Театр Стаса Намина одержал новую «Победу над Солнцем»

Показ футуристической оперы Театра Стаса Намина «Победа над Солнцем» состоялся в Лужниках в ходе Московского урбанистического форума 1 сентября 2023 года. Опера была придумана 110 лет назад Алексеем Кручёных, Михаилом Матюшиным, Казимиром Малевичем и Велимиром Хлебниковым.
— Должно было пройти достаточно много времени, чтобы общество осознало значимость этого спектакля и перестало видеть в нем исключительно «пощечину общественному вкусу» и желание сбросить классику с парохода современности. Только с 1980-х годов, с возросшим интересом к русскому авангарду, появились первые робкие попытки воспроизвести текст Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных, трудно воспринимаемых без определенной подготовки. Иногда для оценки нужно даже не сто лет, а более. Далеко не все оказываются понятыми и признанными при жизни, — рассказал агентству InterMedia художественный руководитель театра Стас Намин.
Именно в «Победе над Солнцем» впервые появился знаковый для супрематизма и авангарда «Черный квадрат» Казимира Малевича. Картина была задником к декорациям, что, в том числе, сохранили в спектакле театра Стаса Намина.
— То было их гениальное предвидение трагедии начинающегося века. Но так же как и сам Малевич в конце жизни возвратился из супрематизма в романтику импрессионизма, так и свержение с пьедесталов всей существующей классики по сути есть не отрицание ее, а необходимый фундамент для провозглашения нового, революционного взгляда на искусство, — убежден композитор, вице-президент Авторского совета РАО Стас Намин.
Если считать, что черный цвет является поглощением всех спектров, то «квадрат» можно рассматривать как наслоение множества культурных эпох, он лишь на первый взгляд кажется человеку чисто черным.
— Черный квадрат — одна из вершин искусства XX века. Это кажется, что просто создать нечто подобное: нарисовать квадрат и закрасить черной краской. Но как сделать так, чтобы простая по форме геометрическая структура стала отражением сложной личности автора. По сути, в квадрате зашита душа самого Казимира Малевича, — отмечает артист театра Стаса Намина Владимир Филиппов.
Именно поэтому сегодня так интересно пытаться разгадать один из самых противоречивых спектаклей прошлого столетия.
— Современному человеку хочется смотреть на искусство и пытаться вычленить не только фантазию автора, но и считать личный код и тот смысл, который он открывает лично для тебя, зрителя, сидящего в зале и внимательно наблюдающего за происходящим на сцене. Именно на эти шифры и символы откликается сегодня нутро человеческое, — считает Владимир Филиппов.
Если говорить о музыкальной составляющей, то, к сожалению, первоначальная партитура, написанная Михаилом Матюшиным, практически не сохранилась. До нас дошли только некоторые страницы. Музыкальный руководитель театра Александр Слизунов переложил сохранившиеся фрагменты, создав единую композицию. И если Владимир Маяковский задавался вопросом, можно ли передать музыку посредством самых «неподходящих» предметов и сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, то в произведении Матюшина можно расслышать и скрежет расстроенного рояля, и шум гудящего мотора, и грохочущий отбойный молоток, и прочие звуки, в реальности далекие от какой бы то ни было гармонии. Однако в сочетании со сценографией, хореографией и визуальным рядом эти звуки выстраиваются в музыкальный ряд, в котором ощущается движение времени, сдвиг тектонических плит и вращающееся колесо истории.
- Сегодня, когда мир меняется с большой скоростью, а технологии способны творить настоящие чудеса, произведение футуристов обретает новый подтекст. Мы вновь задаемся вопросом, не сбросит ли уже искусственный интеллект с парохода современности привычных творцов и не появится ли вскоре источник энергии, способный тягаться с силой солнца, - говорят авторы проекта. - А пока остается желать, чтобы свет проступил сквозь темный квадрат, а «Победа над Солнцем» одерживалась только на сцене.
Публика, собравшаяся в Лужниках, определенно приняла спектакль куда радушнее, чем это было с его прообразом.
Дмитрия Певцова позвали обратно в «Ленком» и приговорили к 10 годам на Украине

Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Владимир Панков пригласил Дмитрия Певцова вернуться в театр. Информацию об этом подтвердил Дмитрий Певцов.
- Сегодня состоялась встреча с новым худруком Владимиром Панковым, который мне сказал очень просто: «Милости просим», - рассказал актер ТАСС.
По словам Дмитрия Певцова, их разговор с Владимиром Панковым шел прежде всего о возвращении артиста в постановку «Юнона и Авось», а также о его участии в новых работах худрука «Ленкома».
- Владимир Панков встречается сейчас со всей труппой, со всеми творческими единицами, в том числе и со мной. Я получил такое предложение без лишних слов, - отметил Певцов, добавив, что надеется на дальнейшее сотрудничество, в том числе и на сцене «Ленкома».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Дмитрий Певцов сообщил, что его фото убрали из фойе театра Ленком.
Кроме того, Дмитрия Певцова заочно приговорили на Украине к 10 годам тюрьмы с конфискацией имущества. СБУ считает, что актер «неоднократно распространял антиукраинские нарративы» и «призывал к захвату государственной власти и всей территории Украины».
Надежда Бабкина расскажет о подготовке к юбилею

Пресс-конференция театра «Русская песня» состоится в ТАСС 26 февраля 2025 года. В ней примут участие художественный руководитель - директор Московского государственного академического театра «Русская песня Надежда Бабкина, заместитель художественного руководителя - директора театра Сергей Рябов, актеры Сергей Никоненко, Владимир Стержаков, Татьяна Арнтгольц, Михаил Горевой и олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин. Они расскажут о работе над спектаклем «Василий Теркин» к годовщине Победы, запуске всероссийского фестиваля-марафона «Песни России» и проекта «Модно-Народно», выпуске нового альбома ансамбля «Русская песня», а также подготовке к 75-летию народной артистки РФ Надежды Бабкиной
Начало в 14.00.
Трансляция пресс-конференции будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Московская премьера балета «Две Анны» пройдет в Малом театре

Московская премьера балета «Две Анны» состоится в Москве 10 и 11 апреля 2025 года на сцене Государственного академического Малого театра. Это история в танце о двух великих женщинах XX столетия: Анне Ахматовой и Анне Павловой, ставших символами Серебряного века.
Спектакль состоит из двух частей, у каждой свой хореограф. Первая часть – «Ахматова» в постановке знаменитого хореографа-неоклассика Юрия Посохова на музыку Сезара Франка. Вторая часть – «Павлова» хореографа Павла Глухова, на музыку Ильи Демуцкого. Автор либретто и режиссер спектакля – Феликс Михайлов.
В основе драматургии балета Юрия Посохова – взаимодействие хореографического, музыкального и поэтического текстов и две Ахматовы. Прима Большого Элеонора Севенард проживает жизнь Ахматовой в танце, а слово Ахматовой звучит в исполнении актрисы БДТ Полины Маликовой. В центре сюжета любовный треугольник: Анна Ахматова, ее муж поэт Николай Гумилев и художник Амедео Модильяни.
Вторая часть «Павлова» демонстрирует взаимоотношения Анны Павловой с важными мужчинами в ее жизни — от учебы с Чекетти, оттачивающего классическую технику балерины, до венчания с Дандре и встреч с Вертинским и Чаплиным. Театр, цирк, варьете, кино, но в каждом жесте угадываются линии «Умирающего лебедя», ставшего визитной карточкой великой балерины.
- Мы долго вынашивали идею нового проекта с режиссером Феликсом Михайловым, потом подключился Посохов, Глухов и другие создатели проекта, - говорит генеральный продюсер компании MuzArts Юрий Баранов. - Мне очень давно хотелось создать балет, в котором бы присутствовали и дополняли друг друга поэзия, музыка и конечно танец. Конечно я очень доволен, что нам удалось собрать такую талантливую звездную команду. Я благодарен Большому театру и лично Валерию Гергиеву и Махару Вазиеву за возможность воплотить данный проект в жизнь. Мировая премьера спектакля состоялась в Санкт-Петербурге при поддержке международного фестиваля «Дягилев P.S.», билеты на оба показа были раскуплены буквально в первые две недели. Надеюсь, что в Москве нас тоже ждут аншлаги. Мы специально выбрали сцену Малого театра, это один из старейших и красивейших театров России, на его сцене в XIX и XX веках довольно часто проходили выступления балетных танцовщиков Большого театра, и как нам кажется, наш проект идеально подходит для этого камерного пространства.
Одной из изюминок проекта стали костюмы российского дизайнера Светланы Тегин. Вдохновляясь эпохой Серебряного века, Светлана создала образы, подчеркивающие характеры героинь и эффектно вплетающиеся в общую эстетику спектакля. Особый акцент сделан на свадебном платье Анны Павловой, которое стало визуальной основой афиши балета.
В постановке участвуют звезды балета Большого театра: Элеонора Севенард, Анастасия Сташкевич, Елизавета Кокорева, Вячеслав Лопатин, Алексей Путинцев, Даниил Потапцев, Макар Михалкин, Марк Орлов и другие, а также звезда современного танца Ильдар Гайнутдинов и актриса БДТ имени Г.А.Товстоногова Полина Маликова. Московского зрителя ждут сразу две Ахматовы: 10-го апреля ее станцует Елизавета Кокорева, которая в связи со своей занятостью не успела к премьере в Санкт-Петербурге подготовить роль. Спектакль идет в сопровождении камерного оркестра OpensoundOrchestra.
Премьера спектакля состоялась в Санкт-Петербурге при поддержке Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» в феврале 2025 года. В дальнейшем планируются гастроли спектакля по всему миру.