ИГОРЬ ТАЛЬКОВ – «РОДИНА МОЯ», «СЦЕНА», «ПРИЗВАНИЕ», «ЭТОТ МИР», «МОЯ ЛЮБОВЬ», «СУД»
Каждую обложку украшает затейливый логотип: «Ремастеринг XXI века». Обложек шесть – пластинок под ними восемь. Редкий редактор долетит до середины рецензии.
Любое переиздание – дело столь же благородное, сколь коварное. Мегаопытный центр Матвиенко подвергся очевидному соблазну. Так полно Талькова, певца, поэта и гражданина, действительно, не издавал никто. Полная коллекция, обилие ранее не издававшихся треков, роскошное оформление буклетов с использованием архивных фотографий и черновиков Талькова. Самые ранние записи датируются 1984 годом. Но, когда CD-проигрыватель доходит до последних треков, возникает вопрос – кому адресованы в изобилии представленные варианты уже присутствующих на пластинках вещей? Если они о чем-то говорят, так это о несовершенстве звуковой аппаратуры на концертах 80-х. Исчерпывающее представление о Талькове на сцене дает изданный на двух дисках спектакль «Суд», с этой миссией и так вполне успешно справляющийся. Для кого собраны треки типа «Бывший есаул. Первый вариант фонограммы - загадка. Музыканту повезло не дожить до эпохи ремиксов. Ужасный пафосный текст в буклетах с цитатами из Баратынского да Ерофеева и предложениями в девять строчек напоминает школьное сочинение зануды-отличницы.
Сам Тальков, как и десять лет назад, удивляет разнообразием. Путаное было время, эклектика ueber alles, и музыкальной основой для социального шансона Талькова становились то рэп («КПСС»), то менуэт («Бал сатаны»), то русская народная песня («Бывший подъесаул»), то непобедимая «Lily Was Here» («Я вернусь»). Многие вещи могли бы стать хитами, если бы не локализованные во времени тексты. Наивная смелость здесь сочетается с фетишизмом («Господин президент»): «Господин президент, назревает инцидент:/Мы устали от вранья, в небе – тучи воронья./Мы хотим вас попросить поскорее заменить/На отечественный герб ненавистный людям серп и молот». Социальный шансон Талькова делает его Багрицким 90-х – наследникам оставлена бесподобная коллекция оживших историзмов. Ко второй пластинке («Сцена») шествие с хоругвями превращается в бесноватую пляску - но вдруг холодом пронизывает песня-предчувствие «Памяти Виктора Цоя». Тальков предчувствовал свой исход – но не исход событий. Иногда его тон становится философским («Люди с забинтованными лбами»), тогда Талькова хочется слушать еще и еще.
После залпа революционно-народной поэтики на первых двух пластинках, третья, «Призвание», переносит в 80-е, где плачут «застенчивые ивы» «Чистых прудов», в «Утренней почте», умиляясь, крутят «Рыжего», а Тальков на пару с Валерием Леонтьевым поют из магнитофонов про «Примерного мальчика». Посвящение Саруханову на мотив «Стариков»: «Я когда-то ходил за тобой,/Взять хотя бы автограф мечтая...» Только в той стране можно было оказаться между Цоем и Сарухановым (система координат - тальковская).
«Уеду!», вошедшая в пластинку «Этот мир», тоже была в «Утренней почте» - Талькову подпевал сын, публика умилялась. Балансирует между хитом и программным произведением «Спасательный круг». Но: «Не живи в экстазе!» - следовать своему собственному девизу не удавалось никак.
Увидеть в Талькове только патриота-возмутителя общественного спокойствия значило бы не увидеть ничего. Самый интересный экспонат коллекции – двойник «Моя любовь», куда попали замечательные «Ты опоздала», «Летний дождь», «Замкнутый круг». Любовная лирика Талькова, глубокая, мудрая, в отличие от гражданской, не атрибут эпохи. Увы и ах – эти два пласта друг от друга неотделимы. Поэтому заканчивается компиляция «Судом».
Спектакль, состоявшийся в «Лужниках» в разгар перестройки, парадоксален во всех отношениях. После многочисленных вздохов о друзьях-коллегах, уехавших из страны, на первом же развороте буклета предстает фото музыкантов в майках с гордыми надписями «New York» и «Paris». «В Липецке пришел идеолог из горкома, его вынесли на носилках – в результате инфаркт», - бравируя, открывал спектакль Тальков. Идеологов не любили, а из Липецка, вдобавок, приезжали за колбасой. Зал гремел аплодисментами. «У меня есть исторические документы, которые дают мне право петь то, что я пою», - продолжал Тальков. ...Безусловно, кто-то должен был превратить чудовище в чучело, играя «Чижика-пыжика» на мотив «Интернационала» и «Вихри враждебные...» под «Ламбаду». Кто-то должен был показать выход «человека из народа», юродивого обличителя. Насколько неблагодарная это была задача, становится понятно, когда слушаешь тальковское переиздание. «Суд», которым восхищались в 1991-м, в 2001-м выглядит паноптикумом. Надрывно-зло звучат хиты – на тот момент уже ставшие хитами. Но не Высоцкий. Но не Гэри Мур.
Можно сколь угодно не любить коммунистов, демократов – кого угодно, однако разменивать дар на нелюбовь – пустое. Иначе рождаются песни про «нар-р-род» через три «р», сдуть пыль истории с которых не поможет никакой ремастеринг. Тальков-трибун звучит потрясающе несвоевременно, и не дай ему Бог своевременным быть. Иначе некуда будет возвращаться – с войны.
Григорий Гольденцвайг
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia