F.P.G. - "PUNK JAZZ" **
Я пресс-релизы стараюсь не читать, в лучшем случае просматриваю. Их составители, как правило, слишком увлекаются хвалебными прилагательными, и на какую-либо информацию по делу места у них нередко попросту не остается. Да даже если попадается пиарщик, осознающий, что журналисту нужна не рекламная листовка, а сведения об истории группы и создании альбома, он все равно почти никогда не может справиться с искушением вставить в свое произведение какой-нибудь заманчивый лозунг. С пластинкой группы F.P.G. приехали две страницы, где наряду с фразами "Каждая их строчка — слоган, каждая песня — выстрел!", "Завтра их афишами будет обклеен весь ваш район, а стены подъезда будут исписаны словом из трех букв — F.P.G." удалось обнаружить и полезные сведения, и даже прямую речь участников группы. Но финальная фраза пресс-релиза обескураживает не по-детски. "Жесткие ритмы в нежной упаковке — лучший подарок поклонникам тяжеляка!"
Серьезно? В рецензентскую голову сразу полезли видения, одно другого краше. Вот Егор Летов нежно упаковывает "Х... на все на это и в небо по трубе" в пасторальные аранжировки струнного квартета. Вот Кач совместно с группой "Тутси" мелодично исполняет поп-хит про Дробыша. Вот "Люмен" с улыбкой Олега Митяева исполняет свое "Государство" под переборы гитары на приеме у Путина. На все это, конечно, было бы любопытно поглазеть — но только нам, обладателям извращенного музыкального вкуса и абсурдного чувства юмора, а никак не "любителям тяжеляка".
Между тем, группа F.P.G. на альбоме "Punk Jazz", записанном, как забывает сообщить пресс-релиз, 22 июня прошлого года в клубе "Тень", занимается именно этим — предлагает "у...бышам" сосать при помощи довольно ласковых музыкальных средств. Что, признаться, озадачивает. Первые упоминания группы F.P.G. в более-менее центральной прессе прозвучали в интервью Александра Васильева и Константина Кинчева — мэтры рок-н-ролла с некоторым даже вызовом признавались, что для души они предпочитают слушать этот бескомпромиссный панк-коллектив. Нонконформизм, таким образом, был одной из главных добродетелей F.P.G. - ведь даже благообразные лидеры рока старались отщипнуть себе от их скандальной славы: типа, что бы мы ни пели, но слушаем-то мы реальных злых чуваков! В этом контексте новость о том, что F.P.G. доросли до джаза (!) и записали акустический альбом с сильным влиянием этого жанра хотелось прокомментировать с истинно панковской экспрессией. Прослушивание подтвердило худшие опасения. Когда-то Вадим Степанцов объяснял название собственного альбома "Бог, клубника и павлин" тем, что между перечисленными понятиями нет ничего общего. Примерно столько же сходства обнаруживается между текстами песен группы F.P.G. и желанием исполнить эти песни в респектабельной акустике. О том, что песни сами по себе небезнадежны, можно догадаться по реакции несколько недоуменного зала — основной мат-перемат публика поет с энтузиазмом, способным, если бы не режиссеры записи, купировать непривычное исполнение. Занятно, но в новых для себя аранжировках команда тоже звучит вполне солидно — отчасти напоминая протрезвевший "Ленинград". Однако в почти интимный инструментал F.P.G. некрасиво вторгаются их максималистские, грубые и откровенные тексты — уместные в панковском слэме и бьющие в молоко в акустической версии. Так что, если группе снова захочется "дать джазу", то лучше ей будет написать для этого какие-то специальные песни.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia