Эдита Пьеха: «Злые люди очень быстро стареют, а я не злая»
(О СЬЕМКАХ В ПОЛЬШЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА О НЕЙ)
«Этот документальный фильм выйдет к моему юбилею 31 июля. Режиссер и оператор отвезли меня в Богушув, город, где я ходила в школу. Потом был педагогический лицей Валжбихе, а в 1955 году я уехала в СССР. Мы в фильме вспоминали мою жизнь в Польше. И, если честно, возвращение на родину было очень грустным. Потому что нет в живых мамы, почти не осталось школьных подруг. Я посетила мамину могилу, заказала мессу в костеле в память о своих близких людях, встретилась с теми, кто со мной учился и пока еще жив. Не скажу, что мы много говорили и вспоминали. Мне практически не с кем уже вспоминать прошлое».
(О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ)
«Солнце, ослепительное солнце. И тишина вокруг. В Польшу я попала после Франции, а там бомбили и расстреливали. Это был 1946 год, я упивалась тишиной, слушала ее, как музыку. Пошла в школу в третий класс, мне было очень трудно, потому что польский язык почти забыла. Но это было неважно, ведь я выжила! На мое счастье, в школе была учительница, которая меня опекала. А когда я поступила в лицей, говорила уже бойко, стала хорошо учиться и закончила его с отличием. Это и решило мою судьбу — я уехала в Ленинград в институт и не знала тогда, что это навсегда».
(КАК БЫ СЛОЖИЛАСЬ ЕЕ ЖИЗНЬ, ОСТАНЬСЯ ОНА В ПОЛЬШЕ)
«Думаю, моя жизнь в Польше сложилась бы так же, как у одноклассниц, с которыми я пообщалась. Я была бы одной из старушек-пенсионерок. Иногда встречалась бы с подругами за чашкой кофе, и — все! Не знаю даже, вышла бы я замуж или нет. Но судьбе было угодно, чтобы я уехала. К слову, у моей мамы было предчувствие. Когда я садилась в поезд, она вдруг сказала: «Домой ты не вернешься». Она поначалу очень переживала, как я там одна, в чужой стране. Но потом, когда она услышала, как Сан Саныч Броневицкий играет на пианино, мама нас благословила: «Я спокойна за тебя, твой муж музыкант, а музыканты хорошие люди!» Она полюбила Сан Саныча, хотя отношение к русским у поляков было всегда настороженным».
(О ЛЕНИНГРАДЕ)
«Ленинград с первой минуты, как я в нем оказалась, стал городом мечты. Я долго не верила, что вправду живу здесь, щипала себя, глядя на Эрмитаж из окна общежития на Мытнинской набережной. Гуляла ночами по улицам и не верила, что провинциальная шахтерская девчонка попала в такую сказочную красоту. Это было как во сне. Но потом я проснулась, влилась в жизнь, стала выступать перед публикой. А Ленинград-Петербург все равно не разлюбила. И когда меня спрашивают, где моя родина, я отвечаю: здесь. Здесь мой дом, здесь появились мои дети, внуки, здесь у меня все друзья, все самое дорогое.
…Когда я приехала в Петербург, то не заметила ни сырости, ни темноты, о которых многие почему-то говорят. Ведь я выросла на севере Франции, откуда уезжала с туберкулезом, вот там жуткий климат. И если бы не солнечная Польша, я, может, и не выжила бы. В память о Франции у меня остались на всю жизнь рубцы на правом легком. С двух до девяти лет я ничего не видела, кроме сырости, грязи, холода и маминых слез, потому что она похоронила сначала моего отца, а потом брата. Бомбежки, расстрелы — все это было очень страшно. И вдруг — Польша с ее ярким солнцем и хвойными лесами. Мой туберкулез прошел. Я спаслась благодаря тому, что отчим был коммунистом. И хотел уехать из «капиталистической» страны. Потом он сказал, что французские шахты ни чем не отличаются от польских. Там эксплуатируют и тут эксплуатируют».
(ПОЧЕМУ ТАК И ОСТАЛАСЬ КАТОЛИЧКОЙ, НЕ ПРИНЯВ ПРАВОСЛАВИЯ)
«Вера — как польская кровь, которая течет в моих жилах. Это то, с чем человек рос, что впитал в себя с материнским молоком. Все мои родственники были католиками. И для меня это незыблемо. Я поменяла гражданство, но это просто паспорт, а не национальность и не вера».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Моя трибуна — это сцена. К людям я выхожу, чтобы дать надежду, а не за тем, чтобы они вступали в ту или иную партию. Политика не для меня. Потому что люди, занимающиеся ею, способны на все. Они не гнушаются средствами, чтобы заполучить власть. У меня другие жизненные принципы».
(О СВОЕЙ ЖИЗНИ)
«Я не существую, я живу. А живой человек, как растение, не засыхает. Вместо воды и дождей меня подпитывают хорошие эмоции. Злые люди очень быстро стареют. Я же не злая. У меня в песне поется: «Помню только хорошее я всему вопреки».
(О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ)
«Раньше, до перелома ноги, я каждое утро ходила 10 км по лесной тропинке вместе с собаками. Сейчас, конечно, так не могу. Зато могу покрутить педали на домашнем велотренажере. Правда, нога иногда начинает кричать: «Учти, я больная!» Приходится с ней считаться. Потому что ей досталось, колено сильно раздробило. Но ничего, это испытание, которое мне нужно было пройти. Я же могла сдаться, лечь, потерять себя. Если бы я не тренировалась, то вряд ли бы вышла еще на сцену. Доктора прикрепляли к ноге электрод, чтобы заставить ее работать и не дать атрофироваться мышцам за два года бездействия. Но сейчас все в порядке. Я могу ходить, правда, не на такие большие дистанции, как раньше».
(О СОВРЕМЕННЫХ КУМИРАХ ПУБЛИКИ)
«Каждому времени — свои кумиры. Может, люди устали слушать серьезное и духовное? Им захотелось простых песен. Многим пришлись по душе Стас Михалов и Елена Ваенга. Но это не значит, что они нравятся всем. Время покажет, насколько их талант долгоиграющий. Мне все-таки кажется, что скоро появятся новые звезды. А сегодня — дай им Бог! Думаю, к Стасу Михайлову тянутся надолюбленные женщины, а Ваенгу любят потому, что она себя просто держит, людям это нравится».
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ БОГАТОЙ)
«Я живу в достатке, не больше того. Но я знаю, что такое голод, и знаю, что такое кутить… Помню, когда я стала получать большую стипендию в институте, я ее налево и направо тратила, потому что дорвалась наконец-то до собственных денег. Сейчас я живу, обеспечивая свой дом, собак, участок. По весне мне помогают ухаживать за огородом, это тоже определенные затраты. У меня не растут картошка и морковка, у меня высаживаются красивые клумбы, и получается такой маленький Версаль. Я радуюсь той красоте, которую вижу, когда просыпаюсь, на это все нужны деньги, и я их зарабатываю. То, что получаю за выступления, не умопомрачительные суммы, но они обеспечивают мне комфортный образ жизни. У меня по-прежнему есть две помощницы, которым нужно платить зарплату. Управляющая делами Нина Вячеславовна и мой кулинар Верочка, которая со мной уже больше сорока лет. Это наш дом, наши собаки, наши клумбочки, наш лес, наши птички, для которых висят кормушки на каждом подоконнике. И наш рай, на поддержание которого в порядке требуются энные суммы».
(«Московский комсомолец», 31.05.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)