ХАМИЛЬ ('КАСТА') - 'ФЕНИКС'
Российская хип-хоп- и рэп-сцена живет какой-то своей отдельной жизнью. На столичных радиостанциях лишь изредка проскальзывают какие-то единичные песни совсем уж узкого количества групп. Суперзвезд, известных всем и каждому, в данном музыкальном сегменте очень немного, их буквально можно пересчитать по пальцам. Что может придти на ум среднестатистическому слушателю, когда он услышит словосочетание 'русский хип-хоп'? Децл, 'Bad B. Альянс' и 'Каста', кто-то, возможно, крепко призадумавшись, назовет еще пару-тройку исполнителей, но не более, хотя там, в русском хип-хопе, имен куда больше. Одним из неоспоримых лидеров движения является 'Каста'. 'Феникс' - альбом одного из участников проекта Хамиля, записанный при поддержке группы и приглашенных гостей. Надо сказать, постарался он действительно сильно. Это заметно уже хотя бы по тому, как выполнено оформление самого диска. Пластинка стилизована под иллюстрации из старинных книг, основные цвета - черный, золотой и красный, а на передней стороне обложки изображено ярко-огненное перо птицы феникс. В буклете полностью отсутствуют какие-либо фотографии, а список благодарностей выглядит очень аскетичным. Зато в нем напечатаны тексты ключевых песен альбома. Это скорее философские притчи и истории из жизни умудренного опытом человека, чем стандартная, ожидаемая от хип-хоп исполнителя лирика.
Открывается альбом треком, который, переходя на книжный язык, можно смело назвать предисловием. Уже в 'Приглашении', под какие-то мистические музыкальные мотивы Хамиль советует изучать 'алмаз под разными углами зрения'. Дальше - больше. Песня 'Пир', наложенная на арабские сэмплы и чутко реагирующая на изменения в сюжете,
это не что иное, как переложение на хип-хоп ритмы известной библейской притчи про Валтасаров пир. 'Сестра', на первый взгляд, - очень личностный трек, но Хамиль ловко уводит слушателя к тому, что проблема, затронутая в песне, куда более глубока, чем это может показаться на первый взгляд, а 'Пристань' - это размышления о прожитой жизни и ее смысле. Вообще, следует отметить, что альбом очень силен даже с филологической точки зрения. Хамиль вытащил на поверхность слегка позабытые, но очень глубокие по своим оттенкам слова, и как бы вдохнул в них новую жизнь, не забывая при этом про их смысл. Альбом скомпонован как хорошая книга. Несколько песен группируются в своеобразную главу, которая отделяется от остального материала разными короткими скитами. Следующая группа песен - это 'Для великих открытий', 'Под одним небом' и 'Черви ненависти'. И опять Хамиль говорит про простые, но всем понятные человеческие истины, причем делает он это не менторским тоном, а легко и понятно для всех. Можно ли сказать что-то новое о том, что 'иногда для великих открытий достаточно малости'? Оказывается, можно. Из общего настроения пластинки несколько выбиваются треки 'Гончая' и 'Вечер красит Город'. 'Гончая' вообще звучит как анекдотичная история из жизни, а 'Вечер:' - это практически автобиография, песня о молодости участников 'Касты'. А дальше слушателя ожидает целый рэп-спектакль из нескольких песен и скитов, посвященных погружению человечества в мир страха и ненависти, о вечной борьбе добра и зла. После этого Хамиль предлагает трек, который дал название всему альбому. В 'Фениксе' рассказывается о старом пожарном, который ценой своей жизни спас ребенка, в котором, спустя много лет, еще живет частичка этого бесстрашного героя. И получается, что он, как феникс, смог возродиться, хоть и в другом человеке.
Кстати, музыкальная подложка на всех треках очень точно подчеркивает смысловую нагрузку песен. Скретчи, разнообразные сэмплы и ритмы прописаны с большой любовью и мастерством.
Владимир Басков, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia