«СПЛИН» - «25-Й КАДР»
После «Альтависты» слушать «Сплин» не было никакого желания. В предыдущем альбоме группа оправдала свое название с лихвой – нагнала мутной, тягучей депрессухи. Песни с «25-го кадра» - те, что раскручивались до выхода пластинки – продолжали гнуть эту линию. Александр Васильев старательно мотал нервы себе и слушателям «Линией жизни», «Тебе это снится» и «Остаемся зимовать». Песни вызывали отторжение и желание выключить приемник. Поначалу. Потом ты начинал непроизвольно подвывать им. Подтверждая старый тезис, что Васильев - это все же голова. На подсознание новые песни били исправно, но добровольно слушать новый альбом, который взялась выпускать фирма Sony, как-то не хотелось. Случайно получилось. Кто-то сказал, что это не страшно, кто-то подсунул наушники, кто-то услужливо нажал на play. Остается бормотать: да, неплохо. И обложечка такая веселенькая, словно у группы начинающих мальчуков. И депрессия строго дозирована. И хиты. И тексты рассчитаны на девушек с подготовительных отделений гуманитарных вузов. И чарты освобождают строчки для «25-го кадра». И главное – никаких экспериментов, адекватный, своевременный альбом.
В 1996-м «Сплин» сидел в Петербурге и старался быть не хуже героев русского рока, имея лишь одну известную, хоть и вполне дурацкую, песню «Рыба без трусов». Потом срослось: добрые люди помогли с концертами, повезло с продюсером, и оказалось, что другие песни плохо записанного альбома – лучше. Самоуверенно щурясь, Александр Васильев двинулся в супергерои: появились «Выхода нет» и «Орбит без сахара» - номера для стадионов. Дальше всего лишь надо было быть рок-звездой, но это лидер «Сплина» посчитал слишком простым путем. Он сделал «Альтависту» - в доказательство тонкой душевной организации, склонности к концептуализму и даже нонконформизма. Кто-то оценил, а кто-то метнулся подпевать Земфире. И вот – «25-й кадр», первый альбом «Сплина», который никому ничего не доказывает. Рок-н-ролл – это не прикол, рок-н-ролл – это работа. Васильев согласился работать рок-звездой. Выпускать раз в год крепкие хорошие альбомы, в которых будут красивые нужные песни. Нервно петь, закрывая глаза, вместе с переполненными стадионами. Сдабривать тексты наркотическими намеками, при этом ходить в спортзал и держать себя в форме. Увольнять музыкантов, переставших соответствовать требованиям. Получать аванс и зарплату в бухгалтерии фабрики рок-звезд. Вовремя продлевать контракты. Никогда не повторять поступки героев своих песен. Устраивать совместные проекты с другими дружественными рок-звездами. Очаровывать (платонически) зрительниц, считающих себя умными и начитанными. Жить богато, долго и счастливо, умереть в один день.
А нам останется только ждать, когда Александру Васильеву надоест работать звездой рок-н-ролла, и он выпустит новую «Альтависту». Или поступит, как герой своей песни. Какой-нибудь особенно трагической и нервной.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia