Дипфейки: от голландских мастеров до Вована и Лексуса
Участники клуба Digital Principle обсудили юридические последствия распространения технологии синтеза голоса и изображений средствами нейросетей.
Впечатляющие возможности синтеза голоса и видео с помощью ИИ внушают серьезное беспокойство на фоне эпидемии «телефонного» мошенничества и информационных вбросов. Убедительность дипфейков, их доступность в изготовлении выделяют эти продукты среди других видов подделок и имитаций. Позволяют ли сегодняшние правовые институты обезопасить граждан от злоумышленников и в то же время не помешать технологическому прогрессу, разбирались участники десятого заседания Клуба цифровых юристов Digital Principle под эгидой Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.
Любая новая технология сперва привлекает жуликов, согласился профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов:
- Кажется не вполне удачно само название, которое означает буквально “качественная подделка”. Вместе с тем я бы, например, не отказался, если бы за меня передачи вел мой двойник, только моложе и стройнее. Едва ли кто-то усмотрит в этом правонарушение!
Технический эксперт Владимир Зайцев допустил, что слово deep в названии технологии может указывать не на мастеровитость подделки, а на тип нейросети, с помощью которой она изготовлена: deepneuralnetwork. В то же время, по его мнению, даже самые передовые «конкурирующие» нейросети не привносят в право ничего из того, что уже привнесли ретушь и фотошоп:
- Дипфейк — это инструмент. Единственное отличие — доступность и степень убедительности получаемого результата.
Коль скоро дипфейк — это имитация, он также мимикрирует под уже существующие в праве категории: фальшивки, подделки или вполне легальной пародии, считает профессор кафедры интеллектуального права Исследовательского центра частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации Виталий Калятин:
- Картины-обманки известны с давних времен, однако, приходя в музей, зритель понимает, что имеет дело с аттракционом. Здесь же имитация неочевидна: подделка или игра? Обычный потребитель не может распознать. Зато он может сам обманывать других, используя почти бесплатные инструменты для создания дипфейков.
Юрист посетовал на то, что существующие институты гражданского права слишком слабы для такого мощного инструмента влияния на общество. Да, можно потребовать удалить свое изображение, но какой в этом смысл, если оно уже разошлось по тысячам страниц. Можно потребовать возместить моральный ущерб, но доказать свои страдания будет очень непросто.
Впрочем, напомнил Виталий Калятин, используется синтез изображений и в благих целях: например, с помощью этого инструмента удалось «завершить» «Ночной дозор» Рембрандта. Известны случаи, когда с помощью ИИ «оживляли» артистов для участия в фильме.
- В кино мы по сути имеем дело с симбиозом автора, придумавшего характер, актера, чей образ используется, его дублера и, собственно, ИИ, синтезирующего дипфейк. Право на образ вполне может стать новым смежным правом — вполне оборачиваемым. Однако пока что ни принадлежность прав, ни возможные ограничения не урегулированы, — отметил правовед.
С ним согласился советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов:
- Право на изображение вполне может охраняться и четвертой частью ГК. РФ. В конце концов, артист может сказать, что на протяжении своей биографии создавал определенный, не скажу сценический, но образ, использовал определенный антураж, транслировал определенное послание. Все это можно обособить и описать, с тем чтобы это охранялось некоторым вариантом смежного права.
Одним из решений проблемы дипфейков могла бы стать обязательная маркировка подобной продукции, отметила директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович:
- Было бы нелишне учесть позитивный опыт Китая, где подобный контент маркируется, причем данная обязанность возложена на поставщика информационных услуг — разработчика соответствующих инструментов. Он же подвергнется штрафу, если выпустит немаркированный продукт.
Отсутствие маркировки позволило бы привлекать разработчиков дипфейков и к уголовной ответственности, добавил партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов:
- Как ни странно, именно правоохранительная система крайне пристально следит за развитием ситуации с дипфейками. В статистических карточках учета преступлений в обязательном порядке фиксируется, что они совершены с использованием дипфейка. Локомотив здесь — все, что связано с порноиндустрией. И конечно, наиболее чутко правоохранители реагируют на случаи, когда синтезирован образ несовершеннолетнего.
