"БОРЩ" - "PADLO"
В проекте 'Борщ' настоящие и бывшие участники группы 'Вопли Видоплясова' реализуют идею 'еще больше безумия на сцене'. Хотя, казалось бы, глядя на гарцующего по краю рампы Олега Скрипку, куда уж больше. Но вот лидер 'ВВ' в своей сольной работе 'Вiдрада' тих, задумчив и распевен, будто отдыхает от динамизма 'Воплей'. Басисту же Александру Пипе, оказывается, энергии, производимой основной группой, недостаточно - сохраняя привычную сценическую флегматичность, в 'Борще' он умудряется играть раза в полтора громче и быстрее. С вокалистом и гитаристом Юрием Здоренко та же история: несколько лет назад уйдя из 'Воплей', он, видимо, очень скучал по музыке - и теперь, дорвавшись до микрофона, стремится проорать в него все, что накопилось. Барабанщик Витольд Корженко ни в одном из составов 'ВВ' не был замечен: он найден в группе 'Танок на майдане Конго', но в отвязности не уступает двум другим участникам 'Борща'.
Дебютный альбом 'Борща' готовился более двух лет. На финальном этапе перед музыкантами встали две насущные проблемы: как отобрать из существующего репертуара полтора десятка песен и как передать на диске сумасшедшую концертную атмосферу. В полной мере ни с одной из этих проблем справиться не удалось. Позиций в трек-листе в итоге оказалось двадцать, и альбом звучит более часа - многовато, хотелось получить безумие более концентрированное. Что до атмосферы, то ее перенести из клубов на звуковую дорожку в полной мере, конечно, не получилось. Но для сугубо концертной группы, каковой до выхода настоящего диска считался 'Борщ', результат вышел вполне достойным.
Начало, впрочем, многообещающее. Компакт-диск в виде алюминиевой крышки кастрюли, под которой нарисован борщ, и кретинское клавишное вступление первой песни 'Audio/Video' намекают на то, что ближайший час для слушателя будет веселым. Текст композиции, которая вся состоит из выкриков терминов, прочитанных на передней панели музыкального центра, тоже достоин добрых слов. С текстами 'Борщ' вообще не церемонится: чаще всего они представляют собой многократные повторы какой-нибудь вполне бессмысленной ключевой украиноязычной фразы. Впрочем, когда Здоренко-Пипа-Корженко поют на русском или затрудняют себя придумыванием полноценных куплетов и припевов, особенно мудреного смысла обнаружить в этих песнях тоже не удастся. Бодрый настрой 'борщи' сохраняют до пятого трека, после чего дают себе и публике передохнуть. Седьмым номером идет негаданно лирическая для такой разухабистой группы 'Снiжна королева', после чего музыканты вновь дают жару, не замечая, что их 'Царiвна-жаба' чем-то напоминает 'Московского озорного гуляку' группы 'Альфа'. 'Гогi Гоген' - произведение концептуальное: 'Борщ' тщится внести в музыку грузинские нотки, и что-то восточное, но скорее среднеазиатское, действительно получается. 'П'яна свиня' была бы хард-роком, кабы не ернический вокал и текст. 'Дзеркало' заставляет почему-то вспомнить колхозный панк 'Сектора Газа', 'Кураре конкуренту' - пионерские речевки, написанные в жанре черного юмора, а 'Криниченька' - народные песни в панк-обработке. К концу альбома редкий слушатель способен удержать тот позитивный настрой и приподнятое настроение, которые были в начале - все-таки постоянное веселье утомляет: музыканты же по-прежнему свежи, как огурчики - поют про падлу и в ус не дуют.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia