"ИГРА СЛОВ" - "ЛЮБИТЕ ЖЕНЩИН" ***
"Наш второй альбом — это доказательство серьезности наших намерений" - с некоторой даже угрозой сообщает одна из надписей в буклете. Ну вот! Вместо того чтобы средствами разгильдяйского ар-эн-би продолжать остроумствовать, высмеивать штампы и медийных персонажей, развлекать и развлекаться, "Игра слов", видите ли, взялась чего-то доказывать, закусив удила. Допустим, не все после первой пластинки посчитали, что проект выйдет за рамки одноразовой шутки (а некоторые вообще оценили только "Алину Кабаеву", оставшись в полном неведении относительно посвящений "Игры слов" Ксюше Собчак, Волочковой и Лужкову). Ну и что? Неужели те, кто не верил, отворотили бы носы от новой смешной работы Рублева и Кутилы? Пример телепрограммы КВН показывает, что юмористические проекты с претензией на злободневность вполне способны на долгожительство при условии умелого менеджмента. С другой стороны, если ставить шутки на коммерческий поток, это в конце концов и превратиться в подобие КВНа. Подобное и произошло с группой "Игра слов", которая так торопилась доказать "серьезность намерений", что выпустила слишком сырой альбом, где наряду с несколькими отменными штучными шутками встречаются совершенно необязательные песни на надуманные темы и с вымученным юмором. Например, "Водитель лимузина" - это что, герой нашего времени? Вряд ли, тем более что и текст песни про него никоим образом в этом не убеждает. "Снежная баба" о любимой девушке, слепленной из снега, "Кутила" про одного из участников группы, "Куба" о мечтаньях о поездке на соответствующий остров, "Любовь на колесах" - сколь сомнительны заявленные поводы для шуток, столь неубедительно и их воплощение. В дебютном альбоме "Игры слов" "Людям о людях" веселый бубнеж Рублева и Кутилы оттенялся вокальными руладами голосистой певуньи. На сей раз наконец-то рассекреченная певица Мила заслуженно выходит на первый план, отчего формула "Игры слов" теряет обеспечивавшую успех конфигурацию. Речитативы мужиков становятся удручающе однообразными - в львиной доле треков они бормочут будто бы под один и тот же мотив. Но на них невозможно сосредоточить внимание еще и потому, что тексты стали куда менее интересными: вслушиваться резона нет. К тому же для выбранного ими жанра самоповторы просто убийственны: мы, конечно, не прочь услышать новую "Алину Кабаеву", но когда она переименовывается в "Марию Шарапову" и не снабжается при этом ни забавными сэмплами, ни бьющим в бровь и глаз текстом, мы чувствуем себя немного обманутыми. И от песни "Кличко" хотелось ждать большего.
Не исключаю, впрочем, что содержание предыдущего абзаца — всего лишь издержки альбомного мышления, характерного для рецензентов. Ну кто сейчас делает пластинки из десяти хитов — если будет хотя бы три, этого за глаза хватит. И когда мы положим на условные весы удачные моменты второго альбома "Игры слов" - эта гирька перевесит перечисленные выше невнятицы. Весьма хорош пляжный хит "На банане" с сэмплом из "El Bimbo" - сдается мне, что он не смог лучше раскрутиться только потому, что не все слушатели поняли, что за банан имеется в виду. Не менее заметна песня "Жасмин", повествующая о побиваемых мужьями певицах: известные вроде бы истории, но "Игра слов" сумела пересказать их занятно и вместе с тем деликатно, с добавлением некоторых подробностей и новых фамилий знаменитостей - жертв домашнего насилия. Ну а лучший трек альбома — "Face Control", где продираются актуальные герои отечественного попса, от группы "Фактор-2" до Агутина с Пресняковым. Нечто подобное делал Шнуров, но у него было побольше злости, а "Игры слов" как-то повеселее выходит, особенно про "Братьев Грим" и Рому Зверя. Правда, попытка сделать из этой пародийной штуки для понимающих ротационный хит для всех оказалась неудачной: во-первых, далекое от народа название подвело, во-вторых, видеоклип — картинка старается пословно иллюстрировать текст, а надо было придумать фишку поинтереснее.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia