Борис Гребенщиков: «Если человек не хочет вакцинироваться, а предпочитает целомудренно дрейфовать в сторону кладбища, то это его выбор»

О ЕГО КНИГЕ «СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА В ИНДИИ»
- Эту книгу я начал очень давно, просто потому что почувствовал, что это нужно сделать; много лет писал потихоньку и выставлял плоды работы на сайте «Аквариума». И вот спустя 25 лет ко мне в дверь постучалось замечательное издательство АСТ и сказало, что хочет эту книгу издать, за что я им страшно благодарен — потому что после их просьбы мне пришлось-таки сесть и закончить её. Все священные места Индии, о которых я слышал что-либо, в этой книге упомянуты, многие рассказы даже снабжены фотографиями. Поэтому я доволен. Еще одно дело сделано.
ПОЧЕМУ ИНДИЯ?
- Индия — это колыбель цивилизации, какой мы ее знаем. Не зря ее называют Бхарат Мата, Мать Индия. Еще в школе, слушая Beatles, я не мог не обратить внимание, что в 1966–1967 годах в их музыке появилось что-то новое, ни на что не похожее и совершенно чарующее. Вскоре стало известно, что это влияние индийской музыки. И мне стало интересно, что же это за Индия такая, что у них за такая фантастически интересная музыка. Я начал искать хоть какую-то информацию об Индии — и выяснилось, что в Советском Союзе не так просто было найти книги об индийской культуре, разве что какие-нибудь редкие академические издания. В итоге я все-таки нашел книгу Нарайана «Боги, демоны, люди» — с нее-то всё и началось. Я понял, что в Индии не только музыка интересна — за этой музыкой стоит еще более глубокая философия. Всё, что мы в Европе имеем и знаем, — это всё идет оттуда. Поэтому Индия на самом деле — во многом мать современной культуры.
О СВЯЗИ РУССКОЙ И ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУР
- Понимаете, в русском языке полным-полно слов из санскрита. Не зря говорят — «индоевропейская культура». И многое из того, что есть в России, так или иначе идет из Индии. Поэтому так интересно мне было — и до сих пор интересно — ездить по Индии, разыскивать священные места, посещать все эти храмы. И когда я там — я в сказочном мире. И различие санитарных норм меня совсем не пугает. При этом на Индии свет клином не сошёлся. Есть Япония и Китай, есть края, сформированные тибетской культурой. Да что далеко ходить — посмотрите, как много в России есть прекрасных и священных мест. Собственно говоря, я уж лет 30 назад придумал себе дело жизни: ездить по России (и сопредельным братским странам) и составлять каталог чудотворных икон. Результаты находятся на сайте «Аквариума». Последняя книга на эту тему была написана в 1899 году православным писателем Евгением Поселяниным; но с тех пор много что изменилось, была революция, новая власть объявила войну православию; иконы переезжали, терялись, прятались, уничтожались. Но мне кажется, что традицию любовного и бережного отношения к своим святыням стоило бы возобновить. Без этого нельзя, это самое сердце России. Так что лиха беда начало.
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И ОТКАЗЕ ОТ ВАКЦИНАЦИИ
- Знаете, я за последние полтора года заметил, что тех, кому нужно было передвигаться, ограничения никак не останавливали. А что до споров о вакцинах, то мне кажется, что у каждого есть право на свою точку зрения; если человек не хочет вакцинироваться, а предпочитает целомудренно дрейфовать в сторону кладбища, то это его выбор. Как говорят индусы, со временем он переродится с другой точкой зрения.
О РОЛИ ПУТЕШЕСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУШИ
- У каждого свои методы. Некоторые годами сидят на месте, а другие не могут не изучать мир; говорят, что не все люди дорастают в своем развитии до желания путешествовать.Есть люди, которые сидят у себя на дачном участке и говорят: да мы в гробу видали все ваши путешествия, весь ваш этот мир — западный, восточный и любой другой, все это полная чушь. У меня есть один очень хороший знакомый, который всегда смеялся надо мной, ему казалось нелепым, что я все время езжу куда-то. Однако, как только ему дали визу в Индию, он рванул туда, и потом его было оттуда не выцарапать несколько лет. Я думаю, что у каждого свой путь; но бывает, что у человека открываются глаза и он понимает, что отрицание окружающего мира — глупость; путешествовать необходимо хотя бы для того, чтобы вернуться потом домой и дом этот сделать лучше. А чтобы сделать лучше, нужно узнать, как делают все остальные, узнать — и применить этот опыт у себя дома на практике. Не зря царь Петр ездил учиться в другие страны. А пока люди сидят у себя в огороде, не выходят за пределы своего участка и говорят: «А нам ничего другого не нужно», у них не будет понимания, как сделать свой огород лучше. Таких людей жалко. Но и к ним рано или поздно придет озарение, и они этого захотят.
О МУЗЫКЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- В современном нам советском/постсоветском мире многие забыли, что музыка вообще существует. Раньше в понятие «образованный человек» естественно входило музыкальное воспитание. С древних времен было известно, что музыка воздействует на душу, минуя ум. Теперь душу «отменили» за невыгодностью,.. Хорошая песня — это магия, в которой музыка и слова неотделимы. Это магия, которая позволяет людям сделать себя лучше и быть лучше по отношению к другим. Алхимия. Великое делание. Воспитание души. Поэтому музыка не бывает «западная», «восточная», «северо-восточная», «южная». Как и вообще культура. Это только внешние признаки. Насколько я помню, Гёте говорил, что искусство и наука не могут быть патриотичными. Искусство — это то, что воспитывает всех людей, вне зависимости от того, по какую сторону придуманной границы они живут. Потому что все границы придуманы, и сердцем мы это прекрасно знаем.
О ГРЯДУЩЕМ АЛЬБОМЕ «АКВАРИУМА»
- Что получится в итоге — предсказать невозможно, музыка — сущность своевольная; но хочется записать (как говорят мои знакомые) «духоподъёмный» альбом. Последние три наших альбома («Соль», «Время N» и «Знак Огня») выходили в свет под псевдонимом «БГ», потому что мне казалось неправильным связывать имя «Аквариум» с такими исповедально-драматическими песнями; как кто-то правильно назвал это, трилогия «Вой». А теперь мне хочется, чтобы вернулся «Аквариум», чтобы показывать то, чем мы все являемся.
(Мария Лащева, Фонтанка.Ру, 15.11.2021).
«Дискотека Авария» выступит на «Премии Муз-ТВ 2025»

20-я юбилейная церемония «Премии Муз-ТВ 2025. Легенда» состоится 7 июня 2025 года в «Live Арене». Как сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала, одним из участников шоу станет группа «Дискотека Авария». Какими хитами прогремит коллектив на сцене церемонии и какой номер подготовит, организаторы пока не раскрывают.
- Мы долго ходили вокруг да около названия «Легенда», долго выбирали, - комментирует генеральный директор канала «Муз-ТВ» Захар Бабин. - С одной сторон, кажется, что «легенда» – немного устаревшее слово, с другой – настолько ёмкое, простое, масштабное. «Легенда», потому что премия в этому году 20-я юбилейная. «Муз-ТВ» – легенда в музыке, в шоу-бизнесе, в обществе и культуре. Вся 20-летняя история премии, артисты, неожиданные победители, прорывы года – это уже некая легенда. Даже за какими-то казусами и скандалами есть свой легендарный флёр. При разработке концепции мы пошли именно в сторону кино, блокбастеров, фильмов, которые завоевывают сотни миллионов сердец, поэтому избрали супергеройскую тематику. Даже логотип премии – это медальон, некий арт-объект. Мне кажется, он однозначно отзовётся у зрителей.
Эльдар Джарахов был Капибарой в «Маске»

Третий выпуск шестого сезона шоу «Маска» вышел в эфир НТВ 23 февраля 2025 года. Вторым участником, раскрывшим тайну своей личности, стал певец и блогер Эльдар Джарахов. Он скрывался под маской Капибары.
- В маске Капибары у меня была возможность стать повыше и лучше замаскироваться, - рассказал Джарахов. – Ещё мне кажется, что Капибара – самое дипломатичное и дружелюбное животное на планете, этим мы и похожи. Я изначально шёл сюда не побеждать, потому что трезво оценивал свои шансы. Даже удивлён, что не вылетел ещё в первом выпуске, за что большое спасибо нашим членам жюри. На самом деле я думал, что большая часть судей сразу меня узнают, потому что у меня есть дуэт с Киркоровым и Костюшкиным, а скоро выйдет совместный проект с Валерией. Но в итоге Тимур Родригез оказался первым, кто предположил, что в маске могу быть я. В первом выпуске меня чуть не выдал смех, потому что люди в комментариях сразу начали писать, что в Капибаре могу быть я. Поэтому в дальнейшем я старался лучше маскировать свой голос, но всё равно, проверяя соцсети «Маски», я видел, что зрители до сих пор не поменяли своего мнения. Наверное, это в конце концов меня и раскрыло.
По правилам проекта, в каждом выпуске маски дают несколько подсказок о себе. Перед первым выступлением Капибара сказал: «А я люблю друзей. Дружба – это самое важное в жизни» (Эльдар вместе со Стасом Костюшкиным выпустили песню «Просто друг»). Во втором выпуске шоу он рассказал, что любит сладости, намекнув на то, что у Эльдара Джарахова – сахарный диабет. В третьем выпуске Капибара признался: «Я вообще считаю себя лучшим собеседником, и в этом деле я – номер один» (Эльдар Джарахов ведёт собственное шоу в соцсетях, где берёт интервью у своих друзей и артистов), а также рассказал, что попал в семью, где любят музыку (артист состоит в отношениях с популярной певицей Mona).
В первом выпуске Капибара вышел на сцену с песней «Всё, что есть у меня» ВИА «Самоцветы». Члены жюри не смогли прийти к единому варианту, но предположили, что под маской может скрываться уже взрослый состоявшийся артист. Спустя неделю маска исполнила песню группы «Парк Горького» «Moscow Calling». Судьи восхитились выступлением и выдвинули несколько версий: Илья Соболев, Эльдар Джарахов, Александр Маршал и Михаил Боярский. В третьем выпуске Капибара спел песню Филиппа Киркорова «Уходило лето», после чего Регина Тодоренко выдвинула новую версию, что под маской может скрываться Сергей Жуков, а Тимур Родригез и Филипп Киркоров проголосовали за Эльдара Джарахова.
По итогам третьего выпуска в номинации оказались Капибара, Утка и Овечка. Зрители в студии решили, что продолжить участие в шоу должна Утка, а членам жюри пришлось выбрать одного героя, который раскроет тайну своей личности. Филипп Киркоров и Регина Тодоренко пожелали оставить в проекте Овечку, а Денис Клявер, который присоединился к постоянным членам жюри в этом выпуске, и Тимур Родригез поддержали Капибару. Решающим стал голос Валерии, которая решила, что маску должен снять Капибара. Денис Клявер предположил, что под маской скрывается актёр Игорь Миркурбанов, Регина Тодоренко проголосовала за кандидатуру Александра Буйнова. Остальные же члены жюри остались верны версии, что под маской Капибары скрывается Эльдар Джарахов, и оказались правы.
- Не буду кривить душой, я ждала тебя все шесть сезонов и называла тебя в разных масках шоу. Наконец-то ты дошёл до нас, спасибо тебе за это! – сказала Регина Тодоренко.
Эфир по воскресеньям в 20.20.
Елена Ваенга отказалась продолжать концерт в Твери из-за смерти зрительницы

Во время концерта Елены Ваенги в Твери скончалась зрительница. Очевидцы рассказали, что в зале во время выступления было сильно душно, а организаторы якобы даже не принесли аптечку, чтобы спасти поклонницу артистки. Как сообщает Shot, 71-летняя Тамара пришла на концерт в ДК «Пролетарка» со своей подругой. В ходе концерта обеим стало плохо, и Тамара скончалась в районе 21.00. Ее спутницу спасли.
Сразу после инцидента Елена Ваенга прервала концерт.
- Во время антракта женщина шла к выходу, ей стало плохо, она упала, - рассказала Газете.Ру одна из посетительниц тверского концерта. - Ее подхватили другие женщины и вынесли в фойе. Сразу же стали искать врачей среди зрителей по микрофону и вызвали скорую. Но, видимо, смерть наступила мгновенно. После антракта вышла Ваенга и сказала, что это впервые на ее концерте, и она не может петь песню «Снова курю, мама, снова», когда в фойе человек лежит. Зрители требовали продолжения концерта. Ваенга сказала, что зрителей она понимает, заплатили деньги и т.д., поэтому вызвала на сцену представителя из организаторов концерта и объявила, что на следующей неделе будет определена дата нового ее концерта в Твери взамен этого по старым билетам.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в начале февраля 2025 года Елена Ваенга была удостоена звания «Заслуженный артист Российской Федерации».