Сборник «Союз-48» **
«Союз». Релиз диска состоялся в июне.
В информации о выпуске нового «союзовского» сборника меня больше всего заинтересовал факт запуска приложения «Союз. Дебют». «Давно пора, - подумал я с оптимизмом, довольно удивительным для человека, 15 лет пишущего о российской поп-музыке. – Сколько можно слушать одних и тех же? А тут, может, что-то новенькое и интересное выпустят – не всё же о них из хипстерских блогов узнавать». Когда «Союз-48» привезли на рецензию, я удивился, что «Дебют» выпущен не отдельно, а вложен в качестве бонус-диска в основное издание. Тут бы насторожиться, заподозрить неладное – однако теплая погода вкупе с поздними июньскими закатами настроили рецензента на исключительно благодушный лад…
Но вначале поговорим о 48-м выпуске «Союза». Его никак нельзя назвать выставкой достижений российской эстрады, чем могли похвастаться некоторые предыдущие компиляции. Суперхита, по которым можно судить о поп-музыкальном годе, здесь, если по гамбургскому счету, всего два – «Прованс» Елки и «Чумачечая весна» «Потапа и Насти». Из тех песен, что на слуху, в сборник вошли «Отпусти» Юлии Савичевой и Джигана и «Эта песня для тебя» группы «Марсель». Несколько старых вещей почему-то реанимированы, подрихтованы и выпущены на новом сборнике: это «Облако волос» (из репертуара еще Жени Белоусова, теперь в исполнении Алсу), несчастная «Лена Смирнова» Паши Евлахова-«Чехова» (прикольная песня, но сколько ж ее можно) и… «Позвони мне, позвони» (некто DJ Карась оставил от гениального первоисточника только заглавный рефрен). «Фабриканты» продемонстрировали, что уже выросли и осваивают технические термины: песня Вики Дайнеко называется «Сотри его из memory», а «Корней» - «Это не спам». Чужеродными в хорошем смысле выглядят на сборнике «Жди меня» Валерии (певица кажется на общем фоне слишком взрослой и профессиональной) и «Йога и алкоголь» «Ундервуда» (все-таки Ткаченко-Кучеренко здесь не в своей тусовке). Из всего репертуара Валентина Стрыкало выбрана чуть ли не самая несмешная песня «Кайен», а в «Побудь со мной» Валерия Меладзе явственно слышатся нотки из «Балета» Игоря Николаева – все-таки композиторам не стоит так близко дружить друг с другом. Про остальных и сказать особо нечего – это либо стандартно-скучные Зары-Согдианы и, увы, Шуфутинский, либо неизвестные имена вроде «Венеры» и «Валенсии», которым по идее место на «Дебюте».
Вот мы и добрались до вожделенного «Дебюта». Однако с первых же песен сборника «надежд российской поп-музыки» стало ясно, почему его не выпустили отдельным релизом. Показалось даже, что его и в «Союз-48» не стоило вкладывать. А впрочем, стоило – но только для тех любопытствующих, которым страшно интересно вспомнить, что представлял собой отечественный поп-рынок году этак в 1989-м. Вы хотите знать, какие песни звучали на привокзальных площадях на излете перестройки? Участники сборника «Дебют» постарались дать ответ на этот вопрос. Почему-то представленные тут новые имена своей главной творческой задачей видят создание музыки похуже, чем у Ромы Жукова и группы «Маленький принц». Банальнейшие ходы из попсы голимой, штампы из кабацких песен, жуткая вторичность материала – среди общей беспросветности миленькой смотрится только группа Stokes. И есть также оригинальный трек «Сезон дождей», вдохновленный ранним «Мегаполисом»: все бы ничего, если бы исполнитель не назвал себя Новым Романтиком. Это не только жанр, но и имя. Но тогда почему никто из соседей по сборнику не именуется Бездарным Попсовиком или Убогим Плагиатором?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia