Рецензия на фильм «Большой баг». Конец интеллекта искусственного и человеческого
Оценка: 5 из 10
Фильм «Большой баг» вышел на видеосервисе Netflix 11 февраля 2022 года. Режиссер: Жан-Пьер Жёне. В ролях: Эльза Зильберштейн, Изабель Нанти, Клод Перрон, Стефан Де Гродт, Юсеф Хаджди и другие.
Как говорится в одном старом анекдоте, люди делятся на тех, кто делится, и тех, кто не делится. Добавим к этому от себя, что еще на тех, кто с удовольствием смотрит «Амели», и тех, кто категорически этот фильм не выносит.
Французский режиссер Жан-Пьер Жёне широкому зрителю известен мало. Все или почти все знают его картину «Амели» (или хотя бы слышали о ней). Куда меньше людей помнят «Город потерянных детей» и «Невероятное путешествие мистера Спивета», а «Чужой 4: Воскрешение» ненавидят, кажется, даже сильнее, чем «Чужой: Завет». Если над работой Ридли Скотта фанаты «Чужого» смеются, то версию Жан-Пьера Жёне предпочитают и вовсе не вспоминать.
Как и многие другие режиссеры, имеющие авторский почерк и некогда бывшие на слуху, но давно не получавшие интересных проектов, он обратился к видеосервисам. Новая работа Жан-Пьера Жёне – фильм «Большой баг» – полностью соответствует его духу, хотя, в отличие от предыдущих картин, даже ее жанр охарактеризовать довольно трудно. Сатира? Фарс? Антиутопия? Фильм-предупреждение? Психологический триллер? Пожалуй, все сразу, да еще и с примесью множества других жанров.
На дворе 2045 год. Искусственный интеллект выполняет за людей практически всю работу, а те выходят на пенсию даже раньше, чем мы можем себе представить. Роботы модели «Йоникс» тем временем вовсю управляют государством, участвуют в политических дебатах и заменяют собой армию и полицию. Даже телевизионные шоу выпускают, кажется, уже не для людей – так, в передаче «Homo Ridiculus» андроиды помещают людей в дикие условия, используют в качестве животных и творят с ними всяческие непотребства.
В этом мире к Элис, большой поклоннице всевозможного ретро, живущей в загородном доме, приходит в гости любовник с сыном-подростком, бывший муж с новой невестой и дочерью, а также соседка с собакой. В этот и без того неловкий момент снаружи происходит восстание машин. Чтобы защитить хозяев, бытовые роботы-помощники блокируют дом, поскольку решают, что взаперти людям будет безопаснее.
На фоне этого сюжета рождается сразу масса вопросов и тем для дискуссий. Может ли робот решить парадокс сыра с дырками (чем больше сыра, тем больше дырок, но чем больше дырок, тем меньше сыра), обучиться чувству юмора, а также осознать себя человеком? Искусственный интеллект – это друг и помощник человечества или все же враг, который поработит своих создателей? Если человечество так долго измывалось над окружающим миром и природой, то не логично ли предположить, что ИИ – высшая форма разума – отринет любое подобие законов робототехники и будет точно так же измываться над человечеством – причем вполне заслуженно?
Проблема в том, что, жонглируя всеми этими темами, режиссер не фокусируется ни на одной из них. Он просто дурачится над зрителями, как его же Амели когда-то дурачилась над Нино. Ведь план Амели с самого начала не предполагал решения – к развитию отношений ее подтолкнул сосед. Но у Жан-Пьера Жёне такого соседа не нашлось, поэтому к ответам на вопросы и развитию поднятых тем его подтолкнуть никто не смог. Люди в его фильме преподносятся попеременно то как уникальные организмы, в чьих ошибках заключена красота, то как варвары и дикари, которых стоит подчинить и контролировать, чтобы они не делали тех самых ошибок.
С точки зрения эволюции фильм оценивать еще забавнее. Как известно, в природе выживает не сильнейший, а тот, кто лучше приспосабливается. За все время существования жизни на Земле вымерли организмы, несомненно, прекрасные и сильные, но чьи мутации (те самые баги из названия картины) не позволили успешно приспособиться к среде. Человечество же в деле адаптации очень преуспело и поэтому заполонило планету. А вот совершенный, казалось бы, организм – те самые роботы-йониксы – проигрывает битву, потому что в системе обнаруживается досадный баг, несовместимый с существованием. Та же мутация, та же эволюция, но уже в мире ИИ. Но даже после битвы с йониксами и, казалось бы, доказательства своего превосходства люди, по меркам фильма, так и не собираются умнеть.
Вот и выходит в результате, что будущего нет ни у искусственного интеллекта, ни у природного. Смотреть на этот нигилистический вывод тем больнее, что в самом фильме нет ни стоящего юмора, ни запоминающихся диалогов, ни проработанных характеров. «Большой баг» – это фарс с грубостями, но без юмора, это сатира с унижениями, но без выводов, это проповедь, в которой нет наставлений. Полюбить это кино невозможно – его смотреть-то тяжело. Жан-Пьер Жёне, кажется, настолько разочаровался в человечестве и всех делах его, что снял фильм, который визуально и стилистически напоминает «Амели», вот только внутри оказывается его полной противоположностью.
Павел Соломатин, InterMedia
Сегодня родились Константин Хабенский и Мария Зайцева
11 января 2025 года, суббота.
NЮ даст большой новогодний концерт.
Денис Мацуев станет героем нового проекта «Вспомнить всё» на Первом канале.
Фильм «Я – медведь» с Никитой Кологривым и Агатой Муцениеце покажет СТС.
Черную комедию «Нандор Фодор и говорящий мангуст» покажет ТВ-3.
«Немую ярость» Джона Ву покажет «Рен-ТВ».
27 лет актрисе Одессе Янг.
33 года актрисе Юлии Хлыниной.
35 лет участнице группы «Ранетки» Анне Рудневой.
36 лет актёру Артёму Костюнёву.
42 года певице Марии Зайцевой.
44 года экс-солисту группы Kasabian Тому Мейгану.
44 года актёру Антону Хабарову.
46 лет участнику группы «Отпетые мошенники» Сергею Аморалову.
48 лет кинорежиссёру Василию Сигареву.
53 года телеведущему Андрею Малахову.
53 года актрисе Аманде Пит.
53 года актёру и режиссёру Константину Хабенскому.
54 года певице Мэри Джей Блайдж.
57 лет гитаристу группы No Doubt Тому Дюмону.
57 лет гитаристу Василию Смоленцеву.
69 лет актрисе Филлис Логан.
1 год назад умер актёр и режиссёр Юрий Соломин (1935-2024).
15 лет назад умер джазмен Георгий Гаранян (1934-2010).
80 лет назад родился актёр Георгий Тараторкин (1945-2017).
150 лет назад родился композитор Рейнгольд Глиэр (1875-1956).
12 января.
Денис Мацуев отметит Старый Новый год с музыкой Чайковского и Рахманинова.
Лариса Рубальская устроит творческий вечер в кругу друзей.
Владимир Винокур и Клара Новикова встретят Старый Новый год в программе «Аншлаг» на «России».
Драму-байопик «Феррари» с Адамом Драйвером покажет СТС.
10 лет назад умерла оперная певица Елена Образцова (1939-2015).
32 года певцу Зейну Малику.
38 лет лидеру группы «Йорш» Диме Соколу.
39 лет певице Злате Огневич.
51 год повару и телеведущему Константину Ивлеву.
51 год участнице группы Spice Girls Мел Си.
55 лет вокалисту группы Rage Against The Machine Заку де ла Роше.
58 лет актрисе и режиссёру Ренате Литвиновой.
63 года певцу Сергею Минаеву.
66 лет участнику группы Roxette Перу Гессле.
67 лет музыканту Александру Пантыкину.
69 лет певцу Николаю Носкову.
71 год теле- и радиоведущему Говарду Стерну.
76 лет писателю Харуки Мураками.
89 лет композитору Раймонду Паулсу.
92 года кинорежиссёру Лилиане Кавани.
13 января.
Комедийный сериал «Демис и Марина» покажет ТНТ.
День российской печати.
20 лет назад умер иллюзионист Арутюн Акопян (1918-2005).
35 лет актёру Лиаму Хемсворту.
36 лет актёру Александру Головину.
37 лет актёру Милошу Биковичу.
42 года участнику группы «Иванушки International» Кириллу Туриченко.
43 года актрисе Рут Уилсон.
48 лет актёру Орландо Блуму.
58 лет диджею Владимиру Фонарёву.
59 лет актрисе и продюсеру Ирине Апексимовой.
59 лет актёру Патрику Демпси.
61 год актёру Артуру Вахе.
67 лет режиссёру Сергею Газарову.
71 год певцу Алексею Глызину.
Экшн-триллер «Особо опасный пассажир» Мэла Гибсона выйдет в России в марте
Новый локализованный трейлер и новую дату выхода в российский прокат фильма «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) обнародовала 10 января 2025 года кинокомпания Global Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-триллере исполнили Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс, а также снялись Лия Ремини, Мааз Али, Мониб Абат, Пол Бен-Виктор, Эйлиз Паттон, Сеньор Пабло, Савана Джокель. Режиссерское кресло занял Мэл Гибсон.
По сюжету, турбулентность в самолете резко возрастает, когда маршал авиации (Докери), перевозящая на суд через пустыню Аляски важного свидетеля – опасного преступника (Тофер), понимает, что пилот (Уолберг) – совсем не тот, за кого себя выдает.
В мировой прокат «Особо опасный пассажир» выйдет 22 января, в российский – 13 марта.
Комедия «Пранкеры» с Ритой Морено выходит в России
Комедийный триллер «Пранкеры» (The Prank) выйдет в российский прокат 16 января 2025 года, локализованный трейлер был представлен 10 января. Одну из главных ролей исполнила обладательница премии «Оскар» Рита Морено.
Ее героиня миссис Уиллер из тех учителей, кого боятся и уважают одновременно, но больше боятся. Даже директор школы ничего не может сделать с тем, что миссис Уиллер постоянно занимает его место на парковке. Решив проучить вредного педагога, двое школьников пускают в Сети безумный слух: учительница — маньяк, и она замешана в исчезновении ученика. Но вскоре пранк выходит из-под контроля, и вся школа погружается в хаос. Смогут ли ребята закончить эту игру прежде, чем произойдёт реальная трагедия?
В картине также снялись Коннор Калопсис, Рамона Янг, Кит Дэвид, Кейт Флэнери и другие. Режиссером стала Морин Бхаруча. Она называет «Пранкеров» мрачной школьной комедией в стиле Хичкока и в то же время нравоучительной историей о цифровом веке:
- Мы живем в такой исторический момент, когда не доверяем ничему, что видим в Интернете. Но также мы можем выбирать, какую информацию считать реальностью. Возможность контролировать и разрушать чью-либо жизнь находится всего в одном клике от нас. Это именно то, над чем я хочу, чтобы вы задумались после просмотра.
Фильм участвовал в десятке международных фестивалей: SXSW, El Paso Film Festival, Oldenburg Film Festival, Brussels International Fantastic Film Festival (BIFFF) и т.д.