Максим Дунаевский: «Сегодня не композиторы привлекаются к написанию музыки в кино, а какие-то таперы»
(ЗАРАБОТАЛ ЛИ НА МЮЗИКЛЕ «ЛЮБОВЬ И ШПИОНАЖ»)
«Я должен сказать, что не только ничего не заработал, а я даже очень много потерял денег на этом мюзикле, хотя не был его продюсером. Но тем не менее, смотреть на умирание детища, которое всем нравится… Я понимаю, когда ты смотришь на полудохлое создание. Но когда детище, которое действительно всем нравится – и критикам, и людям, зрителям, – это как-то очень странно на это смотреть. Поэтому, как бы не веря в это, я еще и свои деньги вложил в этот спектакль, чтобы он какое-то время мог еще продолжать жить, хотя бы до конца прошлого сезона. Вообще эта картинка ужасная, что происходит у нас. И она не случайная, конечно. У нас говорят, что не приживается мюзикл. Все это ерунда. Потому что мюзикл у нас любят, музыкальные спектакли у нас любят. В том же Екатеринбурге, в котором у меня идут «Алые паруса», на многие месяцы вперед проданы билеты. Во МХАТе идет мюзикл «Конец-горбунок». У Терезы Дуровой в театре идет мюзикл «Летучий корабль». «Мэри Поппинс» в «Театре Луны» и так далее. И публика ломится на эти спектакли.
В чем же дело? Почему же она ходит на мюзиклы в репертуарные театры и почему она не идет на мюзиклы в самостоятельные отдельные продюсерские проекты, которые сегодня мы пытаемся сделать и преподнести зрителю, спектакли на уровне, я не говорю, что мы сегодня делаем Бродвей, но хотя бы приближение какого-то уровня, то, что делает в МДМ Stage Entertainment, то, что иногда возникает у нас на подмостках. И тут причина очень простая. Мы не можем конкурировать с мюзиклами на отдельной сцене, как отдельный продюсерский проект, не можем конкурировать с репертуарным театром, в который государство вкачивает деньги. Например, в Театре оперетты уже пять лет идет «Монте-Кристо». Мне кажется, очень слабый мюзикл. И по музыке, и по постановке. Хотя там участвуют очень неплохие артисты, неплохая сценография. Но в целом это, конечно, продукт слабенький. Он гораздо слабее всего того, что выходило параллельно на сценах и умирало, не дождавшись оваций настоящих и денег.
Потому что он идет в репертуарном театре. Потому что он идет за государственный счет. Да, туда вкладываются какие-то дополнительные деньги. Но в основном и свет, и звук, и не надо арендовать помещение, все то, что приходится делать сегодня мюзиклам, создаваемым на отдельных площадках. Потому что иначе сегодня мюзикл настоящий не поставить».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ МЮЗИКЛОВ)
«Каждый раз думаешь, что где-то все-таки ситуация может поломаться. И каждый раз что-то новое вносишь. Если, допустим, Stage Entertainment постоянно, в течение пяти лет, приманивал публику к этому месту, ту, которая совсем не являлась театральной, и своего добился тем, что они живут, они вначале задыхались, потом они стали чуть лучше дышать. В какой-то момент они уже вдохнули полной грудью. То есть это постоянный пресс, который ощущает нерепертуарный театр, негосударственный театр, все-таки они это преодолевают. С трудом большим, но преодолевают. Мы думали, что мы сможем это сделать при помощи звезд – двух звезд, которые участвовали в спектакле – Лариса Долина и Дмитрий Харатьян».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАНЯТЬСЯ ПРОДЮСИРОВАНИЕМ)
«Если мы что-то знаем из чужой профессии, это совсем не значит, что мы можем ею заниматься. Я могу ведь и писать стихи. Но я приглашаю профессиональных поэтов, замечательных соавторов моих – Николай Денисов, до этого был ушедший, к сожалению, из жизни Наум Олев, Юрий Ряшенцев. Это суперпрофессионалы своего дела. Я думаю, что в продюсерском деле то же самое. Вопрос иметь дело с финансами, быть хорошим бухгалтером – это не одно и то же. Если я знаю общую схему и понимаю, как это делается, это еще не значит, что я могу руководить, вести и стать продюсером».
(О СИТУАЦИИ С МУЗЫКАЛЬНЫМ КИНО)
«Ситуации с музыкальным кино просто нет. Потому что нет музыкального кино. Какие-то отдельные пробы в этом смысле совершенно эту картину не исправляют ничуть. Я думаю, что даже такие известные фильмы как фильм Тодоровского «Стиляги», это все не на уровне, извините за нескромность. Даже «Мэри Поппинс», который действительно был настоящим музыкальным фильмом, который до сих пор каждый год все каналы подряд повторяют, так же, как и «Д’Артаньян и три мушкетера», и «Карнавал», и «Ах, водевиль, водевиль!», и многие другие фильмы, которые выходят миллионными буквально тиражами до сих пор на DVD, несмотря на всю партизанщину и скачивание в интернете. Все равно они выходят, эти диски. Это говорит о повышенном интересе до сих пор к этим фильмам. «Ирония судьбы», я уж не говорю о «Карнавальной ночи» и так далее. Это можно перечислять. Сегодня мы не только к этому не стремимся, мы просто этого не можем и не умеем.
Сегодня нет вообще у нас кино. О чем мы говорим, о каком музыкальном кино, которое имеет дополнительные большие сложности. У нас вообще нет музыки в кино сегодня. Ибо то, что сегодня мы слышим с вами в основном по телевидению в сериалах и телевизионных фильмах, а также иногда зайдя в кино или по тому же телевизору видя экранные фильмы, вообще там нет музыки в кино. Это нечто вообще невообразимое. Сегодня композиторы не привлекаются к написанию музыки в кино, а привлекаются какие-то таперы. Кино у нас как бы вернулось опять в таперские времена, когда озвучивают картинку, совсем не являясь композиторами. Это совсем во мне не говорит моя старость, приверженность к старому. Но когда я включаю и слышу настоящую музыку в старых советских фильмах, я даже не беру старых совсем композиторов, я беру поколение, которое сегодня еще живет и способно очень творчески и хорошо работать, – Алексея Рыбникова слушаю музыку, Овчинникова, которого вообще сегодня не слышно, который работал с Бондарчуком, Артемьева. Я поражаюсь, какая же у нас может быть замечательная музыка в кино, ничуть не хуже, чем в Голливуде у них. Это ужасно. О каком музыкальном кино может идти речь, если нет музыки в кино – раз. Нет вообще нормального кино, которое почему-то за десять лет в 90-е годы удалось убить полностью. Я пытался анализировать. Это факт. Мы не можем выбраться. И никакие комитеты, создаваемые насильно при нашем уважаемом премьер-министре сегодня, комитеты кино не способны решить эту проблему».
(О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ)
«Поп-музыка и Стас Михайлов с Ваенгой – это разные вещи, разные жанры, не стоит это смешивать. Мало того, это антагонисты. И возникло это из антагонизма. Говорить сегодня, что ужас, ужас, ужас – это неправильно. Но я же в этом ужасе когда-то участвовал. Сегодня, может быть, я не участвую. И не участвую вполне намеренно, сознательно. А с другой стороны – вполне объективно. Потому что уже по возрасту, по своему образованию, по опыту, по профессионализму я просто не могу участвовать в этом, это слишком примитивно. Но кто в этом постарался? Давайте рассуждать здраво.
В этом постарались все уважаемые продюсеры поп-музыки. Замечательно постаралось телевидение, программные директора радио, особенного «Русского радио», которые опускали постоянно вкус народа до помойки до такой степени, что она уже, подняв голову, обратила внимание на таких людей, как Стас Михайлов и Ваенга. Что-то на сердце чуть-чуть тут упало, пара слов. Потому что кроме пары слов там трудно что-то найти, в каких-то словах на уровне «печаль – вуаль». Но они хоть вдруг два нормальных слова заметили. Я про пение не говорю. Это людей, которые в мою бытность, да и гораздо позднее тоже, были достойны петь только в ресторанах, что они и делали до недавнего времени. И такие артисты, которые действительно выбились, талантливые люди, как, допустим, Лепс, это настоящие артисты. Их очень часто в одну компанию облекают. Я с этим категорически не согласен. Потому что Лепс – это другая компания. Это настоящий артист, это великолепный певец, который достаточно много сделал и еще будет оценен. Да он и сейчас оценен и народной любовью, и деньгами, и чем только можно. Поэтому я бы все это разделил. Сама попсы постаралась сделать все для того, чтобы сегодня на поверхность вылез слезливый пьяный кабак».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Меня интересует она на уровне кухонных разговоров. Сам я в этом не участвую. Может быть, это и неправильно. Потому что кухонные разговоры – это относится к далекому прошлому советского времени, когда кроме как на кухне, и то с большой осторожностью, поговорить об этом было нельзя. А кто выходил с этим поговорить на более широкую аудиторию, били по рукам. Как того же Высоцкого. Сегодня, конечно, такая возможность, не полная, но во всяком случае есть. Но пока как-то я к этому не готов. Я уже большую часть своей жизни прожил. Пока я только могу в той или иной степени что-то поддерживать или нет. Если ко мне обращаются за какой-то поддержкой, я с удовольствием что-то подписываю, делаю. Но выходить на площадь я не готов сегодня».
(СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМУЛА БРАКА)
«Конечно, ее нет. Я абсолютно четко знал, что никогда не женюсь на женщине, которая сегодня является моей женой. И с которой я живу 12 лет и не только не собираюсь расходиться, а вообще даже об этом не задумываюсь никогда, что это просто возможно. Если бы мне об этом двадцать лет назад сказали, я бы не поверил. Потому что, хоть мне нравятся женщины личностные, уверенные в себе, я с такими женщинами с удовольствием бы проводил время. И даже они побывали моими женами некоторые. Но тем не менее, я с ними как-то потом расходился. Это не значит, что рядом с тобой должно быть слабенькое, подвластное полностью тебе, мягкотелое существо, пусть даже и красивенькое, и симпатичное. Нет, такая женщина тоже очень быстро тебе надоедает. И ты начинаешь раздражаться на ее постоянные соглашательства. Но что у меня появится жена с итальянским темпераментом, как моя мама, она похожа в этом смысле, может, я вернулся к Эдипову комплексу в этом смысле, и знак у нее такой же, и я давал себе слово, что у меня никогда не может быть жены, как моя мама. И вот она такая появилась. У нас дома боевые действия. 12 лет – и мы все равно живем и прекрасно себя чувствуем.
(«Комсомольская правда», 23.01.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)