К 100-летию палехской миниатюры в Екатеринбурге поставят спектакль «Мифы и легенды Древней Руси»
Благотворительный фонд актеров (БФА) и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора готовят премьеру театральной постановки «Мифы и легенды Древней Руси». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Фонд поддерживает грантами Президента Российской Федерации самые яркие проекты страны в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
Согласно сценарию, созданному специально для проекта екатеринбургским драматургом Владимиром Зуевым, главные герои театральной постановки «Мифы и легенды Древней Руси» будут рассказывать зрителям русские народные легенды, сказки, былички и бывальщины.
Художественный руководитель постановки — актер театра и кино Максим Линников. Режиссер-постановщик — актер, режиссер, педагог, заслуженный артист России Олег Тополянский. За музыкальное решение спектакля отвечают дирижер Уральского государственного русского оркестра Павел Васильев и художественный руководитель известной екатеринбургской фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова. Коллективы станут неотъемлемой частью постановки и создадут свои аранжировки к музыкальным номерам спектакля, а одну из главных ролей исполнит актер театра и кино, заслуженный артист России Сергей Чонишвили.
В постановке будут также задействованы студенты Екатеринбургского государственного театрального института, с которыми наставники поделятся секретами своего мастерства, что даст им дополнительный стимул для профессионального роста, позволит реализовать свой творческий потенциал. Поэтому первым этапом проекта станет проведение конкурса чтецов среди студентов специализаций «Артист драматического театра и кино», «Артист театра кукол», «Артист музыкального театра». Победители конкурса примут участие в работе над постановкой и станут свидетелями полного цикла театрального производства.
- Если греческая или, допустим, скандинавская мифология изучена досконально, то славянский эпос известен большинству фрагментарно и довольно неоднородно, потому что письменных источников до нас не дошло. Однако на помощь историкам пришел русский фольклор — от заговоров и приворотов до загадок и былин — и это невероятный и интереснейший пласт русской культуры и истории. В рамках образовательного и наставнического проекта “Мифы и легенды Древней Руси” будет создана красочная театральная постановка, представляющая собой художественное чтение неадаптированных русских народных сказок в сопровождении музыки, создающей необходимый национальный колорит и обращающей зрителей к истокам, — говорит заслуженный артист России Сергей Чонишвили.
- Действительно обидно, когда наши дети мифы и легенды Древней Греции знают лучше исконно русской мифологии. Новое театральное произведение, над сценарием которого работает замечательный драматург Владимир Зуев, будет основано на народном творчестве и пересказах собирателей фольклора, — соглашается руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова.
- Все народы воспитываются с детства на сказках и легендах. Но знаем ли мы, какие сказки слушали наши предки? Знаем ли, что даже те истории, которые у всех на слуху, претерпели множество изменений, прежде чем дойти до нас? Проект “Мифы и легенды Древней Руси” предполагает создание постановки, в которой артисты красочно и доступно передадут зрителям традиционные ценности, так называемый культурный код наших предков. Наш проект призван популяризировать русский фольклор, и в тоже время он несет образовательную и наставническую миссию в области культуры. А участие в проекте Уральского государственного русского оркестра и фолк-группы “Солнцеворот” позволит популяризировать русскую народную музыку и самобытные инструменты русских крестьян, — отмечает художественный руководитель Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора Максим Линников.
Кроме того, постановочная группа посвящает свой спектакль 100-летию создания Палехской Артели древней живописи — лаковой миниатюры, что отразится в решении сценографии с использованием видеоряда на экранах и дизайне костюмов.
- Палехская Артель древней живописи была создана 5 декабря 1924 года. Так что в этом году мы отмечаем 100-летие этого необыкновенного русского художественного промысла. И, конечно, в нашем проекте мы не можем обойти эту тему. Палехская миниатюра всегда была визитной карточкой России на всех международных выставках и фестивалях. Художники палехского промысла внесли важный вклад в историю искусства оформления театральных постановок. Поэтому сценографию и дизайн костюмного решения для музыкально-драматической постановки “Мифы и легенды Древней Руси” создадут палехские мастера, — рассказывает актриса, заслуженный работник культуры России, генеральный директор Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова.
Премьера постановки состоится в марте 2025 года на сцене Уральского центра народного искусства имени Е.П.Родыгина. Предусмотрена также онлайн-трансляция премьеры спектакля на сайте проекта, портале «Культура.РФ» и медиаплатформе «Орфей Видео».
Проект, направленный на популяризацию русского фольклора, станет еще одной яркой программой в репертуаре прославленного Уральского государственного русского оркестра и познавательным музыкально-театральным мероприятием для зрителей.
Партнеры проекта — Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ), Уральский центр народного искусства имени Е.П.Родыгина, ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи», Национальный фонд поддержки правообладателей, Российский музыкальный союз, Информационное агентство «ИнтерМедиа»,Газета «Культура», Радио «Орфей», Радио «Город FM», портал «Культуромания».
Подробности - на сайте проекта.
Сказочный спектакль «Томасина» с Александрой Розовской покажут в РАМТе
Премьера спектакля «Томасина» состоится 23 ноября 2024 года на Большой сцене Российского академического молодежного театра. В основе постановке детская книжка 1957 года «Томасина, или Кошка, которая думала, что была богиней» американского писателя Пола Гэллико.
У рыжей кошки Томасины была самая обыкновенная девочка Мэри. С обыкновенным папой ветеринаром Эндрю Макдьюи и обыкновенной мамой, которая давно умерла. Но был в этой истории один необыкновенный дар - дар любви и преданности такой силы, что однажды вырвал Томасину из лап смерти...
Эскиз режиссера Александры Ловянниковой по пьесе драматурга Ольги Потаповой стал победителем «Мастерской инсценирования», работавшей в РАМТе в 2023 году.
- Во времена, когда дети с рождения погружены во вселенные Марвел и Гарри Поттера, важно, как мне кажется, дать им какую-то альтернативу, - считает режиссер и художник спектакля Александра Ловянникова. - И удивлять не вау-эффектами, а человеческим теплом и участием, которыми пропитана эта история. Главный фокус здесь - на отношениях людей. На заботе и любви друг другу. На чуде, когда холодный человек оттаял.
Главные роли в спектакле исполнят Алексей Мясников (Эндрю Макдьюи), Александра Розовская (Мэри), Евгения Белобородова и Мария Рыщенкова (Томасина), Алексей Весёлкин-младший и Андрей Гальченко (Джорди), Юрий Григорьев (священник Энгус Пэдди), Татьяна Весёлкина (миссис Лагган), Вера Зотова (мисс Сондерсон), Людмила Цибульникова (Лори) и другие.
Анжелина Карелина расскажет, «Как разлюбить м..чудака»
Моноспекталь Анжелины Карелиной «Поезд иллюзий, или Как разлюбить м..чудака» будет представлен 29 ноября 2024 года в Театре современной драматургии.
- Говорят, мир — это одна большая иллюзия. А когда твой мир и жизнь рушится из-за одного-единственного плохого парня, тут не до философии, - говорится в описании постановки. - В какой-то момент героиня этой истории осознала, что она неведомо как оказалась в мчащемся неизвестно куда поезде. И ведёт его тот самый чудак, катая её на нём, как на американских горках. Попасть на поезд так легко и так привлекательно! Тем более билет на поезд бесплатный. Но оказывается, что выйти обратно абсолютно не по силам. И тут начинается поиск - практики, психология, карты Таро, шаманы, гадалки. Кто же поможет и сколько придётся заплатить за выход?
Ироничный спектакль-исследование на тему созависимых отношений основан на реальных историях разных женщин.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций
Премьера спектакля «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоится 18 и 19 декабря 2024 года на основной сцене Театра Наций. Режиссёром станет Евгений Писарев, для которого эта постановка — вторая в Театре Наций после музыкальной драмы «Кабаре», удостоенной пяти национальных театральных премий «Золотая маска», в том числе за лучшую режиссуру в оперетте/мюзикле. Роли в новой постановке исполнят Сергей Волков, Игорь Гордин, Ирина Купченко, Аня Чиповская, Денис Суханов, Мила Ершова, Григорий Верник, Глеб Шевнин и другие.
«Тартюф» — одна из самых популярных комедий Мольера. Она написана в 1664 году и в яркой форме обличает ханжество, льстивость и лицемерие. Её главный герой Тартюф — законченный плут, соблазнитель, шпион и доносчик. Он совершает «свои пакостные деяния», но при этом постоянно цитирует Священное Писание. По этой пьесе поставлено множество выдающихся спектаклей, среди которых «Тартюф» Анатолия Эфроса со Станиславом Любшиным, Александром Калягиным и Анастасией Вертинской в главных ролях, премьера которого состоялась в 1981 году на сцене филиала МХАТа им. М. Горького, чьё здание теперь занимает Театр Наций.
- Евгений Витальевич Миронов снова, как и в случае с «Кабаре», угадал мою давнюю мечту. Когда-то, ещё школьником мне посчастливилось увидеть «Тартюфа» Анатолия Эфроса, потому представить сегодня свою версию лучшей пьесы Мольера — это и большая ответственность, и подарок судьбы, — говорит Евгений Писарев.
По его словам, постановка Эфроса была решена в традиционной, игровой манере. В своём спектакле Писарев решил пойти другим путём — он предлагает взглянуть на классический комедийный сюжет как на реальную историю. Для этого он использует новый перевод — с острой, ироничной интонацией и языковой игрой. Действие перенесено во Францию наших дней в особняк большого, но не самого приятного буржуазного семейства. В трактовке Писарева — Тартюф не «мошенник двоедушный», а циник, для которого благочестие и морализаторство — оружие, с помощью которого он хочет отобрать у Оргона всё: дом, семью, деньги…
- Мне хочется, чтобы Тартюф был перевёрнутым князем Мышкиным, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал в спектакле «Идиот», увы, не дошедшем до премьеры, — объясняет Евгений Писарев. — Несмотря на такой серьёзный заход, по жанру наша постановка — семейное драмеди в стиле сатирического сериала «Наследники». И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны.
В соответствии с режиссёрским замыслом художник Зиновий Марголин создаст пространство, в котором Франция времён Людовика XIV соединится с современностью, а художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили придумает больше 20 костюмов. Перед ней стоит задача, вдохновляясь ритмами и энергетикой сегодняшнего дня, подчеркнуть с помощью одежды социальные маски и устоявшиеся образы, выбранные для персонажей режиссёром.