Конкурс «Донбасс: человеческое измерение» ждёт сценарии, вызывающие катарсис
Прием заявок на объявленный АНО «Гильдия сценаристов» конкурс историй «Донбасс: человеческое измерение» завершается 21 ноября. В конкурсе историй, предназначенных для экранизации, могут участвовать как профессиональные, так и любительские работы. Получить подробную информацию и заполнить форму заявки можно на сайте Гильдии по адресу https://cinemawriter.ru/353-2/. Члены жюри конкурса ответили на три вопроса.
1. Роман «Война и мир» был написан спустя полвека после Отечественной войны 1812 года, а «Тихий Дон» — практически сразу после Гражданской. Важна ли историческая дистанция для художественных произведений, посвященных определенной эпохе?
Елена Райская, сценарист, председатель жюри: И то, и другое имеет право на существование и успех. С той разницей, что историческая дистанция даёт возможность философского осмысления уже прошедших событий, а сиюминутный художественный отклик в большей степени основан на эмоциях и том, что ныне принято называть "экшен". Лично мне ближе историческая дистанция, позволяющая отрешиться от сиюминутных пристрастий и азарта политического болельщика. Но это дело вкуса.
Полина Агуреева, заслуженная артистка Российской Федерации: Вопрос исторической дистанции не самый первостепенный при создании произведения. Художник всегда существует в хронотопе, современником которого является, и его произведение неизбежно несет на себе приметы времени, даже если написано на большой исторической дистанции. Время в художественном произведении — это не календарный отсчет событий. Какую бы эпоху не описывал художник, его задача — быть в диалоге со сложным временным континуумом, где не рвется связь времен. Мыслить в категориях вечного, а не сиюминутного.
Светлана Фричинская, сценарист, заместитель директора департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации: Важна даже не дистанция, а понимание эпохи, исторического события и адекватность, уместность высказывания на подобные темы. Мне ближе «сиюминутная» реакция, чем проанализированная, отстоявшаяся во времени. Поскольку время играет с нашим восприятием, памятью и оценкой особые игры, рефлексия в моменте дает возможность запечатлеть эпоху и конкретное событие в максимально правдоподобной форме, что очень ценно.
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института им. А.М.Горького: Думаю, что очень важна. Лицом к лицу лица не увидать... Конечно разные бывают истории, но и ведь и в случае с Шолоховым почти десять лет прошло, а пожалуй даже и больше. И то же у Толстого в «Хождении по мукам». И у Платонова в "Чевенгуре". Все-таки временная дистанция необходима. Особенно для большого формата.
Алексей Алешковский, сценарист, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России: Один из величайших романов о войне, «Похождения бравого солдата Швейка», был написан сразу после Первой мировой, «Благоволительницы» Джонатана Литтелла — через 60 лет после Второй. Один смешон, другой страшен. Вряд ли эмоции диктует отстраненность. В искусстве важна правда, а не дистанция.
2. Литература и кинематограф — инструменты рефлексии и воздействия на человеческие эмоции. Может ли в произведении искусства одно существовать без другого? Что обеспечивает связь мысли и чувства?
Елена Райская: Странный вопрос. Мысли без чувства – это философский трактат, а чувства без мысли - графоманская литература. Конечно, нужно и то, и другое. Связь этих составляющих, на мой взгляд, обеспечивает личность автора, если она есть.
Полина Агуреева: Сегодня современная культура утратила способность к глубоким философским вопросам. Искусство становится прикладным и подсобным, потому что художник «копирует» реальность. Хайдеггер называл таких художников, «репортерами актуального, истощающими себя современностью». Это привело культуру к «бесплодью умственного тупика». Искусство — это всегда сложный синтез мысли и чувства. Но мышление никогда не сводилось лишь к рациональному суждению и рефлексии. Мышление всегда включало в себя воображение, интуицию, фантазию. Это всегда перевод на язык образов. Художественный образ включает в себя и сферу чувственного. Мысль без чувства остается тем «теоретическим расколом», о котором говорит Бахтин. Чувство без мысли становится бесплодным.
Светлана Фричинская: Однозначного ответа на вопрос – что первичнее, мысли или чувство – нет. Но мне кажется, что в кинематографе именно чувство, эмоция порождает мысль. Воздействуя образами, кино дает эмоциональный всплеск, который заставляет думать, оценивать, критиковать, отзываться. Поэтому на кино лежит большая ответственность, чтобы воздействие на эмоции не было пустышкой, а наполненным смыслами – духовными, нравственными, патриотическими, социальными…
Алексей Варламов: Как показывает история, литература без кино существовать точно может, а вот кино вряд ли. Чтобы снять фильм нужна литературная основа, скелет. А что касается воздействия на зрителя или читателя, то это вопрос мастерства, умения, профессионализма.
Алексей Алешковский: Если это искусство, одно без другого существовать не может, как тело без души или форма без содержания. Связь мысли и чувства обеспечивает язык. Язык литературы, кино, живописи. Язык — это не слова, а способ передачи информации. Искусство — информация, которая воздействует через чувства, а в идеале — вызывает и мысли.
3. Каких историй вы ждете от этого конкурса и что видите их главной задачей?
Елена Райская: От этого конкурса я жду осмысленных и чувственных историй, которые заставят меня сопереживать и соразмышлять о трагической и великой судьбе русского мира.
Полина Агуреева: На этот вопрос мне хочется ответить словами композитора Софии Губайдулиной: «Я не знаю, нужно ли обязательно применять слово «новое» к искусству. Это 20-й век был ориентирован на «новаторство». Мне кажется, это для искусства оказалось довольно вредной концепцией. Мне кажется, более верно, если бы речь шла не о том, чтобы найти «новое», а — «ИСТИННОЕ»... Совершенно необязательно, чтобы это было новое... это очень ограничивает фантазию. Новое не всегда может быть истинным».
Светлана Фричинская: Главная задача — найти героя нашего времени. Жду историй о людях: не вымышленных стерильных персонажах, а живых, думающих, ошибающихся, делающих непростой выбор. Чтобы зритель смог эмоционально присоединиться, идентифицировать себя с героем и, как следствие, — с временем, судьбой страны. Объединяющий посыл истории должен идти через героя.
Алексей Варламов: Я думаю, сейчас время не обобщать, не торопиться с выводами и оценками, а честно собирать материал, фиксировать, копить, постепенно осмыслять происходящее.
Алексей Алешковский: Задача искусства — вызывать катарсис: изменение, способное очистить душу. Изменение привычной оптики, если угодно. Поиску таких историй и посвящен наш конкурс.
Юра Борисов не ждет предложений из Голливуда
Претендент на «Оскар» за роль в фильме «Анора», один из самых популярных сегодня российских актеров Юра Борисов за одно утро побывал на трех радиостанциях ГПМ Радио – «Авторадио», Energy и «Детское радио».
Актер уложился в один час, торопился отвезти детей в школу.
- У нас волшебные коридоры, можно успеть везде, – заявили ведущие драйв-шоу «Поехали» на «Авторадио», встречая в студии первого в истории российского актера, номинированного на премию «Оскар».
Юра Борисов признался Ивану Броневому и Денису Курочкину, что еще не пережил эмоционально эту историю – список номинантов на «Оскар» был оглашен только 23 января.
- Спасибо всем огромное за поддержку! Всем людям, кто пишет мне лично или пишет про меня. Я очень вам благодарен. Мне пока сложно что-то в моменте почувствовать. Наверное, это придет позже. Но я очень рад, – сказал Борисов.
Актер не испытывает какого-то особого торжества или чувства превосходства, наоборот, иногда ему хочется где-то спрятаться и переждать, пока пройдет волна.
- Да нет, слушайте, я думаю, что это все какая-то удача, и не очень считаю, что это мое,– откровенно рассказал Юра Борисов.
Предложений из Голливуда или от известных российских режиссеров он тоже не ждет:
- Как будет, так будет. Я как-то не думаю об этом сейчас.
Ведущие шоу «Joyстики» на Energy, где также в это утро побывал номинант, в шутку сравнили его с Золушкой.