Бывает и так, что порно с дипфейком используется для дискредитации. В этом случае преступник может ответить по делу о клевете (а не по делу о нарушении прайвеси, как было бы в случае обычной «порномести»). Разумеется, помимо порнографии человек может быть изображен и в любых иных «позорящих» обстоятельствах. Диапазон составов преступления — от оскорбления представителя власти до разжигания ненависти и вражды, от вымогательства до нарушения авторского права (как-никак в основе дипфейка — видео, имеющее автора).
Руслан Долотов полагает, что вводить новые статьи в УК до тех пор, пока не развито бланкетное законодательство, нецелесообразно. Санкции лишь орудие. Это касается и поправок в УК РФ, внесенных на днях в Госдуму. Долотов и другие участники встречи сошлись на том, что этот пакет, как и изменения в ГК, касающиеся синтеза голоса, едва ли будет принят. Свидетельством тому среди прочего субъект законодательной инициативы — группа депутатов, а не президент, правительство или Верховный суд.
Участники беседы также затронули тему случайных совпадений в творчестве ИИ. Известны случаи, когда люди узнавали себя на портретах, созданных нейросетями. Да что там, Бальзаку предъявляли претензии люди, которых он никогда не знал, уверенные, что он вывел их в своем романе. В какой мере дипфейк должен быть похож на меня, чтобы я мог привлечь авторов к ответственности? «Похож до степени смешения… со мной», — пошутил Дмитрий Кириллов.
В заключение встречи эксперты обсудили, в какой мере человек может быть сам виноват в том, что стал жертвой мошенников, вооруженных дипфейком. Руслан Долотов напомнил, что в уголовном праве степень иррациональной виктимности жертвы не играет никакой роли: преступник все равно понесет наказание. В случае же гражданской ответственности, например при определении размера компенсации со стороны банка, суд учтет, выполнила ли кредитная организация требования, предусмотренные недавними поправками в законодательство о национальной платежной системе: пыталась ли выяснить дополнительную информацию, приостановить подозрительную транзакцию и т.д.
Эксперты сошлись на том, что пользователю не стоит рассчитывать распознать дипфейк «на глаз», ведь это не удавалось даже высокопоставленным западным чиновникам, становившимся жертвами пранков Вована и Лексуса. Не стоит прибегать и к стандартным вопросам, например, о девичьей фамилии матери или кличке домашнего животного. Полезным же будет спросить: «Когда мы в последний раз виделись и о чем говорили?» Если собеседник представляется сотрудником правоохранительных органов — предложить лично прийти в отделение полиции по официальной повестке.
- Главное — никуда не торопиться. Поняв, что склонить вас к роковому импульсивному действию не удастся, мошенник скорее всего сам потеряет к вам интерес, — заключил Антон Иванов.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.
Лука Гуаданьино снимет Дэниэла Крэйга в экранизации комиксов про Сержанта Рока
Дэниэл Крэйг может сыграть главную роль в фильме «Сержант Рок» (Sgt. Rock), который разрабатывает студия DC Джеймса Ганна и Питера Сафрана. Как сообщает Deadline, режиссерское кресло предложено занять Луке Гуаданьино, а сценарий написал Джастин Куритцкес – соавтор «Претендентов» и «Квира», где Крэйг также исполнил главную роль и получил признание критиков после премьеры на Венецианском кинофестивале и номинацию на премию Европейской киноакадемии.
Детали сценария держатся в секрете, и неизвестно, о какой именно проблеме или проблемах сержанта Рока будет посвящен новый проект. Персонаж Франклин Джон Рок был создан Робертом Канигером и Джо Кубертом и впервые появился в выпуске комиксов DC 1959 года « Наша армия на войне» как солдат Второй мировой войны, служивший в пехоте. В 1977 году у него появилась собственная серия комиксов, которая выходила до июля 1988-го. Талант Рока включает в себя сбивание немецких планов из одного пистолета-пулемета и метание гранат с большой точностью. Когда у него нет оружия, он отличный уличный боец и может пережить выстрелы, у него также есть «Боевая антенна», способная обнаружить приближающегося противника.
Даты съемок пока не известны. Следующим проектом Гуаданьино должен стать фильм «После охоты» с Джулией Робертс в главной роли.