Елена Есенина – «Кругосветное путешествие» **
«Монолит». Релиз диска состоялся в июне.
В 2007 году Елена, тогда еще под фамилией Валевская, выиграла «Славянский базар в Витебске» и записала с Дмитрием Маликовым дуэт «Нравишься». В 2009-м ее взял под свое продюсерское крыло Иосиф Пригожин, придумавший ей псевдоним Есенина. Алгоритм для создания имени был позаимствован у Веры Брежневой: та, как мы помним, со своей днепродзержинской пропиской оказалась землячкой «дорогого Леонида Ильича» - и пришлось ей стать заодно и его однофамилицей. А Елена родилась в Рязани: осталось поискать другого знаменитого уроженца этих мест – и псевдоним готов. Новоиспеченная Есенина написала пару песен для Валерии (я уже упомянул, что Елена является автором своего репертуара?), а потом рассорилась с Пригожиным и ушла. Продюсер по этому поводу в очередной раз вспомнил поговорку про «куда артиста ни целуй», особенно сокрушаясь по поводу того, что Елена оставила себе придуманную им фамилию. Спустя некоторое время о заключении контракта с г-жой Есениной, как полагается, с гордостью сообщила продюсерская компания «Монолит». Это сотрудничество наконец-то принесло осязаемый плод в виде дебютного альбома «Кругосветное путешествие» (и пресс-релиза с теплыми словами от Льва Лещенко).
Итак, творческая активность налицо, первая пластинка тоже. Но почему-то вопреки бравурным пресс-релизам от издателя нельзя говорить, что певицу Елену Есенину народ полюбил или как минимум хотя бы узнал. Маликов, Пригожин, «Монолит», пять клипов, радиоротации – в какой песок все это уходит? Попробуйте поставить «Кругосветное путешествие» на «рипит»: на четвертом круге некоторые песни, возможно, начнут узнаваться – но все равно забудутся сразу после выключения проигрывателя. Под какой бы фамилией ни работала Елена, представления о ней у публики по-прежнему самые приблизительные. Судя по фотографиям девушки на сайте, столь же неопределенна и внешность исполнительницы. Сложно узнать при случайной встрече не только песни Есениной, но и ее саму.
Тем не менее в активе у барышни – четыре года упорного пути к первому альбому. Ресурсы, вложенные в песни и клипы, не срабатывали, но у Елены всякий раз хватало упрямства продолжать биться в эту стену. Упрямства или спонсорских средств? Точный ответ на этот вопрос мы узнаем из какого-нибудь расследования желтой прессы, но только в том случае, если певица начнет представлять для нее какой-то интерес, то есть станет звездой. Пока же первый альбом оказался довольно блеклым пятном ее творческой биографии.
«У Лены широкая музыка, красивые слова и прекрасный голос. Сейчас мало такой качественной музыки», - считает Лев Лещенко. С позицией добродушного мэтра спорить нам как-то не с руки, однако ведь и качественная музыка не всегда находит своего слушателя. Песни Есениной не очень похожи на те, которые сейчас лидируют в попсовых чартах: это скорее эстрада с элементами фолка, отчасти напоминающая некоторые вещи Валерии и Варвары. Претензию к композициям можно предъявить по сути одну, но затмевающую все усердие: они нестерпимо скучны, несмотря на некоторое разнообразие, приданное им композитором Есениной. Даже темповые вещи вроде «Пой со мной» не стали исключением. Ведь не для того люди покупают альбом, чтобы пару-тройку раз неуверенно промямлить: «Ну вот эта вроде бы ничего». Так что если финансирование у Елены действительно есть, стоило бы направить его на закупку нескольких хитов, а не ждать, пока имеющиеся тыквы превратятся в кареты.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia