На международном симпозиуме «Индустрия звукозаписи академической музыки» обсудили музыкальное образование и создали задел для развития музыкальной индустрии
Круглый стол «Профессиональное образование в области звукорежиссуры» состоялся в рамках международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» 15 октября 2021 года.
В дискуссии приняли участие:
- Виктор Осадчев - зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных,
- Анатолий Вейценфельд - старший преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИС,
- Алексей Чудинов - зав. кафедрой звукорежиссуры МГИК,
- Семен Литвин - зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства,
- Александра Зеленина - доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства,
- Михаил Хохлов - директор МССМШ (колледжа) им. Гнесиных,
- Андрей Зубец - зав. отделением звукооператорского мастерства МССМШ (колледжа) им. Гнесиных,
- Елена Русинова - зав. кафедрой звукорежиссуры ВГИК,
- Михаил Муханов - преподаватель звукорежиссуры Колледжа предпринимательства №11
а также модератор дискуссии Мария Соболева - звукорежиссер, профессор ВГИК, МГК, ИСИ, руководитель Гильдии звукорежиссеров РМС.
- Очевидно, что подобного рода мероприятия подразумевают не принятие решений, а выявление насущных проблем, - сказала во вступительном слове Мария Соболева. - Мы будем вырабатывать «общую температуру по больнице», которая нам в дальнейшем поможет улучшить ситуацию с образованием в области звукорежиссуры.
Дискуссия началась с обсуждения изменений в образовательной цепочке в связи с появлением средних образовательных учреждений, занимающихся подготовкой звукорежиссеров и звукооператоров. В Москве сейчас представлено два таких колледжа — ГАПОУ “Колледж предпринимательства №11” и МССМШ (колледж) им. Гнесиных. В первом из них — 6 бюджетных мест, во втором — 4.
Михаил Хохлов вкратце рассказал о специфике звукооператорского факультета, открытого в Колледже предпринимательства №11 в 2018 году.
- Каждый год в Москве около трех тысяч выпускников музыкальных школ не поступают в музыкальные вузы, но многие из них все же намерены продолжать профильное образование. Так у нас появилась идея учить их важному и востребованному делу. Педагоги принципиально берут ребят только с музыкальным образованием. В первый год к нам поступили всего 10-12 человек, спустя 3 года уже есть конкурс - 6-7 человек на место.
Сейчас у нас есть два профильных направления - «Звукооператорское мастерство» и «Создание музыкального образа».
Зав. отделением звукооператорского мастерства МССМШ (колледжа) им. Гнесиных Андрей Зубец признался, что сначала сомневался, есть ли необходимость в учебном направлении “Звукооператорское мастерство», но позже убедился в его необходимости.
- Обучение дает студентам широкий спектр знаний. Например, студенты второго курса получают задание написать аранжировку для струнного квартета, а потом организовать запись готового произведения. Поскольку юные музыканты играют не идеально, будущий звукооператор при записи должен исправить их огрехи. Обучение продолжается четыре года, и задачи постепенно усложняются. К концу обучения ребята собирают солидное портфолио, - отмечает Андрей Зубец. - Это и популярные песни, и симфонические произведения, и саундтреки для кино. После обучения часть выпускников идет работать по специальности, кто-то становится композитором, а кто-то - музыкальным менеджером.
Доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства Александра Зеленина посетовала, что стандарты для среднего образования всегда более жесткие, чем для высшего, и это оставляет методистам мало пространства для маневров.
Старший преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИС Анатолий Вейценфельд признался, что выпускники средних музыкальных заведений, приходящие на его кафедру, зачастую имеют достаточно низкий уровень подготовки. Например, выпускники Колледжа предпринимательства №11 не могут объяснить принцип работы громкоговорителя.
- Что касается музыкальной подготовки, то она невооруженным глазом не просматривается, - посетовал спикер. - В специализированных школах-одиннадцатилетках уровень обычно более высокий. Но то, что среднее образование в области звукооператорства начало появляться в принципе, очень обнадеживает. Надеюсь, идею подхватят и другие учебные заведения.
Зав. кафедрой звукорежиссуры МГИК Алексей Чудинов согласился с наблюдениями Анатолия Вейценфельда и выразил надежду, что Колледж предпринимательства №11 повысит уровень подготовки студентов. В качестве ориентира он привел выпускников Военно-музыкального училища, которые отличаются хорошим уровнем музыкальной подготовки и безупречной дисциплиной.
Зав. кафедрой звукорежиссуры ВГИК Елена Русинова отметила, что вектор систематизации среднего и высшего музыкального образования очень важен, и что ее особенно радует, что инициатива в данном вопросе исходит от представителей академической музыки, для которых особенно важны традиции и преемственность.
- В нашем учебном плане присутствует большой блок музыкальных дисциплин. Во ВГИКе мы обращаем внимание не только на уровень подготовки, но и на уровень мышления человека, - подчеркнула она. - Правда, я не очень понимаю, куда идут потом выпускники профильных колледжей. Надеюсь, что они будут приняты сообществом кинематографистов и театрами.
Зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Виктор Осадчев заметил, что среднее образование дает широкий круг возможностей, который позволяет выпускникам лучше определиться как с направлением дальнейшего образования, так и с местом работы.
Второй темой для дискуссии стал вопрос формирования специализаций внутри профильных стандартов по звукоредиссуре Сейчас есть три таких стандарта — аудиовизуальные искусства, музыкальная звукорежиссура и звукорежиссура зрелищных программ. Мария Соболева отметила, что в свете частых проблем с трудоустройством выпускников назрела необходимость в создании более гибкой системы стандартов с большим количеством специализаций внутри них.
Зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры Института современного искусства Семен Литвин поддержал эту инициативу. По его наблюдениям, студентам удается определиться с профилем не ранее конца четвертого курса, и это надо учитывать. Много недоработок есть и в системе модульного обучения, когда определенной дисциплиной студенты концентрированно занимаются в течение непродолжительного времени, откладывая все остальные предметы.
Анатолий Вейценфельд отметил, что некоторые студенты не желают учить «все подряд», и считают более правильным именно углубление в одну дисциплину. По его мнению, в таком подходе есть подводный камень: прогресс идет вперед, и казавшаяся вчера перспективной узкая специализация сегодня может оказаться никому не нужной.
Звукорежиссер и преподаватель Софья Кругликова предложила организовать между вузами обмен студентами не только для передачи опыта, но и для возможных «рокировок». Примерно два раза в год студенты имели бы возможность посещать «соседние» учебные заведения, чтобы иметь возможность выбрать дело, которое им больше по душе.
Из-за жесткого регламента проблема дистанционного обучения была затронута лишь пунктирно. Участники круглого стола сошлись на том, что данный формат плохо подходит именно для музыкального образования и договорились определить в перспективе наиболее оптимальную долю удаленного обучения в этой сфере.
Работу симпозиума подытожила Мария Соболева.
- Залог успеха мероприятия, на мой взгляд, - это программа, своим разнообразием охватывающая множество направлений деятельности всех специалистов, связанных со звукорежиссурой - рассказала она корреспонденту InterMedia. - Нам удалось значительно продвинуться в этом направлении. Потрясающие лекции на самые актуальные темы, интереснейшие мастер-классы дополнились в этом году техническими турами. Свои двери открыли лучшие студийные и театрально концертные комплексы столицы. Наши слушатели смогли попасть в такие места, как Большой театр, МГК им. П. Чайковского, «Мосфильм», электротеатр «Станиславский», «Геликон-оперу», Новую оперу и др. - увидеть техническое оснащение, оценить условия работы звукорежиссеров. Разрослась и выставка оборудования. Были показаны новые разработки лучших отечественных и зарубежных производителей. Новым форматом оказался Public talk. Идея поговорить о насущном с людьми, с которыми мы постоянно пересекаемся в творческом процессе - композиторами, исполнителями, продюсерами, захватила возможностью задать самые интересные вопросы. Оказалось, что это действительно увлекло и слушателей.
Удивительный подарок нам сделал Центр электроакустической музыки МГК им. П. Чайковского, проведя четыре интереснейшие тематические лекции и фантастический концерт в Рахманиновском зале. Также впервые на симпозиуме состоялась научная конференция. В перспективе лучшие российские учёные смогут представлять на ней свои идеи и новейшие разработки профессиональной общественности.
Мы считаем, что все это - очень перспективные направления, развивающие российскую музыкальную индустрию в целом, а потому их поддержка особенно важна.
Очень интересной оказалась и презентация нового учебника музыки - "Музыка. Теория и практика". Это настоящий концентрат знаний, который поможет многим - и звукорежиссерам и людям, желающим получить музыкальное образование, - быстро и глубоко познать суть музыкального искусства.
Одним словом, на симпозиуме мы показали много современного, интересного, ранее не очень доступного, открыли для всех желающих двери в святая святых музыкальной индустрии.
Дополнительная информация - на официальном сайте организатора симпозиума
Российский тур Эммы Шаплин перенесен на апрель
Французская певица Эмма Шаплин даст пять концертов в России в апреле 2025 года. Как ранее сообщало «ИнтерМедиа», первоначально тур планировался на декабрь 2024-го, но был перенесен. Московское выступление состоится 26 апреля в «МТС Live Холл». Кроме того, выступления пройдут в Екатеринбурге, Челябинске, Воронеже и Санкт-Петербурге. Обладательница колоратурного сопрано исполнит свои лучшие песни в сопровождении оркестра.
Эмма Шаплин начала сольную карьеру в 1997 году, и ее дебют был фантастически успешным. Магический голос певицы покорил публику с первых же синглов — «Spente le Stele» и «Cuor Senza Sangue» с дебютного альбома «Carmine Meo», получившего статус мультиплатинового в более чем 40 странах и сделавшего Эмму звездой мирового масштаба. Шаплин изящно балансирует на грани жанров, органично сочетая романтику оперы с электронными ритмами и элементами поп-музыки.
Ее концерты по всему миру неизменно собирают полные залы. Она выступает в знаковых местах планеты: от афинского Акрополя до Кремлевского дворца в Москве, от театра Карре в Нидерландах до экзотических локаций Бали. Голос Эммы звучал на открытии Олимпийских игр в Греции и на первой ночной гонке «Формулы-1» в Сингапуре; его можно услышать в фильме «Красная планета», где ее партнерами по саундтреку стали Питер Гэбриел, Стинг и Уильям Орбит, и в культовом сериале «Клан Сопрано».
График российского тура Эммы Шаплин:
20.04.2025 — «MTC Live Холл», Екатеринбург.
22.04.2025 — «MTC Live Холл», Челябинск.
24.04.2025 — «Лахта Холл», Санкт-Петербург.
26.04.2025 — «MTC Live Холл», Москва.
28.04.2025 — «MTC Live Холл», Воронеж.
Дополнительная информация: +7-916-101-0666.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
U2 перевыпустили альбом «How To Dismantle An Atomic Bomb» с 10 новыми песнями к 20-летию релиза
Группа U2 выпустила 22 ноября 2024 года переиздание своего альбома 2004 года «How To Dismantle An Atomic Bomb». В юбилейную версию 11-й студийной пластинки, получившую название «How To Re-Assemble An Atomic Bomb», вошли оригинальные 11 треков (которые подверглись ремастерингу), а также 10 новых, ранее не изданных вещей, найденных в архивах, и бонусный трек «Fast Cars», который был представлен только в японском издании альбома.
- Сессии над «How To Dismantle An Atomic Bomb» были для группы таким творческим периодом, что в студии мы обдумывали очень много идей для песен, - рассказал гитарист U2 Эдж. - Мы были вдохновлены вернуться к нашим ранним музыкальным влияниям, и это было время глубокого личного самоанализа для Боно, который пытался пережить – разобрать – смерть своего отца. Перед юбилеем я заглянул в свой личный архив, чтобы посмотреть, есть ли там какие-нибудь неизданные жемчужины, и сорвал джекпот. Мы находим десять вещей, которые действительно нравились нам. Хотя в то время мы отложили их в сторону, оглядываясь назад, мы поняли, что наши первоначальные инстинкты относительно того, что они претендуют на альбом, были верными, и мы в чем-то были правы.
В сентябре музыканты выложили две ранее не издававшиеся песни «Country Mile» и «Picture Of You (X + W)». А в день релиза на канале группу в U2 показали запись концерта, который состоялся в United Center в Чикаго в мае 2005 года в рамках их тура «Vertigo».
Обзор: «Комбинация». Важнее, чем вам кажется»
2024, «Хурма».
«Творчество этой группы куда глубже, чем несколько её главных хитов», - говорят в описании этого выпуска ведущие «Хурмы» Антон Вагин и Александр Кателкин. Примерно об этом же я несколько дней назад писал в рецензии на саундтрек сериала «Комбинация», поэтому было особенно любопытно ознакомиться с мнением коллег. Однако Вагин и Кателкин вместо глубокой аналитики предложили зрителю пересказ истории группы. Те, кто уже посмотрел сериал, может счесть этот выпуск кратким содержанием 8-серийного проекта. Как и в сериале, главным действующим лицом здесь тоже стал основатель и продюсер «Комбинации» Александр Шишинин, - хорошо, что хоть подробности его переживаний и личной жизни в «Хурме» опустили. И не столь романтично рассказано о гибели продюсера: вместо фантазий авторов сериала здесь приводятся документальные свидетельства, а также упоминаются имена предполагаемых заказчиков убийства.
В целом в рассказе о группе и о стране немного теряются свидетельства ценности творчества «Комбинации» для нашей поп-истории. Но кое-что всё же можно выудить: так, название группы для своего времени звучало столь же провокационно, как если бы сейчас какой-нибудь проект назвали «Кружевные стринги». Кроме того, Вагин и Кателкин отметили, что «Комбинация» не чуралась в своих текстах социальной повестки и с юмором пела про простых людей, а также про московскую прописку, пустые магазины и низкопоклонство перед всем иностранным. По мнению ведущих «Хурмы», «Комбинация» показала, что не обязательно быть всегда серьезными, таким проектам, как кабаре-дуэт «Академия», «Дискотека Авария» и даже «Хлеб».
Ещё один прикол выпуска – отсутствие музыкальных фрагментов главных хитов. Поминая добрым словом издательство «Джем» (правообладателя большинства этих песен), ведущие вынуждены цитировать тексты группы самостоятельно. К счастью, петь они сами не стали, но разложенный на два голоса диалог из «Russian Girls» звучит довольно уморительно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»