"ДЕЖА ВЮ": ГДЕ-ТО Я ЭТО ВСЕ УЖЕ ВИДЕЛ
До сего дня под названием "Дежа вю", означающим по-русски нечто вроде "что-то с памятью моей стало", бытовала, фигурировала и потешала народ лишь сумасшедшая перестроечная комедия Юлиуша Махульского: фильмы
польского комедиографа обладали в свое время завидной прокатной судьбой. Ожидает ли такая участь новый фильм крепкого профессионала Тони Скотта? Думайте сами, решайте сами.
Когда какой-то политически некорректный маньяк осуществил взрыв парома в Новом Орлеане, снова погибло множество ни в чем не повинных американцев. С тех пор Даг Карлин (Вашингтон), храбрый и честный сотрудник ФБР (вам еще не надоело?), понимающий, что это несчастье - не стихийное бедствие, окончательно потерял покой, выслеживая изувера. Тем более что на том же пароме находился напарник Дага. Уже по этому оригинальному зачину можно понять зрителя, который первые полчаса просмотра и впрямь испытывает то самое deja vu: "И то, и другое я видел не раз, кого ты хотел удивить?" Дальше становится вроде бы поинтересней: фотоснимок одной из погибших девушек (Пэттон) вызывает у Карлина смутные предчувствия, заявленные на вывеске фильма. Оперативник обращается за помощью к своему другу, выдающемуся физику Дэнни (Голдберг). Научная контора п/у Дэнни не только разработала метод инфракрасного наблюдения за прошлым (!), но и способна на короткое время замкнуть пространственный континуум, влияя на ход событый. Стоп! Бабочка Рэя Брэдбери верещит и предупреждающе машет крыльями. Однако ученых и ФБРовцев возможные последствия того, что они творят, не волнуют вовсе, ибо вся их активность направлена на борьбу с террором. Могло бы показаться, что лента Скотта наделена социально-обличительной силой (как было бы в американском кино 70-х годов), но ничего подобного в фильме нет в помине. Производит впечатление и так называемая "Лаборатория времени", в которой добрую половину фильма просиживают герои государственной безопасности: подобного мельтешения компьютерных экранов мировой кинематограф прежде не знал. Как не хватало таких мигающих "штучек" безумным ученым Бориса Карлоффа и Белы Лугоши... Итак, по спутниковой связи с точностью до секунды отслеживаются три предыдущих дня из жизни погибшей, причем весь этот вуайеризм, конечно же, обусловлен самыми благородными побуждениями. Мертвой царевне посылается предупредительная записка, но послание не срабатывает, и тогда в прошлое отправляется сам чернокожий громила Даг, вооруженный вдобавок прибором "Киберглаз", а дальше можно и не рассказывать. Все закончилось хорошо и террорист после долгих мытарств был торжественно уничтожен. Финальное признание "I love you" формально не прозвучало, но лучше бы оно было озвучено, тогда этот блокбастер еще сильнее бы смахивал на залихватскую пародию.
Смешно, разумеется, но ведь делалось все на полном серьезе! И теперь съемочная группа во главе с продюсером Джерри Брукхаймером ("шоумен года" по мнению журнала Variety) наперебой рассказывает, что "замысел "Дежа вю" был очень оригинален", оторваться от чтения сценария было невозможно, а Дэнзел Вашингтон - "очень интуитивный (!) актер". Между тем, если мировая общественность чего и ждет от Брукхаймера, так это третьей части "Пиратов Карибского моря", а вовсе не очередного "научно-фантастического" бреда в защиту "американской мечты". Невольную симпатию, хотя авторы такой цели и не преследовали, вызывает единственный живой персонаж, сумасшедший подрывник (Кэвизел), принесший в жертву своей не очень понятной идее большую толпу людей. Непонимание того, что любой постулат ничего не будет стоить, пока он не окроплен невинной кровью, и приводит в конечном счете к созданиям фильмов, подобных "Дежа вю". Впрочем, назвать это "фильмом" - означает в очередной раз поглумиться и над классиками кино, и над истинными мастерами мейнстрима. "Дежа вю" - не искусство, а совершенно иной род человеческой деятельности. Имя ей - массовое производство. Лязгающий же заводской конвейер, банальный и плохо смазанный, следует судить совершенно по иным законам, чем раннее творчество того же Тони Скотта ("Голод") или его брата, талантливого мистера Ридли. ("Чужой", "Бегущий по лезвию"). Хотя и здесь, говоря о таланте, лучше употреблять это слово в его прямом значении, "талант" как денежная единица; соответственно, "талантливый" человек означает попросту "состоятельный", "богатый".
Если же взглянуть на предмет нашего рассмотрения иначе, то не все так грустно. В утешение зрителю (а на "Дежа вю", как и на любую заокеанскую чушь подобного формата народ безусловно пойдет) можно сказать, что для картины, в которой Дэнзел Вашингтон расследует взрыв парома и отважно сражается с террористами, "Дежа вю" не так уж и плох. Он живо смотрится, снят в хорошем темпе, в сценарии можно найти пару-тройку относительно нестандартных ходов. Что же касается художественных достоинств, то их лучше всего сформулировал один из покидавших показ зрителей, обронив фразу: "Теперь Тони Скотт сможет купить себе торт!" Что тут скажешь? Конечно, сможет! И наверное, даже купит. На этом и поставим точку.
Борис Белокуров, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.