Ирина Богушевская: «Музыку можно продавать как зубную пасту»
(О МУЗЫКЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ)
«Все-таки, мне кажется, их надо воспитывать в том залоге, что добро всегда побеждает зло, чтобы они знали, как вести себя в сложных ситуациях. У меня тоже были детские песни, когда рос Тема, но петь их ему было мне некогда. Вообще он — ребенок, недополучивший родительской любви, скажем прямо. Я же работала на двух работах, а вечерами у меня был музыкальный проект, на который я зарабатывала деньги на этих двух работах, чтобы вечером играть какие-то спектакли, репетировать, жить прекрасной жизнью. Тогда как раз вышли книжки про муми-троллей, и когда мы иногда сидели с Тёмой вместе, и я их читала на кассетный диктофон. А потом вечером няня ему ставила, и таким образом у него был хотя бы мамин голос на кассетах. То есть старшего мальчика я упустила.
C младшим я решила не повторять этих ошибок — отказывалась от работы, когда чувствовала, что ребенок совсем перестает меня видеть. Надо было его музыкально питать. На полке, конечно же, стояли «Бременские музыканты», «Кошкин дом» и «Доктор Айболит». Все это — еще из моего детства пластинки. Стоял «Ежик с дырочкой в правом боку». А дальше в ход пошли Армстронг «Louis And The Good Book», Утесов, Андрей Миронов, Марк Бернес — это то, что мой ребенок слушал. Дальше я ему показывала Жобима и много другого джаза. Нормальной детской музыки не было совсем».
(О «МАМАКАБО»)
«Я принимаю участие в «Мамакабо» как артист, я не причастна к его организации. Тимур Ведерников, когда они только начинали, нас позвал. Это был Коктебель, и там было прекрасно. Я с огромным уважением отнеслась к этой попытке. Я вообще очень уважаю людей, которые пытаются что-то делать сами вместо того, чтобы сидеть и ныть, как сейчас все плохо с культурой. Поэтому я очень уважаю Иру Апексимову — она играющий продюсер. Она выходит на сцену — отключает мобильный телефон. Когда она уходит со сцены, в антракте он опять звонит, потому что у нее целый театр в подчинении. И не просто в подчинении — она несет ответственность за их зарплаты и так далее. У меня всего 10 человек, включая бухгалтера, и все равно это большая ответственность. Ты это тянешь на себе. Точно так же Ведерников тянет «Мамакабо». Там огромная команда. А ведь при этом Тимур не продюсер, он музыкант».
(О СЕБЕ КАК О ПРОДЮСЕРЕ)
«Когда я продюсирую детский проект, то расписываю свой ежедневник встречами, переговорами, презентациями этого проекта. Я забираю энергию и силу у себя как у творческой единицы. Скажем, я утром проснулась и у меня настроение никуда не ходить, сидеть и мурлыкать, потому что из этого мурлыканья может появиться новая песня. Вместо этого я наступаю этой песне на горло, кладу компьютер в сумку и иду на встречу. Ты постоянно выбираешь, кто ты в данной ситуации — творческая единица или продюсер. Наверное, для того, чтобы абсолютно уверенно и жестко руководить такой сложной штукой, как фестиваль, нужно отсекать в себе творческие протуберанцы, потому что они мешают, замутняют оптику. Ты принимаешь неоптимальные решения, потому что в тебе в данный момент выключился делец, который должен всё просчитывать, и включился музыкант. Для меня это реальная проблема».
(ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ)
«Почему у нас в стране вообще легче осваивать бюджеты, чем заниматься предпринимательством? Ведь проведение корпоративов — это разновидность освоения бюджетов, в данном случае — выделенных компаниями на развлечения для сотрудников. И в этой ситуации у ивент-агентств заранее есть определенные суммы — и надо просто аккуратно всё посчитать и подобрать артистов так, чтобы и себе оставить процент. Никакого риска! Те же, кто отваживаются проводить фестивали, особенно независимые, рискуют везде и всюду. Аренда площадок, гонорары артистов, затраты на рекламу — все эти расходы не обязательно отобьются, особенно если речь идёт об опен-эйрах, где ты полностью зависишь от погоды.
А вообще, в этой дилемме — пилить бюджет или строить с нуля свое дело — как в капле воды отражаются все особенности российской экономики. И меня не удивляет, что именно первое стало у нас национальным спортом. Да, конкуренция там намного выше; желающих вкалывать за неочевидный результат у нас в стране вообще гораздо меньше, чем желающих присесть на удачный шесток. Тем большее уважение я питаю к тем, кто не оставляет попыток сделать что-то самостоятельно. И сама пытаюсь что-то делать — вот с этим детским проектом».
(ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЕКТОМ «ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА»)
«Еще пример: я пришла арендовывать зал «Мир», где я несколько раз выступала, и все нас там устраивало, потому что этот зал хорош тем, что там можно выстроить нормальный звук, он близко от метро, рядом цирк. Это хорошая, нахоженная площадка. Но, когда я потом вышла на сцену в первом отделении, я была в ужасе, потому что увидела, что сидит половина зала. Думаю: «все провалилось, все было зря, все напрасно». Потом в антракте выяснилось, что зал полный, у нас аншлаг,- просто дети утонули в этих креслах, они слишком высокие. И как это можно предусмотреть? Как можно попросить зал не продавать попкорн на детский концерт, если тебе даже мысль не может прийти в голову, что зал станет на концерт продавать, черт возьми, попкорн? Когда у тебя дети потом сидят и жуют… Это опыт, который стоит денег.
Еще одна проблема с детской песней — ты не можешь сделать дорогие билеты, потому что мы хорошо понимаем, что семейная аудитория обладает очень разным уровнем доходов и не может быть дискриминации тех родителей, которые не могут заплатить за семейный поход, скажем, 3.000 рублей. Именно поэтому я арендовывала зал «Мир» сама как ИП, чтобы избежать посредничества, которое повысило бы цену билета вдвое. И у нас действительно средняя цена билета была 500—600 рублей. Если на концерт идет семья из 4-х человек, то это терпимо.
Посредники в городах, прокатчики в городах тоже быстро считывают эту арифметику. Они понимают, что не продадут на детское мероприятие дорогие билеты. Они начинают считать свои затраты на гонорар, гостиницу, кормежку и так далее. И пока что мы свозили «Детскую площадку» только в Нижний Новгород, где меня организаторы знают уже восемь лет».
(БУДЕТ ЛИ НОВЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ ПОСЛЕ «ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ»)
«Начать с того, что у Усачева и Пинегина еще штук 200 произведений, из них 150 совершенно прекрасных. Это такой сундук с сокровищами, на котором можно сидеть, получив и 10 грантов, и 15. Кроме того, я сама начала писать детские песни. А Даниил мне подсказывает замечательные идеи».
(НУЖЕН ЛИ ЕЕ МУЗЫКЕ ОРКЕСТР)
«У меня музыка всегда писалась так, что она не просто органично в себя впитывает оркестровки,- они в ней изначально предполагались. У меня могут быть проблемы с ритм-секцией, особенно с барабанами, потому что я не умею их программировать и писать. Для меня всегда адская мука объяснить барабанщику, какой рисунок он должен сыграть. У меня эта плата не инсталлирована, и я с этим смирилась. Но что касается голосоведения и контрапунктов в струнных и духовых, — вот это я все слышу. Эта плата, к счастью, у меня есть, — наверное, хоровое образование помогает. И всегда я своими бэками пыталась это изобразить. А когда можно отдать то, что ты писал бэками в студии, скрипкам и альтам — это счастье. Это ужасно красиво. Мне жалко, что у нас ограниченный бюджет, и я не могу сделать 40 песен таким образом. Я бы сделала 40, у меня они есть».
(О КОММЕРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МУЗЫКИ)
«Ее можно продавать как зубную пасту, но писать ее в этом залоге, думая о продажах, просто невозможно. Ну, для меня это так. Когда я писала «Книгу песен», много вокруг было разных людей. Однажды я услышала, где-то выловила краем уха — «она делает такой странный продукт». Для меня это было откровением, потому что я не «делала продукт», я записывала свою музыку. Я всегда действую, не думая о том, какую там целевую аудиторию я хочу зацепить. Я действительно пока не настоящий продюсер. И, дай бог, никогда им не буду. Только ради детской музыки я готова переквалифицироваться в управдома. И то ненадолго. И с невероятным удовольствием, как только мы провели презентацию «Детской площадки», я сказала всем своим партнерам: «А сейчас на ваших глазах я превращусь из взмыленной Золушки в фею и буду заниматься своим симфоническим проектом. Пока что позанимайтесь детским сами, без меня. А я хочу порхать и буквально хоботок засовывать в орхидеи. Потому что такое наше царское дело». И это большое счастье, что есть такая возможность».
(О ЧЕМ ЖАЛЕЕТ)
«Я жалею только о своем участии в «Марше сексуального большинства». Это была колоссальная глупость и очень большая репутационная потеря. Но это тоже был очень полезный опыт, потому что это был первый такой случай в моей практике... Это же делала моя университетская, дружеская, самая близкая компания. Это был первый случай, когда я поняла, что близкие люди могут быть глубоко неправы. До этого у меня даже тени сомнения в этом не возникало. А теперь я понимаю, что все мы совершаем ошибки. И все-таки нужно всегда включать контроллер. И очень внимательно слушать, что говорит внутренний голос. В той ситуации мой внутренний голос разрывался. Один говорил, что это «твои родные, они же не могут быть неправы». Другой, очень противный, голос говорил: «дура, немедленно соскакивай!» Я выбрала верность университетской дружбе — и ошиблась. И жалею об этом. Больше ни о чем не жалею».
(Zvuki.ru, 17.10.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)