Алина Акиншина рассказала о защитном механизме дизайна

Своевременная и грамотная защита интеллектуальной собственности позволяет дизайнеру сохранить уникальность творческих решений и предотвратить их незаконное использование. Патенты на промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки помогают охранять разные аспекты дизайна — от внешнего вида до технических решений. Выбор подходящей формы защиты и регистрация прав не только защищают авторов, но и дают возможности для коммерциализации и лицензирования.
В рамках серии вебинаров по интеллектуальной собственности конкурса «Фабрика дизайна 3.0», организованного Агентством креативных индустрий (АКИ) совместно с Союзом Дизайнеров России, Алина Акиншина рассказала, как творцу эффективно защитить дизайн-решения и какую форму лучше выбрать для каждого из них.
Алина Акиншина - сооснователь, генеральный директор компании «Онлайн Патент», патентный поверенный РФ №1733, член правления Клуба директоров по науке и инновациям, член Комитета РСПП по ИС и КИ, преподаватель НИУ ВШЭ и Физтеха.
Авторское VS патентное право: для чего нужен патент?
По закону любой объект интеллектуальной собственности уже по факту создания охраняется авторским правом. Это очень удобно: права на научные публикации, программные продукты, видео и музыкальные материалы возникают просто по факту их создания и не требуют дополнительных усилий от автора. Однако, если речь идет о дизайн-решениях тиражируемых товаров — шкафов, часов, люстр и так далее, стоит задуматься о более сложных формах правовой охраны. Они позволят проще доказывать нарушение прав в случае незаконного использования таких решений и лицензировать продукцию. Типовое решение — получить патент на разрабатываемый продукт. В некоторых случаях можно также зарегистрировать товарный знак — выбор зависит от ситуации и продукта.
Что можно и нужно охранять?
В одном решении часто собрано несколько объектов интеллектуальных прав: дизайн всего предмета, форма, этикетка, надписи, рисунки, цвета. Каждый из этих элементов можно зарегистрировать. Например, на простой упаковке муки «Макфа» есть как минимум четыре товарных знака и два промышленных образца — общий вид упаковки и эмблема производителя. Популярные у аудитории объекты дизайна, как правило, защищены целым набором зарегистрированных товарных знаков и патентов. Это защита от появления аналогичных продуктов на рынке и залог взаимовыгодных отношений с партнерами на основании лицензионных договоров.
В какой форме охранять права?
Есть несколько вариантов защиты объекта дизайна. Они дополняют друг друга и могут сочетаться на одном объекте, как в случае с упаковкой муки. У каждого своя функция и объем правовой охраны.
- Промышленный образец. Патент защищает внешний вид изделия, дизайн всего объекта или его элементов — форму предмета в целом, этикетку. Минус в том, что охраняется именно внешний вид. Если дизайн-решение будет существенно переработано несмотря, например, на полное сохранение конструктивного устройства, то защититься от нарушителей уже не получится.
- Изобретение, полезная модель. Патент на изобретение (полезную модель) предназначен для защиты технических решений, вне зависимости от их внешнего вида. Казалось бы, при чем тут промышленный дизайн? Но на практике промышленный дизайн всегда не только про цвета и декор, но и про удобство использования, эргономику, эффективность, а значит, и про конструктивное решение продукта. Например, может быть запатентована особая конструкция кресла, система закрытия бутылки и т. д.
- Товарный знак. В качестве товарных знаков регистрируются названия брендов, словесные обозначения, логотипы для маркировки продукции, изобразительные, комбинированные и объемные объекты. Однако защитить именно форму изделия товарным знаком почти невозможно, поскольку форма отражает функциональное назначение продукта и не является охраноспособной.
Что выбрать?
Все и сразу. Каждая форма правовой охраны защищает свой аспект дизайн-решения, нельзя выбрать одну из них как «наилучшую», для всесторонней защиты необходимо максимальное использование всех доступных форм охраны.
Разберем на примере дизайнерского кресла:
- Оригинальный дизайн защитим патентом на промышленный образец.
- Конструктивное решение (структуру каркаса, эргономичную конструкцию подлокотников) — патентом на полезную модель.
- Для бренда, под которым кресло будет продаваться на рынке, зарегистрируем собственный товарный знак.
Теперь решение защищено в разных формах. Если кто-то скопирует конструкцию, прекратить нарушение поможет полезная модель. Воспроизведение дизайна заблокируем через промышленный образец. А попытку продавать под раскрученным брендом некачественные кресла остановим благодаря товарному знаку.
Что по условиям охраны?
Правовая охрана промышленного образца длится первоначально пять лет и далее может быть продлена несколько раз, но не более чем до 25 лет в совокупности. Срок правовой охраны товарного знака — практически бессрочный, с необходимостью продления каждые десять лет. Зато есть различия в порядке прекращения правовой охраны. Если промышленный образец какое-то время не используется, аннулировать патент в связи с неиспользованием невозможно, а вот товарный знак «без использования» проживет только три года.
Правообладателем товарного знака, патента на промышленный образец или полезную модель (изобретение) может быть как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, так и физическое лицо. Физические лица получили возможность регистрировать на себя товарные знаки совсем недавно — в июне 2023 г.
Важное ограничение: и патенты, и товарные знаки имеют территориальный принцип действия. Поэтому, если в планах — покорение зарубежных рынков, нужно обязательно подавать заявки не только в России, но и в других странах мира.
Как получить патент и зарегистрировать товарный знак?
Для получения патента на промышленный образец нужно подготовить заявку в Роспатент. Заявка будет содержать отображения внешнего вида изделия в разных ракурсах, краткое описание объекта, а также обязательную информацию об авторах и правообладателе. Оформление заявки занимает, как правило, одну-две недели. После этого в течение шести-восьми месяцев Роспатент проводит экспертизу. Процедуру экспертизы можно ускорить, оплатив специальный государственный тариф, в среднем это 40 000-50 000 руб. Если по итогам экспертизы будет вынесено положительное решение, останется только оплатить госпошлину и получить патент. В случае отказа можно обжаловать решение в Палате по патентным спорам.
Важно отметить, что рынок промышленных образцов в России пока не очень конкурентен. В год подается всего около 4000 заявок, и большинство из них — от иностранных компаний. Это значит, что у отечественных промышленных дизайнеров есть возможность создать собственные патентные портфели и закрепиться на рынке.
Процедура регистрации товарных знаков выглядит примерно так же. Готовится заявка, далее заявка проходит государственную экспертизу. Если экспертиза не выявит препятствий к регистрации (например, похожих товарных знаков), после уплаты соответствующей госпошлины будет выдано свидетельство о регистрации. Кстати, по количеству зарегистрированных товарных знаков наша страна занимает восьмое место в мире — их уже более миллиона. Поэтому вероятность отказа в среднем выше, чем в случае с промышленными образцами.
Все ли можно запатентовать?
Объекты авторского права не обязательно должны быть оригинальными — авторское право не предъявляет каких-либо требований к творческим достоинствам произведения. К промышленным образцам требования строже, но и охрана шире. Их дизайн обязательно должен быть новым и оригинальным, то есть, если немного упростить, изделие должно существенно отличаться от известных аналогичных решений. Это сделано, чтобы избежать повторного патентования уже знакомых потребителям предметов.
Известны примеры зарегистрированных промышленных образцов: бутылки, предметы мебели, упаковки моющих средств, гель-капсулы для стирки и другие дизайн-решения бытовых предметов. Редко, но удается добиться регистрации в качестве товарного знака для формы упаковки и самой продукции, например капсул для кофе или конфет в обсыпке. Последней опцией воспользовалась компания Ferrero Rocher.
На защите прав
Проектам участников конкурсов также нужна правовая охрана. Один из самых ярких примеров прошлогодней «Фабрики дизайна» — современные дизайн-решения часов «Ракета». Для их охраны можно подавать сразу несколько заявок в Роспатент — зарегистрировать как промышленный образец часы целиком, отдельно циферблат и ремешок. То же самое с дизайном люстры: можно зарегистрировать ее всю как промышленный образец и отдельно — подвеску. Аналогично и с дизайном подсвечника: запатентовать стоит не только все изделие, но и его оригинальную конструкцию. Количество патентов на один объект зависит от планируемого дохода — расходы на патентование должны быть оправданы.
Жанна Агалакова и Антон Лирник признаны иноагентами в РФ

Министерство юстиции РФ 21 февраля 2025 года объявило об очередном пополнении в реестре иностранных агентов. В него включены бывшая ведущая НТВ и Первого канала Жанна Агалакова, блогер Рустем Адагамов, журналист Илья Азар, журналистка, бывший колумнист «МК» Елизавета Александрова-Зорина и сценарист, актер и телеведущий Антон Лирник.
Антон Лирник – уроженец Кировограда, бывший участник команды КВН «Аляска», комедийного «Дуэта имени Чехова», резидент украинской версии Comedy Club и фронтмен группы Lirnik Band. В 2018-19 годах вел на российском канале СТС «Шоу выходного дня». Как актер снимался в украинских и российских фильмах и сериалах «Кандидат», «Сториз», «Это надо знать», «Папа в декрете». Лирник – соавтор сценария фильмов и сериалов «С днём рождения, королева», «Замуж после всех», «Старые шишки», «Тайна пропавшей деревни» и др.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в январе иноагентом был признан участник группы «Каста» Влади (Владислав Лешкевич).
У лидера группы «Три дня дождя» зависимость забрала все ресурсы

Вокалист группы «Три дня дождя» выпустил обращение к поклонникам в день своего 29-летия 21 февраля 2025 года. Певец написал послание от руки, поскольку в рехабе, где он находится, у него нет связи. Глеб Викторов рассказал, что раньше боролся со стрессом за рулем — ездил из Красноярска в Абакан, а после переезда в Москву — в Сочи.
- Трасса меня терапевтировала, запары по учебе, сложности в личной жизни, в целом вайб за этот путь. В Абакане меня ждали родители, — цитирует Газета.Ру сообщение Глеба Викторова.
В данный момент Глеб Викторов больше не может взять и уехать, хотя и скучает по временам, когда чувствовал себя «шофером».
- Все просто — зависимость забирала у меня все время и ресурсы. Это очень эгоистичное заболевание. Шоу-бизнес тоже очень эгоистичен. Свободное от употребления время должно полностью принадлежать ему, — продолжает солист «Три дня дождя».
В день 29-летия музыканта также вышел документальный фильм «Культурный код», в котором Викторов поделился подробностями личной жизни.
- Жена не давала мне свободы, не давала мне писать музыку. Говорила: «Сделай потише», «иди на работу» и так далее. Мы жили очень бедно, — рассказал он о предвестниках развода.
Однако, утверждает Викторов, после разрыва и успеха счастливее он не стал.
- Да, у меня появились материальные блага, публичное признание, социальные какие-то приколюхи, но я стал несчастнее. Близкие скучают по тому трезвому таксисту с амбициями, с мотивацией, — говорит он.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Глеб Викторов уже несколько недель находится в рехабе.
Премьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой Севенард

Премьер Большого театра Денис Родькин сделал предложение Элеоноре Севенард. Звезды российского балета встречаются с 2018 года. Пара давно не скрывает отношения, а 34-летний Родькин в различных интервью называл Элеонору своей супругой. Пара собирается устроить пышное торжество "месяцев через пять".
26-летняя балерина Элеонора Севенард - праправнучка легендарной балерины Матильды Кшесинской. В 2017 году Севенард окончила Санкт-Петербургскую Академию русского балета, после чего вошла в труппу Большого театра.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Денис Родькин проанонсировал постановку балета «Дягилев», которая должна состояться в 2025 году.