Гид по «Новому британскому кино»-2021: 7 главных премьер фестиваля
22-й фестиваль «Нового британского кино» стартует в Москве 26 октября 2021 года. Так получилось, что внезапно объявленный в столице локдаун вынудил «Бритфест» в этом году уйти на небольшие каникулы сразу после торжественного открытия. Кроме того, фестиваль будет проходить в гибридном формате: некоторые из фильмов программы можно будет увидеть онлайн по всей России.
В 2021-м программа «Бритфеста» явно решила отчитаться и за прошлый год: среди громких премьер – «Спенсер» из основного конкурса Венецианского кинофестиваля, хиты Каннского смотра, много жанровых премьер, в том числе с участием любимых британских актёров.
Редакция InterMedia составила гид по программе «Бритфеста» 2021 года и отобрала 7 наиболее значимых и любопытных её премьер.
«Человек в шляпе»
Режиссёры – Джон-Пол Дэвидсон и Стивен Уорбек
В ролях: Киран Хайндс, Стивен Диллейн, Муна Отару, Майвенн, Саша Эл
Очаровательно лёгкая комедия «Человек в шляпе» рассказана на универсальном языке кинематографа – за счёт выразительной мимики и жестов, стремительного калейдоскопа говорящих за себя событий и, если слова всё же становятся необходимы, сладострастной французской речи. Главный герой – безмолвный, но выразительный мужчина в шляпе (Киран Хайндс), который на своём маленьком синем «Фиате» вынужден податься в бега. Кажется, попивая вино во дворе своего домика после заката, он случайно оказался свидетелем чего-то криминального (чего именно – ни он, ни зритель точно понять не может), однако наш герой определённо что-то видел, а один из предположительных бандитов видел, что мужчина в шляпе видел его. В общем, все всё видели – надо бежать.
И вот человек в шляпе едет по живописной Франции, попадает в разные нелепые ситуации как в старом немом кино с Чарли Чаплином, случайно подслушивает пикантные истории счастливых и несчастных француженок, а ещё постоянно сталкивается с загадочной дамой в роковом красном платье. Кино Дэвидсона и Уорбека словно из другого времени – оно по-старомодному милое, немного дурашливое и бесконечно авантюрное, не боящееся выдавливать педаль даже на крутых поворотах. С одной стороны, «Человек в шляпе» может показаться слишком наивным и несерьёзным, как «Мистер Бин на отдыхе», но порой уровень абсурда, ряд созерцательных и бытовых эпизодов из жизни простолюдинов, пытающихся найти ответы на вечные вопросы счастья, любви и религии, уводят кино куда-то на территорию бунюэлевского «Млечного Пути».
По факту же такой фильм попросту очень приятно смотреть: красивые виды французской провинции, воздушный нарратив, романтика извилистых дорог, яркие персонажи и добрый, понятный без слов юмор превращают «Человека в шляпе» в маленькое эскапическое удовольствие, в котором каждый из нас нуждается сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
«Герцог»
Режиссёр – Роджер Мичелл
В ролях: Джим Бродбент, Хелен Миррен, Финн Уайтхед, Мэтью Гуд, Анна Максвелл Мартин
Фильмом открытия 22-го фестиваля «Нового британского кино» стал британский до мозга костей «Герцог» покинувшего нас в прошлом месяце на 66-м году жизни режиссёра Роджера Мишелла, которого вы, скорее всего, знаете по «Ноттинг Хиллу». Последний фильм британского комедиографа и любителя хороших историй любви в прошлом году собрал богатый урожай положительный отзывов на кинофестивале в Торонто, а теперь вряд ли оставит безразличным и российского зрителя. Ещё одно по-старомодному очаровательное кино, но в отличие от «Человека в шляпе», куда более разговорное. Кроме того, Мичелл собрал солидный британский каст – Хелен Миррен, Джим Бродбент, Мэттью Гуд хороши как на подбор.
1961 год. Кэмптон Бантон, 60-летний таксист, крадёт портрет герцога Веллингтона кисти Гойи из Национальной галереи в Лондоне. Он оставляет записку об условиях выкупа, в которых говорится, что он вернёт картину, если правительство обязуется вкладывать больше средств в уход за пожилыми людьми. То, что произошло потом, стало легендой.
«Али и Ава»
Режиссёр – Клио Барнард
В ролях: Адиль Ахтар, Клэр Рашбрук, Эллора Торчия, Шон Томас
«Али и Ава» — это всего лишь четвёртый фильм Клио Барнард, но, тем не менее, каждое новое её творение рассматривается как очередное достояние британского кино. Признание к ней пришло ещё с момента премьеры дебюта – экспериментальной документальной ленты про драматурга Андреа Данбар. Предыдущий фильм Барнард, «Тёмная река», был показан как раз в рамках «Бритфеста» несколько лет назад, однако её «Али и Ава», собравшая отличную критику на Каннском кинофестивале в июле этого года, определенно картина заметно более статусная и обещает стать одной из жемчужин нынешнего «Бритфеста».
Британская драма о любви двух одиноких и разочарованных отношениями людей. Ава переживает тяжелый развод с мужем, который её бил, а Али продолжает жить вместе с женой, хотя их отношения давно себя исчерпали. Эти двое встречаются и получают новый шанс на любовь. Им приходится преодолевать страхи близости, кризис доверия и высокую планку ожиданий, чтобы вновь стать счастливыми.
«Спенсер»
Режиссёр – Пабло Ларраин
В ролях: Кристен Стюарт, Тимоти Сполл, Джек Фартинг, Шон Харрис, Салли Хокинс
Вне всяких сомнений, самая громкая премьера «Бритфеста-2021» это новая картина чилийца Пабло Ларраина «Спенсер» с Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы. Ларраин прославился эмоциональными, нежными картинами, отражающими всепоглощающее чувство тревоги и хрупкости, разъедающее как целые сообщества («Нет», «Клуб»), так и отдельных личностей (Жаклин Кеннеди, Пабло Неруда). «Спенсер», по всей видимости, как раз относится ко второму перечню – нас ждёт лиричная и очень личная история принцессы Дианы, выраженная в постельных тонах и подчёркнутая волшебной операторской работой Клер Матон («Атлантика», «Портрет девушки в огне») вкупе с как всегда невероятным саундтреком Джонни Гринвуда.
Брак принцессы Дианы и принца Чарльза трещит по швам. Уже вовсю ходят слухи о романах на стороне и скором разводе, однако на рождественские праздники в королевском поместье Сандрингем всё чинно и мирно: пир горой и традиционная охота. Леди Ди хорошо усвоила правила игры. Но в этом году всё будет по-другому. История не любит сослагательного наклонения, но «Спенсер» – как раз фантазия о том, что было бы если... Если бы всё пошло иначе в те несколько судьбоносных зимних дней.
«Сувенир. Часть 2»
Режиссёр – Джоанна Хогг
В ролях: Онор Суинтон-Бирн, Тильда Суинтон, Чарли Хитон, Ричард Айоади
Ещё один очевидный хайлайт программы 2021 года – стопроцентный хит Каннского кинофестиваля от Джоанны Хогг: сиквел её автобиографичного «Сувенира». На этот раз кино уходит на территорию мета, потому что главная героиня в исполнении Онор Суинтон-Бирн снимает кино внутри кино, ловко заигрывая с событиями первого фильма, режиссёрской фантазией и фактами из реальной жизни Джоанны Хогг. Мама Онор, несравненная Тильда, всё так же блистает на экране и в сиквеле.
После бурных отношений Джули берётся распутать клубок собственных амурных чувств и начинает снимать свой дипломный фильм, тщательно отделяя факты от фантазий и беллетристики. Узнаем, чем закончилась история кинематографистки, которая с помощью искусства пытается справиться со психологической травмой, связанной с утратой любимого человека.
«Правда обо мне»
Режиссёр – Гарри Вутлифф
В ролях: Рут Уилсон, Том Бёрк, Хейли Сквайрс
Одним из самых горячих эксклюзивов «Бритфеста» становится британская драма с раскалёнными чувствами «Правда обо мне» с недавнего Венецианского кинофестиваля. Рут Уилсон и Том Бёрк накаляют экран, а Гарри Вутлифф (женщина, как бы имя не смущало) страстно ухватывает эти странные, иррациональные отношения на камеру.
Кейт, одинокая женщина чуть за тридцать, от утомительной работы в офисе сбегает в Интернет, рассматривая картинки идиллического отдыха. Легкий флирт с клиентом поначалу кажется обычным невинным эпизодом её рутины. Но когда мужчина появляется вновь с предложением встретиться с Кейт после работы, она оказывается втянутой в странные отношения, которые вытесняют все остальные приоритеты. Начинаются ссоры с подругой, ложь начальству – и всё ради того, чтобы сохранить спонтанный и непредсказуемый союз с мужчиной, о котором она почти ничего не знает, и даже в телефоне он у неё записан просто как «Блондин»...
«Лимб»
Режиссёр – Бен Шаррок
В ролях: Амир Эль-Марси, Викаш Баи, Ола Оребийи, Сидсе Бабетт Кнудсен, Кеннет Коллар
Британская чёрная, но экзистенциальная (!) комедия «Лимб» (или «Забвение») Бена Шаррока – восхитительное поэтичное кино с упоительным визуальным стилем и одним из самых оригинальных сценариев прошлого года, напоминающим дикую смесь Джармуша и МакДоны. Кино попало в отбор Каннского кинофестиваля 2020 года, который так и не состоялся в итоге. Главный герой по имени Омар – беженец из Сирии, который ехал в Англию, чтобы получить политическое убежище, но в итоге оказался на каком-то богом забытом шотландском островке, продуваемом со всех сторон ветром и с единственной телефонной будкой посреди многокилометровой пустоши. И всё, что напоминает ему здесь о далёкой родине, – дедова лютня, которую Омар привёз с собой.
Шотландец Бэн Шаррок успел пожить не только в родном Эдинбурге, но и в сирийском Дамаске. «Лимбо» частично основано на его опыте пребывания в Сирии (ему повезло отучиться там до вспышки гражданской войны), но опыт этот настолько тщательно пропущен через артистическое видение режиссёра, что фильм несравним ни с одним другим, затрагивающим тематику беженцев, произведением.
Напоминаем, что все показы проводятся на языке оригинала с русскими субтитрами. На официальном сайте фестиваля можно ознакомиться с полной программой, расписанием и купить билеты.
Вадим Богданов, InterMedia
«Кто придумал Новый год» расскажут на Первом канале
Премьера документального фильма «Кто придумал Новый год» состоится 30 декабря 2024 года на Первом канале. Съёмочная группа отправилась в гости к Деду Морозу и взяла у него большое и откровенное интервью, а также запечатлела его в повседневной жизни. Зрители впервые увидят, как он живёт между напряжёнными днями работы новогодним волшебником и чем занимается 364 дня в году, когда не развозит подарки.
В фильме будет рассказана история появления этого сказочного персонажа, который стал квинтэссенцией древних языческих славянских духов и литературного героя, придуманного в XIX веке. Причём судьба Деда не менее драматична, чем человеческая. Его то запрещали по идеологическим причинам, как «буржуазный пережиток прошлого», то разрешали. Авторы фильма нашли экземпляр газеты «Правда» 1935 года, где глава Компартии Украины впервые предложил вернуть детям деда Мороза. Идея понравилась. СССР была нужна преемственность традиций. А зачем придумывать новое, если есть надежное и проверенное старое?
У каждого из народов в России есть свой аналог этого старика. В Татарстане сказочного персонажа называют Кыш Бабай, то есть «Зимний Дед». В Удмуртии это — Тол Бабай. В Карелии - Паккайне. В Чувашии — Хель Мучи. В Якутии — Чысхаан, а в Мордовии — Якшамо Атя. Не обойдем вниманием и «иностранных партнеров» Деда Мороза. Во Франции — Пер Ноэль, в Германии – Святой Николас, в Норвегии — Юлениссен, В Финляндии – Йолупукки.
Если Снегурочка — внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка — это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны). Авторы фильм постараются поставить точку и в этом вопросе, задав его Деду Морозу.
На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века.
В фильме принимают участие российский Дед Мороз, актеры Михаил Боярский, Михаил Владимиров и Александр Олешко, телеведущие Яна Чурикова, Юлия Барановская, Вадим Галыгин и Максим Шарафутдинов, музыканты Валерий Сюткин и Денис Майданов, космонавт Андрей Борисенко.
Эфир в 12.15.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах в январе
Российская цифровая премьера фильма «Анора» состоится в российских онлайн-кинотеатрах 7 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в трагикомедии режиссера Шона Бэйкера исполнили Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и др.
Действие фильм начинается в Бруклине. Стриптизерша Анора (Мэдисон), предпочитающая имя Эни, знакомится с сыном русского олигарха Ваней (Эйдельштейн), который проводит всё время в вечеринках и развлечениях. Вскоре парень выкупает время Эни на неделю, предлагает слетать в Вегас, а там молодые люди спонтанно женятся. Узнав об этом из газет, родители Вани (Серебряков и Екамасова) приходят в ярость и срочно вылетают из России в США, а разобраться в ситуации и аннулировать брак велят нью-йоркскому армянину Торосу (Карагулян), который должен был присматривать за их сыном. Он отправляется решать проблему вместе с двумя подручными – Игорем (Борисов) и Граником (Товмасян).
Премьера «Аноры» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, где картина получила главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». По итогам года сам фильм, режиссера Бэйкер, а также Майки Мэдисон и Юра Борисов уже получили несколько профессиональных наград и номинаций на премии. «Анора» попала в большинство списков лучших фильмов года и предположительно станет одним из основных претендентов на «Оскар».
В российский прокат фильм вышел в октябре. В онлайн-кинотеатрах он будет доступен как в дубляже, так и в оригинале с русскими субтитрами.
Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин из соседей превращаются в родителей в трейлере «Мы рожаем»
Первый трейлер фильма «Мы рожаем» обнародовала 24 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в комедии режиссера Дмитрия Суворова исполнили Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин, а также снялись Ян Цапник, Анастасия Панина, Анна Уколова, Сергей Степин, Сергей Чирков, Яна Левенцева, Никита Тарасов, Софья Зайка, Нидаль Абу Газале, Данила Якушев, Кристина Марченко и др.
- Между молодыми соседями Аней (Алексеева) и Димой (Сапрыкин) не было ничего общего, - сообщается в синопсисе. - Аня сбежала от властных родителей, чтобы «покорить Москву» и доказать, что может стать успешной без их поддержки. Дима же, напротив, застрял на попечении у родителей без шансов наладить личную жизнь, ведь жить в одной квартире с причудами его папы и мамы не сможет ни одна нормальная девушка. Но одна случайная ночь и известная фраза «У вас будет ребёнок!» переворачивают их привычную жизнь с ног на голову. И это только начало непредсказуемого забега на дистанции длиной в 9 месяцев, которую предстоит преодолеть новоиспеченным родителям.
В российский прокат «Мы рожаем» выйдет 6 февраля 2024 года.