СБОРНИК "РИММА КАЗАКОВА. ТАК ХОЧЕТСЯ ЛЮБВИ" **
В память о поэтессе Римме Казаковой, скончавшейся 19 мая, компания Navigator Records переиздала альбом песен композитора Алексея Карелина на ее стихи. Презентация диска состоялась весной, еще при жизни Риммы Федоровны, а это издание можно считать мемориальным. Жаль, что рекорд-лейблы пока не догадались выпустить сборник популярных эстрадных песен на стихи Казаковой. Самые известные из них - "Мадонна" и "Ты меня любишь" в исполнении Александра Серова. В свое время их стихи сильно отличались на фоне обычных эстрадных текстов — не в последнюю очередь благодаря этому Серова сразу заметили. Фразе "ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь" посвящались целые дискуссии в прессе — на полном серьезе обсуждалась, например, правомерность использования явного украинизма "малюешь". Однако на диске "Так хочется любви" этих песен нет. Данный сборник - вообще отдельная история, во многом иллюстрирующая проблемы, которыми сопровождались последние годы жизни Риммы Федоровны.
Не будем тут углубляться в драматические подробности взаимоотношений Казаковой с сыном, хотя они, конечно, сильно подорвали здоровье поэтессы. Кроме того, сегодняшним эстрадным стандартам стихи Риммы Казаковой никак не соответствовали. В лучшем случае ее песню о тяжелой женской доле могла исполнить какая-нибудь полузабытая поп-исполнительница. Поэтому Римма Федоровна со своими стихами прибилась к совершенно иному музыкальному лагерю — на стыке КСП и шансона. В этом жанре и выполнены песни композитора Алексея Карелина, представленные на этом диске. Исполнили композиции Лариса Крылова, Ирина Христианова, Эдуард Стахов — их имена мало что говорят поклонникам современной поп-музыки, но имеют некоторый вес в бардовских кругах. Если вы не являетесь любителем этого жанра, то не сможете слушать "Так хочется любви" даже из уважения к памяти Риммы Федоровны. Ибо на фоне страдальческих интонаций Ларисы Крыловой или напомаженной бравады Эдуарда Стахова, кондовых аранжировок и тяжеловесных мелодий рельефно выделяются и поэтические огрехи. Как и всякий советский профессиональный поэт, Казакова мастерски мимикрирует под разные творческие задачи. И если ее последние музыкальные партнеры обретались где-то в районе надрывного шансона, то и в стихах она давала таких страданий с избытком. Все получилось очень органично — но только внутри обозначенного стилистического загончика. Если наблюдать за всем этим снаружи — то термин "пошлость" приходит в голову первым. Конечно, можно утешать себя тем, что у этой музыки есть своя публика — вот они пусть и оценивают, а тебе слушать ни к чему. Но, во-первых, эта "своя публика" в жизни встречается крайне редко, а во-вторых, из любопытства дослушав альбом до конца, я встретил там такие образчики поэзии, от которых волосы встанут дыбом даже без скидок на разность целевых аудиторий. Вот, например: "Все друзья внушают мне — ты хитрее беса, говорят, что ты со мной на мою беду, объясняю я друзьям — просто ты повеса, и обиды не коплю, и тебя я жду" ("Повеса"). Песня "Моя кошерная леди", гм, заинтересовала уже одним своим названием. И не зря: "У евреев есть понятье кОшер, жизнь куда бы нас ни завела, может быть, чуть слаще или горше, главное — чтоб чистою была. Пусть мы далеко не совершенны, но стремиться к этому должны — к трапезам и помыслам кошерным, чистым, как младенческие сны. Моя кошерная леди из самой чистой мечты, тебя случайно я встретил и понял я — это ты. Моя кошерная леди, всЈ про тебя знаю я, ты выше слухов и сплетен, ты лучше всех, ты моя". Я так думаю, что Римме Федоровне стало скучно писать эти предсказуемые шансоны, и она решила похулиганить. Но ни композитор Карелин, ни исполнитель Стахов это не заметили — у них все торжественно и серьезно, как на поминках по члену Политбюро ЦК КПСС. Увы, и памятник поэтессе получился именно таким.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia