Алексей Горшенев – «Горшенев–Есенин. Душа поэта» ***
Thankyou.ru. Релиз диска состоялся 4 января.
Лидер группы «Кукрыниксы» записал альбом на стихи Сергея Есенина, к которым он сочинил музыку. Ну что ж, не он первый, не он последний. Хотя… На месте Алексея Горшенева я бы поосторожнее относился к наследию «похабника и скандалиста» - многие деятели культуры примеряли на себя есенинские маски или пели его песни на собственные мелодии, и ничего великого из этих попыток не получилось. Хорошо, что у младшего Горшенева нет ну никакого портретного сходства с Есениным. Скорее наоборот: где у Сергея блондинисто и кучеряво, там у Алексея брюнетисто и патлы свисают. А наличие похожести сгубило… ну не то что бы сгубило, но сильно подкорректировало творческий путь некоторым актерам, начавшим путать себя с Есениным. Вот Сергей Никоненко – нормальный вроде дядька и актер неплохой, но нездоровым блеском начинают блестеть его глаза, как только речь заходит о Есенинском культурном центре или обстоятельствах гибели поэта. Актера Безрукова даже назвали в честь Сергея Есенина, что серьезным образом отразилось на его судьбе, полагаю, что не только творческой. Начав с изображения Есенина в кино и театре и практически слившись с этим образом, Безруков на этом не остановился и принялся перевоплощаться в Пушкина, Высоцкого, далее везде – несмотря на анекдотические фразы «спасибо, что не Безруков», остановиться он уже не может. А всё, напоминаю, началось с Есенина.
У музыкантов тоже с Есениным отношения неоднозначные. Многим хочется сделать его стихи своей песней, но не у всех получается. Лучше всех вышло у группы «Монгол Шуудан» - версия «Москвы» получилась действительно замечательной. При этом песня так и осталась единственным общеизвестным хитом Валерия Скородеда и Ко. Не высоковата ли плата за единоразовое приобщение к гению? Два альбома песен на стихи Есенина выпустил «уголовный бард» Александр Новиков, и выглядели они как дорогой подарок самому себе, а не как акт сохранения наследия. Странным образом талантливая поэзия рядом с ординарной новиковской музыкой увяла. Честно говоря, раньше у музыканта и без Есенина получалось неплохо, а теперь и с Есениным не катит. Малинина, на пике своей популярности перепевшего «Забаву», оставляем за скобками, потому что это был вариант запевшего Безрукова – со всеми штампами, прилагающимися к расхожему образу Есенина. Есть еще композитор Павел Есенин, певший все мужские партии за штатных солистов группы Hi-Fi, и певица Елена Есенина, которая кинула продюсера Пригожина, придумавшего ей этот псевдоним.
Проект Алексея Горшенева тоже вряд ли станет для него триумфальным. Он повторяет максимальное количество ошибок предшественников. «Стремление музыканта привлечь внимание людей к серьезной литературе» нетрудно принять за попытку по-легкому надыбать качественных стихов, а во всем проекте куда больше Горшенева, чем Есенина, по крайней мере ментально и настроенчески. С другой стороны, в этом есть некая честность: понятно, что это не Есенина рисуют нам таким мрачным и «готишным», а сам исполнитель в типичном для себя ключе преломляет тексты поэта. Впрочем, кое-где Есенин бесцеремонно вторгается в пространство своего переосмыслителя и заставляет слушать в первую очередь стихи, а не пение: «Письмо от матери», «Отрекаюсь скандалить», «Грубым дается радость» и «Черный человек». Типичной проблемы «кукрыниксовских» альбомов сольник избежать не смог: слишком однообразна исполнительская манера, невозможно на ней сосредоточиться дольше трех-четырех песен. Однако приятно, что горшеневская «Забава» совершенно не похожа на малининскую версию.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia