"АКВАРИУМ" - "ЛОШАДЬ БЕЛАЯ" ****
И чего это БГ после нескольких отвязанных пластинок записал такую умиротворенную пастораль, как "Лошадь белая"? В ней осталась ирония, но нет сатиры, есть седина в бороду, но нет беса в ребро, она звучит то как "Русский альбом", то как русско-абиссинский оркестр, в ее записи приняли участие три десятка инструменталистов, большей частью иностранных, большей частью экзотических для рок-состава (струнные группы, мандолины, виолы, вокальный квинтет и т.д.; все это постоянно подсвистывает и подстукивает, создавая звуковую картину сколь избыточную, столь и уместную). Несмотря на мощный сопровождающий коллектив, голос и авторская манера Бориса Борисовича остались доминантой, поэтому "Аквариум", даже усиленный зарубежными легионерами, звучит как "Аквариум" - с этим ничего не поделаешь, да и не надо. При желании песни с "Лошади белой" могут устраивать текстовые и мелодические переклички с ранними вещами БГ — но такого желания альбом почему-то не вызывает: при всей предсказуемости мотивов и давно привычной непостижимости слов "Лошадь" вызывает смутное ощущение чего-то крайне важного, к чему стоит прислушаться, задержав дыхание. Какое-то послание от Бориса Гребенщикова — да такое, которых он еще не посылал. Какое-то величие и покой — величественный покой и спокойное величие.
Почему появился такой альбом "Аквариума"? Точный ответ на этот вопрос напрашивался в ночь на 9 января — я ехал пустынной праздничной Москвой, в колонках играла "Лошадь белая", и уже было известно, что операция на сердце Гребенщикова прошла нормально. Шунтирование — операция уже вполне обычная, руку хирурги на ней давно набили, но всЈ равно сложная, оставляющая большой зазор для "а вдруг?" и "мало ли что?" Ну и даже без всяких "вдруг" после нее требуется долгая реабилитация, включающая отказ от некоторых жизненных привычек. И вот в "Лошади белой" в ночь на 9 января можно было услышать и буддистское спокойствие перед любыми изменениями в жизни, и смиренную надежду на мастерство хирурга, и готовность благодарно принять новую участь. Словом, с альбома струится тихий свет мудрости человека, побывавшего где-то там, где наша обычная бытовая суета теряет свое значение. Не вполне, правда, понятно, что нам делать с тем фактом, что эти песни сочинялись тогда, когда ни о какой операции и речи не было (решение о ее проведении было принято почти экстренно). Спишем, пожалуй, на провидческий дар художника. А может, ему сердце подсказало, да не прозвучит эта фраза выдержкой из истории болезни.
"Аквариум" умудряется совместить ковровую бомбардировку слушателя общим настроением альбома с точечными самонаводящимися ударами — ряд песен явно заслуживает как отдельного упоминания, так и попадания в и без того многотомный "грейтест хитс" от БГ. "Еще один раз" - веское прощание с "Детьми декабря" и "Днями серебра". "Господу видней", начинаясь монотонным почти речитативом, продолжается пробирающим до костей рефреном. "Сокол" тоже рождается скромным птенцом, но затем выливается в эпическое и очень красивое полотно. Немного развлекалочки Гребенщиков позволяет себе в "Слове Паисия Пчельника", стилизуя под произведения с "Русского альбома" издевательский феминистский гимн. Еще одним завораживающим шедевром "Неизъяснимо" пластинка завершается. "И вагон, где ты был, проносится мимо, и всЈ — неизъяснимо": просто и гениально.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia