«ДДТ» - «Иначе» ***
Navigator Records. Релиз двойного диска состоялся в октябре.
Начну с истории, которая вроде бы и не имеет прямого отношения к этому альбому, но на самом деле имеет. 7 октября, пока весь интернет придумывал рифмы к строчке «спасибо Путину за это», я пытался договориться с пресс-атташе Юрия Шевчука об интервью лидера «ДДТ» для одного хорошего издания и услышал много неожиданного. По мнению Елены Вишни, Юра жутко устал от интервью и однообразных вопросов: «Вы представляете, каким он стал востребованным после той встречи с Путиным? Вот вы о чем хотите спросить? Про Кудрина будете спрашивать? Про список Forbes? Он уже говорил об этом. Я заранее знаю, что он ответит». Я говорил, что тоже догадываюсь, что скажет Шевчук на ту или иную тему, но ведь интервью не обязательно берут для того, чтобы узнать что-то новое. В случае с Юрием Юлианычем интервью – это беседа с умным, интересным и неравнодушным человеком. По крайней мере, такой опыт вынесли из предыдущего общения с ним и я, и другие журналисты, и даже участники открытых пресс-конференций. Про Кудрина я спрашивать вообще не собирался, так что после разговора осталось чувство недоумения и легкой обиды: типа, надо же, еще и президентом не стал, а уже окружил себя стеной несговорчивых помощников.
Возможно, перед выходом масштабного альбома «Иначе» и не менее масштабного тура по стране «Юре-музыканту» важнее было слегка дистанцироваться от образа оппозиционера и общественного деятеля, напомнить людям, что он музыкант. Но ведь это раздвоение наблюдалось и раньше, и в нем не было противоречия: Шевчук охотно и ярко говорил как о работе над пластинкой, так и о ситуации в государстве и в душах соотечественников. Да, он Юра-музыкант, но не в меньшей степени он интересен народу и самому себе как Юра-философ и даже как Юра-политик. Вот почему, уважаемая Елена Вишня, интервью Юрия Юлиановича Шевчука уместны более-менее всегда, а не только в качестве пиар-повода для привлечения внимания к концерту или диску, как у многих его коллег.
Многотрудный и тяжеловесный альбом «Иначе» - он о том, как пытаются договориться Юра-музыкант, Юра-философ, Юра-политик и еще некоторые Юры. У них более чем естественно получается делать это на пресс-конференциях и в интервью, но пластинка, ради которой «ДДТ» не гастролировали два года и поменяли полсостава, столь же органичного впечатления не производит. За два с лишним часа звучания то политик наотмашь бьет оппонентов, то философ загоняет музыканта в угол, то остряк глумится над всеми, а треки, где эти амплуа на радость поклонникам сосуществуют мирно и достойно, увы, остаются в меньшинстве. Для Юры-музыканта было существенно, чтобы саунд альбома получился современным, и омоложение состава отчасти связано с этим, однако – давайте смотреть правде в глаза, – даже если «ДДТ» будет звучать, как System Of A Down, это не станет предметом восхищения. Жесткий и местами грязный звук работает на другую ключевую идею Юрия Шевчука – о том, что рок не должен развлекать, а должен заставлять думать, чувствовать, трудиться душой. Тут уж в дело вступают Юра-философ, насытивший тексты неоднозначной мировоззренческой символикой, и Юра-политик с вполне лобовыми протестными образами («мою родину сожрал СПИД», «что-то где-то сломалось в нашем гребаном мире»). Юра-музыкант с таким напором не справляется, буксует, пасует, возвращается к старым трюкам вроде хриплых лозунгов, женских фольклорных фонов и вариаций на темы известных собственных мелодий – в результате «Иначе» у многих слушателей катализирует не работу души и мозга, а желание выключить альбом посередке. Содержание, каким бы они ни было умным и точным, далеко не всегда соответствует музыкальной форме, а в «Басне о власти» вовсе противоречит ей: Шевчук здесь обращается к президенту в жанре какого-то глуповатого ернического кабаре.
Диск-гигант («ДДТ» придает тут новый смысл забытому термину), конечно, сильно выиграл бы от сокращения или разбиения на две или три части, выходящие поочередно. Но Юрий Шевчук относится к «Иначе» как к цельной работе – стало быть, терпите, если цените его как музыканта и общественного деятеля. Если цените не до такой степени, то в первую очередь стоит обратить внимание на песни, в которых грани личности лидера «ДДТ» наиболее гармонично сочетаются: баллады «Встреча» и «Когда ты была здесь» и рок-хиты «Родившимся этой ночью» и «Напиши мне, напиши». Есть здесь и один шедевр, оправдывающий выход «Иначе» по любому гамбургскому счету: трек «Песня о свободе». Здесь Шевчук и тонкий современный музыкант (чего стоит блестящий унисон с Аленой Романовой), и невероятный мелодист, и поэт, простыми словами формулирующий главное, и философ – а заодно и автор нового гимна для хорового исполнения на грядущих концертах.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia