая. Но нельзя черпать идеи для творчества только в прошлом. Пока есть возможность, надо спешить уделять как можно больше внимания настоящему и не бояться заглядывать в будущее. Словом, все три позиции времени одинаково важны не только в поисках вдохновения, но и для душевного равновесия.
О БУДУЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
- Рано или поздно жизнь, в том числе и культурная, конечно, вернется в нормальное состояние. Сегодня в музыкальной индустрии основная проблема в концертах. Увы, именно они и являются основной зарплатой артиста. Вся остальная творческая деятельность по-прежнему в полной доступности. Для сочинения и записи песен ограничений нет, и только полноценное публичное общение придется отложить до лучших времен. Остается надеяться, что чума когда-нибудь сойдет на нет и грянет пир. И тогда все запоют, да так, что не остановишь.
(Артур Гаспарян, «Московский комсомолец», 24.11.20)