Борис Гребенщиков: «Если человек не хочет вакцинироваться, а предпочитает целомудренно дрейфовать в сторону кладбища, то это его выбор»
О ЕГО КНИГЕ «СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА В ИНДИИ»
- Эту книгу я начал очень давно, просто потому что почувствовал, что это нужно сделать; много лет писал потихоньку и выставлял плоды работы на сайте «Аквариума». И вот спустя 25 лет ко мне в дверь постучалось замечательное издательство АСТ и сказало, что хочет эту книгу издать, за что я им страшно благодарен — потому что после их просьбы мне пришлось-таки сесть и закончить её. Все священные места Индии, о которых я слышал что-либо, в этой книге упомянуты, многие рассказы даже снабжены фотографиями. Поэтому я доволен. Еще одно дело сделано.
ПОЧЕМУ ИНДИЯ?
- Индия — это колыбель цивилизации, какой мы ее знаем. Не зря ее называют Бхарат Мата, Мать Индия. Еще в школе, слушая Beatles, я не мог не обратить внимание, что в 1966–1967 годах в их музыке появилось что-то новое, ни на что не похожее и совершенно чарующее. Вскоре стало известно, что это влияние индийской музыки. И мне стало интересно, что же это за Индия такая, что у них за такая фантастически интересная музыка. Я начал искать хоть какую-то информацию об Индии — и выяснилось, что в Советском Союзе не так просто было найти книги об индийской культуре, разве что какие-нибудь редкие академические издания. В итоге я все-таки нашел книгу Нарайана «Боги, демоны, люди» — с нее-то всё и началось. Я понял, что в Индии не только музыка интересна — за этой музыкой стоит еще более глубокая философия. Всё, что мы в Европе имеем и знаем, — это всё идет оттуда. Поэтому Индия на самом деле — во многом мать современной культуры.
О СВЯЗИ РУССКОЙ И ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУР
- Понимаете, в русском языке полным-полно слов из санскрита. Не зря говорят — «индоевропейская культура». И многое из того, что есть в России, так или иначе идет из Индии. Поэтому так интересно мне было — и до сих пор интересно — ездить по Индии, разыскивать священные места, посещать все эти храмы. И когда я там — я в сказочном мире. И различие санитарных норм меня совсем не пугает. При этом на Индии свет клином не сошёлся. Есть Япония и Китай, есть края, сформированные тибетской культурой. Да что далеко ходить — посмотрите, как много в России есть прекрасных и священных мест. Собственно говоря, я уж лет 30 назад придумал себе дело жизни: ездить по России (и сопредельным братским странам) и составлять каталог чудотворных икон. Результаты находятся на сайте «Аквариума». Последняя книга на эту тему была написана в 1899 году православным писателем Евгением Поселяниным; но с тех пор много что изменилось, была революция, новая власть объявила войну православию; иконы переезжали, терялись, прятались, уничтожались. Но мне кажется, что традицию любовного и бережного отношения к своим святыням стоило бы возобновить. Без этого нельзя, это самое сердце России. Так что лиха беда начало.
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И ОТКАЗЕ ОТ ВАКЦИНАЦИИ
- Знаете, я за последние полтора года заметил, что тех, кому нужно было передвигаться, ограничения никак не останавливали. А что до споров о вакцинах, то мне кажется, что у каждого есть право на свою точку зрения; если человек не хочет вакцинироваться, а предпочитает целомудренно дрейфовать в сторону кладбища, то это его выбор. Как говорят индусы, со временем он переродится с другой точкой зрения.
О РОЛИ ПУТЕШЕСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУШИ
- У каждого свои методы. Некоторые годами сидят на месте, а другие не могут не изучать мир; говорят, что не все люди дорастают в своем развитии до желания путешествовать.Есть люди, которые сидят у себя на дачном участке и говорят: да мы в гробу видали все ваши путешествия, весь ваш этот мир — западный, восточный и любой другой, все это полная чушь. У меня есть один очень хороший знакомый, который всегда смеялся надо мной, ему казалось нелепым, что я все время езжу куда-то. Однако, как только ему дали визу в Индию, он рванул туда, и потом его было оттуда не выцарапать несколько лет. Я думаю, что у каждого свой путь; но бывает, что у человека открываются глаза и он понимает, что отрицание окружающего мира — глупость; путешествовать необходимо хотя бы для того, чтобы вернуться потом домой и дом этот сделать лучше. А чтобы сделать лучше, нужно узнать, как делают все остальные, узнать — и применить этот опыт у себя дома на практике. Не зря царь Петр ездил учиться в другие страны. А пока люди сидят у себя в огороде, не выходят за пределы своего участка и говорят: «А нам ничего другого не нужно», у них не будет понимания, как сделать свой огород лучше. Таких людей жалко. Но и к ним рано или поздно придет озарение, и они этого захотят.
О МУЗЫКЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- В современном нам советском/постсоветском мире многие забыли, что музыка вообще существует. Раньше в понятие «образованный человек» естественно входило музыкальное воспитание. С древних времен было известно, что музыка воздействует на душу, минуя ум. Теперь душу «отменили» за невыгодностью,.. Хорошая песня — это магия, в которой музыка и слова неотделимы. Это магия, которая позволяет людям сделать себя лучше и быть лучше по отношению к другим. Алхимия. Великое делание. Воспитание души. Поэтому музыка не бывает «западная», «восточная», «северо-восточная», «южная». Как и вообще культура. Это только внешние признаки. Насколько я помню, Гёте говорил, что искусство и наука не могут быть патриотичными. Искусство — это то, что воспитывает всех людей, вне зависимости от того, по какую сторону придуманной границы они живут. Потому что все границы придуманы, и сердцем мы это прекрасно знаем.
О ГРЯДУЩЕМ АЛЬБОМЕ «АКВАРИУМА»
- Что получится в итоге — предсказать невозможно, музыка — сущность своевольная; но хочется записать (как говорят мои знакомые) «духоподъёмный» альбом. Последние три наших альбома («Соль», «Время N» и «Знак Огня») выходили в свет под псевдонимом «БГ», потому что мне казалось неправильным связывать имя «Аквариум» с такими исповедально-драматическими песнями; как кто-то правильно назвал это, трилогия «Вой». А теперь мне хочется, чтобы вернулся «Аквариум», чтобы показывать то, чем мы все являемся.
(Мария Лащева, Фонтанка.Ру, 15.11.2021).
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.
SZA выпустила расширенную версию альбома «SOS» и клип с Беном Стиллером
Релиз альбома певицы SZA «SOS Deluxe: Lana» состоялся 20 декабря 2024 года. Как следует из названия, это делюкс-версия ее второй студийной пластинки «SOS», вышедшей в 2022 году. Расширенное издание дополнено 15-ю новыми треками (так что общее их количество составляет 38). В их числе дуэт «30 for 30» с Кендриком Ламаром, с которым SZA отправится в совместный тур в 2025 году.
В день выхода альбома состоялась и премьера клипа на еще одну новую песню «Drive». Главную роль в видео, снятом режиссером Брэдли Дж. Колдером, исполнил актер Бен Стиллер. По сюжету, он едет на машине по пустынному ночному шоссе, подпевая звучащей песне и периодически совершая странные действия: высовывается из окна, выходит и танцует и т.п. В финале действие перемещается в лес, где зрители видят обнаженную SZA в образе то ли нимфы, то ли какого-то огромного насекомого. В таком же виде она предстает на обложке альбома.
Группа Reflex отмечает 25-летие
Группа Reflex отмечает свое 25-летие. Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон напомнили агентству «ИнтерМедиа», что 16 декабря 1999 года на радиостанции «Европа плюс» состоялась премьера песни «Дальний свет». Этот момент стал отправной точкой в истории популярного поп-проекта, который вскоре покорил не только российские, но и международные чарты. Песня «Дальний свет» была настолько яркой, а клип таким нестандартным для русской музыки того времени, что представители музыкальных лейблов страны даже подумали, что это какой-то европейский проект, вспоминают Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон.
Однако амбициозные создатели музыки Reflex считают годом рождения своей группы год первого по-настоящему большого успеха.
- Тогда, 16 декабря 1999 года, выпустив «Дальний свет», мы словно зачали ребёнка, — говорит композитор Вячеслав Тюрин. — А настоящее рождение Reflex мы, конечно же, считаем от песни «Сойти с ума». От нашего первого по-настоящему большого успеха.
Оглушительно выстрелившая буквально на всех радиостанциях России в 2000 году, песня установила все возможные и невозможные рекорды по продолжительности нахождения в радиоэфирах и топ-чартах. Поэтому лидеры Reflex своим годом рождения считают именно 2000-й. А вот дату менять не стали —16 декабря.
С 2000 года коллектив выдавая хит за хитом: «Сойти с ума», «Первый раз», «Потому что не было тебя», «Падали звезды», «Нон Стоп», «Танцы» — и это лишь малая часть песен, которые знает буквально каждый. Музыка Reflex живет уже третье поколение, их песни перепевают молодые артисты, а группа продолжает выпускать новые синглы. Средний возраст слушателя Reflex, по данным ВЦИОМ, 25-35 лет. Песни Reflex не стареют, как и сама группа, и её бессменная солистка, «золотой голос Reflex» Ирина Нельсон.