Рецензия на сериал «Патинко»: Вкус родного риса
Оценка: 8 из 10
Премьера сериала «Патинко» состоится на стриминговом сервисеApple TV+ 25 марта 2022 года. Создатель и сценарист: Су Хью. Режиссёры: Когонада и Джастин Чон. В ролях: Ли Мин-хо, Ким Мин-ха, Чин Ха, Юн Ё-джон и другие.
Азиатский кинематограф в последние годы заметно прибавил в весе на мировой арене, громогласно напомнив о себе на главных фестивальных площадках и кинопремиях. Особо в этом плане выделаются два региона – Корея и Япония, перехватившие доминирование у Китая, Тайваня и Гонконга. Новому корейскому подъёму во многом способствовали победы «Паразитов» в Каннах и на «Оскаре» и прошлогодний оглушительный успех «Игры в кальмара», а вот честь японцев как истинный ронин отстаивает Рюсукэ Хамагути, за год выстреливший сразу двумя отличными фильмами: сперва вышла «Случайность и догадка» (гран-при Берлинского кинофестиваля), а потом «Сядь за руль моей машины», получивший сначала награду за лучший сценарий в Каннах, а теперь через несколько дней собирающийся увезти первый со времён «Ушедших» Ёдзиро Такиты «Оскар» для Страны восходящего солнца.
Новый сериал производства Apple намерен эту тенденцию укрепить: несмотря на то, что «Патинко» сделала американская компания, это, как и «Минари», до мозга костей корейская продукция – экранизация одноимённого бестселлера корейской иммигрантки Ли Мин-джин, шоураннер и сценаристка корейского происхождения Су Хью, режиссёры и актёры тоже преимущественно с корейскими корнями. А с учётом того, что большую часть времени восьмисерийного шоу местом действия выступает Япония и колонизированный Японией Корейский полуостров, то «Патинко» можно смело назвать сериалом в лучших традициях японо-корейского кинематографа.
Для начала разберёмся, что же такое патинко. Это не фамилия и не географическая локация, это всего-навсего игровой аппарат, являющийся нечто средним между стоящим в любом казино денежным игральным аппаратом и обычным пинболом. Суть его в том, что ты покупаешь огромное количество металлических шариков, забрасываешь их в автомат и наблюдаешь, как они скатываются вниз: большинство в молоко, но иногда некоторые попадают в выигрышные секции. Патинко – это неотъёмлемая часть японской культуры, салоны располагаются практически в каждом городе и раньше ассоциировались с якудзой. Но наш сериал немного не об этом.
Роман Ли Мин-джин – это эпических размахов история четырёх поколений корейской семьи, тянущаяся от начала 20 века вплоть до его конца. В книге повествование поделено на три большие части, однако экранизация сочетает в себе смесь событий первой части и третьей. По сути, в сериале две основные сюжетные линии, они развиваются последовательно, но параллельно друг другу. Первая линия берёт начало в 1910 году. Корея под японской оккупацией, в бедной корейской семье Кимов после долгих неудачных попыток завести ребёнка рождается девочка Сун-джа (чуток повзрослевшую её версию играет открытие сериала Ким Мин-ха). Она – главная героиня первого сюжета, из которого мы узнаём о её трогательных отношениях с отцом, прослеживаем путь от первой влюблённости в японского чиновника до драматичного переезда из родного Пусана в Осаку.
Вторая сюжетная линия берёт начало в 1989 году, её главное действующее лицо – молодой бизнесмен по имени Соломон (Чин Ха, Джейми из «Программистов» Гарленда). Соломон – это внук Сун-джа, он переехал в США, там получил образование и специальность, теперь же в качестве рабочей командировки его отправляют в Японию. Во время поездки Соломон навещает живущего в Осаке отца, который как раз и управляет собственным салоном патинко, и свою бабушку Сун-джу (её возрастную версию играет актриса Юн Ё-джон, «оскароноская» бабушка из «Минари»). Цель его визита – уговорить другую упрямую корейскую бабушку продать свой дом в застроечном районе, чтобы крупная японская компания смогла наконец заняться строительством какого-то очередного комплекса. Та бабушка не идёт ни на какие хитрости капиталистов, но её сердце иммигранта надеется растопить другой когда-то давно эмигрировавший соотечественник.
«Патинко» — это большое и многогранное произведение, от которого порой захватывает дух точно так же, как от прочтения отличного исторического романа. Здесь ничего общего с «Игрой в кальмара» или другой развлекательной корейской продукцией для телевидения (никакой мистики и зомби!). Это определённо большое авторское кино, редко гостящее на стриминговых платформах. Конкретно для Apple это шоу может стать их главным на сегодняшний день прорывом, поскольку ни один предыдущий сериал «яблочного» производства не мог похвастаться таким глубоким уровнем проработки истории, культурной значимостью, тематическим богатством, художественной реализацией и другими качествами, что есть у «Патинко».
Режиссёрами всех эпизодов выступили американцы корейского происхождения Когонада и Джастин Чон, каждый снял по четыре серии. Первые три на счету автора «Коламбуса» и «После Янга», именно его тонкий, чуткий и поэтичный киноязык составляет основу для всего сериала. Фильмы Когонады всегда поднимают темы гуманизма и семейных уз, что закономерно раскрывается в куда более размашистых масштабах «Патинко», изысканной семейной саге, поднимающей ряд животрепещущих вопросов. Например, важность поиска и оказания доброты в мире, заполонённом насилием (этому учит отец Сун-джи в самом начале, когда страну только-только оккупировали). Или разрыв в менталитете поколений, случившийся из-за вынужденной иммиграции – это ярко раскрывается через отношения персонажей к еде (Соломон после американской жизни относится к приёму пищи как к рутинной необходимости, а его бабушка всё ещё может по одному укусу отличить вкус родного риса, выращенного в Корее, от японского). Наконец, обязаны ли старшие поколения всю свою жизнь жертвовать собой на благо детей? Или это миф восточной философии, по-своему интерпретированный западным обществом?
Джастин Чон, к сожалению, постановщик не столь тонкий и талантливый, как его коллега по режиссёрскому креслу. Но его всегда заботили вопросы его корейской идентичности, которые он поднимал в каждой из срежисированных картин: что в искрящимся от иммигрантской ненависти «Гуке», что в чрезмерно эмоциональном «Голубом байу». В этом плане его эпизоды (с 4 по 6-й) слегка выбиваются из заданной Когонадой траектории. Ритм повествования в них слегка сбавляет обороты, эмоции и чувства, наоборот, выкручиваются на максимум, спокойствие статичной камеры сменяется истеричностью ручной съёмки. Понятное дело, что сценарий ко всему сериалу писал один и тот же человек, и такие тональные перепады никак не зависят от режиссёров, но Чон, возможно, и был назначен именно на эти эпизоды, потому что в них сконцентрирована основная сентиментальность истории, давить на которую Чон умеет как никто другой.
Но затем происходит эпизод под номером семь – концептуальный и встряхивающий чуток растёкшееся под жаркой мелодрамой (или вернее: дорамой?) повествование. В этой серии, снятой Когонадой, нет скачков во времени, и всё действие происходит в 1923 году в Йокохаме на фоне сильнейшего землетрясения. Эпизод целиком посвящен этому событию и описывает тяготы, выпавшие на плечи героя Ли Мин-хо и его семьи. Сразу вспоминается третий эпизод третьего сезона «Короны» про извержение вулкана в уэльском городке – уровень саспенса и погружения примерно схожий. Однако и без землетрясения «Патинко» достаточно красочно иллюстрирует исторические реалии того времени, что сериал запечатлевает. Начиная с хроники индустриального бума корейской промышленности под жёсткой японской рукой и заканчивая дискриминацией корейцев в обществе, считавших их людьми второго сорта.
Второй сезон «Патинко», скорее всего, неминуем. Экранизация намеренно пропускает события второй части романа, а там, по сути, самый эпик – Вторая мировая война, к которой финальный эпизод подходит практически вплотную. Не показаны и молодые годы Соломона в независимой Корее и затем в Америке, да и сюжетная линия в сериале у него обрывается немного резковато, оставляя надежду, что во втором сезоне «Патинко» сможет вырваться за временные рамки романа и двинуться в сторону современности. На это указывает и документальной эпилог первого сезона, в котором показаны взятые в Токио 2021 года интервью с корейскими бабушками возрастом под 90, лишившимися родины ещё в детстве. Трудно оценить, насколько уместна такая документальная вставка (она будто бы пытается убедить недоверчивого зрителя в достоверности описываемых в сериале событий, как будто после восьми серий у кого-то остались сомнения), но она есть, и с этим поделать ничего нельзя.
Несмотря на свой эпический размах, «Патинко» поражает интимностью истории. Создателям удалось ухватить знакомый по тому же «Минари» дух личной драмы одной маленькой семьи иммигрантов и пропитать им сюжет, охватывающий целое столетие. Пусть в нём есть и громкие исторические события, и оглушающая драма четырёх поколений, всё же перед нами тихое, искреннее и пронзительное творение, интонационно и по своей выдержке напоминающее «Молчание» Скорсезе и фильмы Одзу. Авторы со всей нежностью и мудростью подходят к полноценному осмыслению посредством кинематографа коллективной памяти целого народа через частную семейную сагу одной корейской династии. На телевидении встретить нечто подобное – само по себе невероятная редкость, а за авторством относительно молодого онлайн-сервиса и вовсе событие, которое невозможно пропустить. Наконец-то Apple TV+ получил шоу, соответствующее своим амбициям.
Вадим Богданов, InterMedia
Ангелина Стречина и Павел Табаков пытаются с пользой провести время в лифте в трейлере «По любви»
Первый тизер-трейлер фильма «По любви» представила 21 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». Главные роли в полнометражном дебюте режиссера и сценариста Бориса Милованова исполнили Ангелина Стречина и Павел Табаков, а также снялись Дмитрий Ендальцев, Анастасия Уколова, Ольга Прокофьева, Камиль Ларин и другие.
- Арсений (Табаков) — писатель, зарабатывающий на жизнь составлением карточек для маркетплейсов. Валя (Стречина) — начинающий дизайнер одежды, строящая карьеру в сфере моды, - сообщается в синопсисе. - Арсений и Валя живут в одном доме, в одном подъезде и родились в один день, но не знакомы друг с другом. Однажды они оба теряют работу, узнают об изменах своих вторых половинок и вдвоем застревают в лифте. Эмоции накалены до предела, сложившаяся ситуация кажется безвыходной. Чтобы отвлечься и узнать друг друга получше, Арсений предлагает Вале проверить теорию, согласно которой, если два собеседника зададут друг другу 36 определенных вопросов, они неизбежно влюбятся.
В российский прокат «По любви» выйдет 13 февраля 2025 года.
Джош Хартнетт и Дакота Джонсон присоединились к Энн Хэтэуэй в фильме «Тайный дневник Верити»
Дакота Джонсон и Джош Хартнетт пополнили каст фильма «Тайный дневник Верити» (Verity). «ИнтерМедиа» напоминает, что это экранизация одноименного романа-бестселлера Колин Гувер.
Как уже ранее было объявлено, Энн Хэтэуэй сыграет заглавную героиню – писательницу, автора триллеров Верити Кроуфорд. По данным Deadline, Хартнетт исполнит роль ее мужа Джереми, который нанимает молодую и отчаянно нуждающуюся в деньгах писательницу Лоуэн Эшли (Джонсон), чтобы она дописала книгу ее жены, оставшуюся незавершенной после загадочного несчастного случая. Оказавшись в доме, девушка пытается понять, являются ли романы Верити вымыслом или зловещим предупреждением о невменяемом психопате.
Сергей Городничий: «Хочу сыграть Остапа Бендера»
На Новый год в сети выходит музыкальное драмеди «Ландыши. Такая нежная любовь». Metro поговорило с актёром Сергеем Городничим о том, что его роднит с главным героем Лёхой, о купчинском детстве и о мечтах сыграть Бендера и сняться у Тарантино, которые он направляет в космос
Главные герои сериала — представительница «золотой молодёжи» и наследница огромного состояния Катя Орлова (Ника Здорик) и парень из простой семьи Лёха Данилин (Сергей Городничий). По случайному стечению обстоятельств герои встречаются в Вологде и на следующий день женятся, но Лёха — по любви с первого взгляда, а Катя — из-за необходимости в защите. По мере того как новобрачные сталкиваются с трудностями и опасностями, отношения между ними трансформируются, превращаясь в красивую историю любви.
Как вы попали в этот проект?
– Где-то за месяц до того, как пришло это предложение, я, записывая актёрскую визитку, озвучил мысль, что хочу притянуть к себе роль, в которой будет какая-то любовная история, но не столько романтическая, сколько про столкновение парня и девушки с разным мировоззрением, разными системами построения взаимоотношений. Я на тот момент состоял в отношениях с девушкой и думал, как находить компромиссы. И вот мне как раз такую роль и прислали. Мой герой Лёха — он за патриархальный уклад. Я сам в такой семье родился, где отец работает, а мать воспитывает детей, и поэтому во мне это есть в любом случае. А Катя — она за партнёрские отношения. И весь сериал мы наблюдаем за тем, как они пытаются сосуществовать. Возможно ли это? Должно ли это быть так узколобо или всё-таки можно использовать несколько систем при построении взаимоотношений? Так что это такой подарок мне пришёл в виде этой роли.
Вы сказали, что вы из патриархальной семьи. Отец — автослесарь. А как вас занесло в искусство?
– Я вообще тхэквондист. Семь лет я занимался тхэквондо и хотел с этим связать жизнь, пока у меня не начались проблемы со спиной и мне не сказали, что ни о каких серьёзных соревнованиях и речи быть не может. И вот что получается — семь лет я жил в диком спортивном темпе, каждый день: тренировка — учёба — тренировка, а теперь надо эту энергию куда-то девать. И тогда меня наш школьный организатор начала вовлекать во всякие зарницы, театрализованные представления, и я понял, что мне это интересно, мне это нравится. Я стал искать театральную студию и поступил в Театр юношеского творчества в Аничковом дворце, и проучился где-то два года, пока меня оттуда не выгнали за драку. А потом решил поступать в театральное, раз уж мне это нравится и у меня получается.
А ещё что у вас с Лёхой оказалось общего?
— Я родился в Купчино, что тоже очень перекликается, хотя это и не провинция, но это один из самых криминальных районов Питера. Сейчас это уже как бы адекватный район, а во времена моего детства там постоянно барыжили наркотиками, были какие-то разборки, могли бегать с пистолетами по школьному двору. Но не хочу сказать, что я был вовлечён в ту систему, я скорее был наблюдателем. Мне в принципе по жизни больше нравится наблюдать, нежели участвовать. А потом то, что я высмотрел, уже можно както конвертировать в творчество. Ещё из общего — он не размазня, он может за себя постоять, как и я. (Смеётся.) Он музыкант, играет на гитаре. Я на гитаре три аккорда знал, и за время проекта пришлось освоить гитару. Это классно, когда есть такая мотивация и дедлайн есть, это круто.
Пели тоже сами?
— Где-то сам, где-то меня будет перепевать Женя Трофимов, фронтмен группы "Комната Культуры". Но так как у нас музыкальная драмеди, продюсеры хотели, чтобы это было вокально круто. Они мне дали возможность позаниматься с педагогом. То есть я для себя опыт в любом случае взял, позанимался классно, даже, может быть, чуть-чуть вырос над собой.
Ну а дрались-то вы сами, я надеюсь?
— Дрался сам. Здесь я сразу сказал: драться буду сам, за рулём буду сам — для меня это действительно важно. И хотя там не было на самом деле никаких таких трюков серьёзных, где нужен был бы каскадёр, у нас всё же были травмы. Но в общем и целом мне, как спортсмену, интересно это всё самому проходить, даже несмотря на какую-то сложность и травмоопасность. Для полноты образа, так сказать.
То есть вы здесь больше на себя похожи, чем в предыдущих работах, например, в сериалах "Цикады" и "Калимба"?
— Да, наверное, я здесь больше всего на себя похож. Плюс ещё Саша Карпиловский — очень тонко чувствующий режиссёр. Он сам артист и поэтому понимает, как на актёра можно повлиять. Когда мы с ним разбирали сцены, он постоянно мне говорил: "Это же ты, это же про тебя". И то ли он меня убеждал в этом, то ли это действительно во мне есть, то ли и то и другое, но это работало.
А как у вас складывались взаимоотношения на площадке с вашей партнёршей Никой Здорик?
— Непросто. (Смеётся.) Как и по сюжету у нас будут складываться непростые взаимоотношения. Но так как мы понимали, что нам всё равно играть вместе, мы не ссорились в пух и прах. Но бывали стычки, когда и она упрётся — не хочет за мной идти, и я упрусь. И когда-то это помогало сцене, а когда-то Саша говорил: "Чего это вы здесь выделываете, хорош! Вам надо взаимопонимание играть, а вы дудите каждый в свою дуду". Но я как считаю: что бы ни случилось на площадке, если в итоге это работает на руку продукту, кино, это прощает любое поведение.
Вы сказали, что это музыкальное драмеди. А какой ваш любимый жанр?
— У меня нет любимого жанра, то есть всё по настроению. Когда я влюблён, мне хочется смотреть какие-то сопливые драмы, "Король Лев" или что-то подобное. Когда я хмурый, закрытый — какие-нибудь детективы, где надо думать, что-то разгадывать. Я очень люблю Тарантино. Это мой любимый режиссёр. И вообще, у меня есть такая мечта — мне хочется сняться в его десятом фильме. Я даже начинал учить английский язык. Но, в принципе, английский не так-то уж обязателен, если я ему очень сильно понадоблюсь. (Смеётся.) Но я начал учить, и он уже должен был снимать, и вдруг всё отменилось, и он сейчас о новом проекте думает. То есть я так понимаю, он ждёт меня. (Смеётся.) Всё-таки даёт мне ещё шанс стать здесь медийнее, где-то мелькнуть, чтобы ему показаться, английский подтянуть опять же. Это, конечно, такая как будто бы неисполнимая мечта, но мне нравится о ней думать, и она мне мотивацию даёт, какую-то энергию для роста.
А кого вы у него хотели бы сыграть?
— Ну, я не знаю, какой он там теперь сценарий напишет. Но вот сейчас я в космос посылаю импульсы по поводу роли байкера. Я сдал на права, купил мотоцикл Kawasaki Ninja 650, гоняю по Питеру. И мне бы хотелось какую-то подобную роль притянуть, какого-то свободолюбивого человека. Может быть, съёмки будут проходить где-нибудь на побережье океана, где он едет вдоль берега, как в "Трёх метрах над уровнем неба"...
А ещё есть какая-то роль мечты, может быть, какой-то исторический персонаж?
− Да, я очень-очень хочу дорасти до Остапа Бендера. Мне очень нравится "Золотой телёнок", где Бендер в исполнении Юрского. Вот такая роль мечты.