- Туфелька подошла, – согласился Юра Борисов. – Но Золушка, когда она бежала, мне кажется, не осознавала себя в этот момент кем-то особенным и не думала про туфельку. Не знаю, время пройдет, посмотрим, сравним.
Роман и Богдан расспросили актера про нашумевшее видео с ним и Анджелиной Джоли. На «Золотом глобусе» Анджелина сама подошла его поприветствовать.
- Это моя давняя знакомая, мы не могли не поздороваться, и давно не виделись, – скромно ответил Юра ведущим шоу.
С Анджелиной Борисов общался и в сентябре на кинофестивале в Торонто.
То, что он засветился в этом году на мировых кинопремиях, может повлиять на карьеру, а может, и нет, пока сложно сказать, считает актер. Думает он сейчас о другом – 14 февраля выходит фильм «Пророк» с ним в роли Пушкина.
- Его надо тоже подготовить к выпуску, у нас премьера скоро, а дальше все остальное. Приходите, жду вас на фильме «Пророк», – пригласил Юра Борисов. И пообещал в следующий раз прийти на радио уже с «Оскаром».
Сразу после эфира актер повез дочек Акулину и Марфу в школу. Девочки уезжали счастливыми – исполнилась их мечта побывать на «Детском радио». Вместе с папой они стали гостями шоу «Утро с Веснушкой и Кипятошей».
Рассел Кроу сыграет владельца клуба в боевике «Страна медведей»
Съемки боевика «Страна медведей» (Bear Country) с Расселом Кроу начнутся в феврале 2025 года в австралийском штате Квинсленд. Об этом сообщает Deadline со ссылкой на местное государственное киноагентство Screen Queensland.
Фильм будет снят по роману Томаса Перри «Strip» режиссерами и сценаристами Дерриком Борте («Неистовый») и Дэниэлом Форте (вместе с Борте он работал над боевиком «Опасная авантюра»).
Он рассказывает о грозном владельце клуба в Лос-Анджелесе Манко Капаке (Кроу), который мечтает продать развлекательное заведение и уехать в закат вместе со своей любимой девушкой. Но когда Капака грабит вооруженный человек в маске, приходится отложить мечту и разбираться с грабителем.
В этом фильме Кроу возвращается в Квинсленд, где он ранее работал вместе с Лиамом Хемсвортом на съемках боевика режиссера Уильюяма Юбэнка «Территория зла» в 2022 году.
Мира Сорвино и Лизу Кудроу снимутся в продолжении комедии «Роми и Мишель на встрече выпускников»
Лиза Кудроу и Мира Сорвино могут сыграть в сиквеле фильма «Роми и Мишель на встрече выпускников». Как сообщает Hollywood Reporter, переговоры с актрисами находятся на финальной стадии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что комедия режиссера Дэвида Миркина рассказывала о лучших подругах Роми (Сорвино) и Мишель (Кудроу), которые спустя десять лет после окончания школы получают приглашение на встречу выпускников. Роми и Мишель собираются пойти, но осознают, что им нечем похвастаться перед бывшими одноклассниками. Несмотря на привлекательную внешность, подругам не удалось выгодно выйти замуж, даже завести богатых любовников, а средние умственные способности не позволили им сделать карьеру. Тогда девушки придумывают себе «легенду»: в назначенный день они берут напрокат дорогой автомобиль, надевают деловые костюмы, в качестве бизнес-аксессуаров прихватывают мобильные телефоны и в образе крутых деловых леди являются на встречу выпускников, где планируют произвести настоящий фурор. Одна из прошлых соперниц Роми и Мишель без труда раскрывает их тайну, но нет худа без добра, подруги, несмотря на разоблачение, находят свое счастье...
Фильм вышел в 1997 году и заработал в прокате всего 29 миллионов долларов, но впоследствии стал популярным и практически культовым. Сценарий сиквела напишет автор оригинального фильма Робин Шифф, а режиссерское кресло займет Тим Федерле («Классный мюзикл: Мюзикл» и другие проекты телеканала и видеосервиса Disney), продюсерами снова станут Лоуренс Марк и Барри Кемп. Съемки должны начаться в Лос-Анджелесе в июне 2025 года. Производством займется 20th Century Studios.