Хелависа («Мельница»): «Мы хотели сделать «нехелависный» альбом»
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/3.jpg)
О КЕЛЬТСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ И ПЕСНЯХ НА КЕЛЬТСКОМ ЯЗЫКЕ АЛЬБОМА «НОВЫЕ БОТИНКИ»
- Я в этой среде очень давно, курса этак со второго. Я ведь закончила МГУ с английским, французским, датским и ирландским языками и потом защитила кандидатскую именно по истории ирландского. А песни всегда были рядом - сначала как способ заучить слова и грамматические формы, потом уже как искусство. Я регулярно пела и играла в пабах с ирландскими музыкантами, когда жила там, постоянно ездила на арфовые летние школы, училась петь у аутентичных ирландок. Так что не знаю, эксперимент ли это... Скорее, логичный результат моей причастности к культуре кельтов.
НАСКОЛЬКО РАЗЛИЧНЫ МУЗЫКАЛЬНО КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ?
- В первую очередь различна музыка. Даже очень близкие между собой ирландские и шотландские тюны имеют немного разную ритмику, особенно микроритмику и украшения; ирландские танцевальные мелодии более текучие, как вода журчит, шотландские чуть более "дерганые", подпрыгивающие - это я сейчас очень общo говорю.
НА КАКИХ ЯЗЫКАХ ПОЕТ В АЛЬБОМЕ «НОВЫЕ БОТИНКИ»?
- Я пою на альбоме на четырех языках - ирландском, шотландском гэльском, валлийском и английском, и соответственно аранжировки меняются в зависимости от территориальной принадлежности песни. Например, валлийская песня о двух конях настолько средневекова, насколько и драйвова по мелодике, а певучий, ясно артикулированный валлийский дает возможность все пропеть в почти роковой подаче, и поэтому у нас получился из нее такой фолк-рочок со средневековой модуляцией в финале. С другой стороны, шотландский жанр puirt-a-beul, своего рода шотландский скет, предполагает скороговорку, имитирующую игру танцевальной мелодии на висле или арфе, и там главное сохранить очень ровный тон, поскольку слова абсолютно неважны и бессмысленны, голос является музыкальным инструментом. Ирландский у нас представлен и ритмичными песнями, и невероятно красивым "плачем" в жанре sean nos, что значит "старый обычай". Это значит, что песня, как правило, исполняется а капелла - у нас, правда, там случились клавишные - tempo rubato, и наполняется различными украшениями.
О РАЗНОЙ МАНЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ В СОЛЬНОМ АЛЬБОМЕ И В ГРУППЕ «МЕЛЬНИЦА»
- Конечно, я иначе пою. В "Мельнице" я пою рок на русском языке, а тут - кельтскую традицию, конечно, тут все другое, не только языки. Другая позиция, другие тембры - вот этот микст, который много использую на пластинке, у московских преподавателей эстрадного вокала вызвал бы колики - "как же, так петь нельзя!". Можно так петь, и даже нужно, если сложившая традиционная манера этого требует!
КАК ОТБИРАЛА ПЕСНИ ДЛЯ АЛЬБОМА?
- Песни собрались отовсюду. Что-то я так долго носила с собой, что даже не вспомню, когда впервые услышала и от кого. Что-то узнала от знакомых музыкантов в Ирландии, а что-то "сняла" с их записей. Например, трек "Nead na Lachan" мы разучивали с Муиренн Ник Аулив на арфовой школе в Термонфекине, а "An Spealadoir" я услышала на ее пластинке, и мы придумали свою аранжировку, оттолкнувшись от ее прочтения. Точно так же, на мастер-классе я услышала от Джули Фаулис песню "Brogan Ura", а с ее пластинки сняла "M'fhearann Saidhbhir". А валлийскую пастушью песню мы и вовсе решили перезаписать, поскольку наш нынешний вариант очень сильно отличается от того, что мы играли в составе Clann Lir.
КАК ПОЯВИЛСЯ В ПРОЕКТЕ ВЛАДИМИР ЛАЗЕРСОН?
- Дело в том, что у Володи есть абонемент в Московской Филармонии, который он ведет не первый, год, называется этот абонемент "Песни Северного моря". Пару лет назад Володя пригласил меня поработать с ним в рамках этого абонемента и сделать концерт, сосредоточенный на вокальных жанрах кельтской традиции. Я в свою очередь пригласила поучаствовать в эксперименте Сергея Вишнякова, который ради этой цели освоил новый гитарный строй, и вот мы вышли втроем - гитара, вокал с арфой и весь набор духовых и перкуссии, без какой-либо подзвучки. И так оно хорошо пошло, что потом мы попробовали сыграть ту же программу уже с помощью Леши Орлова и Димы Фролова, и тоже пошло хорошо, и вот только тогда мы поняли, что неплохо бы эту историю и записать. Так что выбор песен здесь филигранный, очень осознанный, проверенный концертами.
СЛУЧАЙНА ИЛИ ЧЕМ-ТО ОБУСЛОВЛЕНА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕСЕН НА АЛЬБОМЕ?
- Наверное, она обусловлена прежде всего титлом "Хелависа & Лазерсон и друзья" - мы хотели сделать не "хелависный" альбом, а показать, что это именно плод нашего с Володей сотрудничества, и что наши друзья-музыканты тут так же важны. Так что мы начинаем с инструментала, где играют только я и Володя, продолжаем светлыми ирландскими песнями, потом даем немного валлийского сумрака и готики в виде баллады о пиве и похищенной жене, и далее перемещаемся к шотландскому горному драйву, завершаем хитовой балладой о героях-полярниках, а потом все это подвисает в меланхолическом ирландском плаче по утонувшим книгам. Так что получается, что смертей и потерь в сюжетах пластинки больше, чем кажется, но он дает невероятно светлое, воздушное, теплое звучание.
О ТРАГИЗМЕ В АЛЬБОМЕ
- Мы потеряли четырех близких во время записи альбома, поэтому на обложке будет стоят посвящение - нашим любимым ушедшим. Володя и Леша потеряли очень близких родных, а я двух ближайших друзей. Вокал писала сразу после похорон – и, черт возьми, это было правильно. Распеться на "Святый Боже, Святый крепкий", пока засыпают могилу, и потом рвануть в студию, и вот на этом чистейшем, светлейшем адреналине, на светлой памяти любимых спеть так, чтобы им и там, наверху, захотелось танцевать. Не плакать, но вспоминать самое радостное, самое золотое, смеяться от самых светлых воспоминаний. Я верю, что они нас слышат. Я верю, что мы все вложили что-то большее, чем профессионализм, в запись этой пластинки.
ЕСТЬ ЛИ ШАНС НА ПОЯВЛЕНИЕ ЛАЗЕРСОНА В СОСТАВЕ ГРУППЫ «МЕЛЬНИЦА»?
- А мы иногда его и приглашаем. Вот летом играли мы на фестивале "Остров" у замечательной Ольги Кормухиной таким веселым составом - Вишняков, Лазерсон и я. Мы жгли! По ходу выступления ребята из исторической реконструкции крутили факелы и делали боевку, а в финале прилетел Охлобыстин на голубом вертолете, это было так прекрасно! Так что Лазерсон - наш сердечный друг, и мы всегда рады его пригласить в качестве гостя. У нас вообще чудесные друзья - и барабанщик Петр Жаворонков, и клавишник Оскар Чунтонов, и, конечно, Сергей Заславский, который недавно ушел с поста мастера духовых инструментов в "Мельнице", но записал феерический аккордеон на "Новых ботинках".
БЫЛИ ЛИ СЛОЖНОСТИ С ЗАПИСЬЮ ВОЛЫНКИ?
- Так у нас же не простой звукорежиссер, у нас Иван Евдокимов! Я очень, очень, очень люблю работать с Ваней, особенно на акустических проектах, он умеет сделать какой-то невероятно вкусный объемный драйвовый звук без драм-н-бейса. Только Ване мы могли доверить и волынку, и арфу, и многосоставную перкуссию. С Иваном очень здорово работать, он с одной стороны постоянно болтает, с другой стороны, всегда по делу, при этом он помогает артисту расслабиться и сосредоточиться в студии. Я видела это на примере Ани Дубинской, которая спела бэки на пластинке и которая никогда до этого не работала в студии.
ЧТО БУДЕТ С ЭТИМ ПРОЕКТОМ КАК ТАКОВЫМ?
- Да кто ж его знает-то! Нет, в составе "Мельницы", конечно, "Ботинки" мы играть не будем, но "Хелависник" - проект гуттаперчивый, проект-трансформер, у нас есть минимум три варианта программ и, соответственно, сценических райдеров, так что, я полагаю, "Ботинки" могут стать базой кельтского традиционного направления "Хелависника". Как правило, мы делаем два блока на непонятных языках и два блока на русском, и это работает прекрасно. Так что я очень верю в наших поклонников. Гораздо более интересно, какую новую аудиторию мы сможем зацепить этим релизом... Будут ли это любители аутентичного фолка? Или любители старинной музыки? Вот это мы и посмотрим.
ПОЧЕМУ ОЗАГЛАВИЛА АЛЬБОМ "НОВЫЕ БОТИНКИ"?
- Потому что я однажды на концерте экспромтом сочинила русский текст к шотландской песенке "Brogan Ura" - "Новые ботинки", и это было очень смешно и уместно, так что теперь не только наша публика распевает - "старые я выкину, я выкину, выкину", но даже моя младшая дочка при походе в обувной тихо мурлыкает нежным голоском про "новые ботинки". И конечно, я ради хулиганства спела один куплет по-русски на пластинке!
(«Звуки.ру», 10.10.13)
Пелагея, Александр Малинин и Никита Кологривый почтят память Андрея Петрова
![©АО Коммерсантъ/Fotodom](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393285.jpg)
Гала-концерт «Шедевры музыки и кино» памяти Андрея Петрова состоится в Государственном Кремлевском дворце 16 марта 2025 года. 2 сентября композитору исполнилось бы 95 лет. Со сцены ГКД прозвучат самые яркие произведения мастера, связанные с отечественным кинематографом. Композитор написал музыку к более чем 80 фильмам, в том числе «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Жестокий романс» и «Вокзал для двоих».
В вечере примут участие Дима Билан, Валерия, Александр Маршал, Пелагея, Александр Буйнов, Настасья Самбурская, Александр Малинин, Дарья Мороз , Максим Аверин, Лариса Гузеева, Никита Кологривый, Зара, Леонид Серебренников, Алексей Воробьев, Екатерина Гусева, Александр Олешко, Евгений Дятлов, Антон Беляев, Александра Ребенок, Петр Дранга, Дмитрий Дюжев, Глеб Матвейчук, «Сопрано Турецкого» и др.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Русская филармония» исполнит хиты Стинга и Мадонны
![предоставлено пресс-службой оркестра](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393289.jpg)
Премьера новой программы «Легендарные хиты ХХ века - Стинг, Мадонна» симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» состоится 25 февраля 2025 года в Светлановском зале ММДМ. В трибьют-шоу примут участие победитель 8 сезона проекта «Голос» Аскер Бербеков, финалист «Голоса» Арсен Мукенди, итальянская певица Кларисса Вики и вокальная группа оркестра «Русская филармония».
Стинг и Мадонна — две иконы стиля XX века. Их творчество оказало огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Эти две грани поп-музыки - лирические баллады Стинга и яркие танцевальные хиты Мадонны – продюсер проекта Гаянэ Шиладжян объединила в один концерт. «Shape of my Heart», «Desertrose», «Englishman in New York», «Fragile», «Frozen», «Like aVirgin», «La Isla Bonita» и другие песни песни прозвучат в уникальных аранжировках для большого симфонического оркестра. В образе Мадонны предстанет певица Кларисса Вики. Их объединяет итальянский темперамент и чувство стиля.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Ани Лорак и Артем Качер рассказали, как «Материк» превратился в «Вулканы»
![предоставлено пресс-службой ГПМ Радио](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393290.jpg)
Ани Лорак и Артем Качер представили совместный трек – «Вулканы» на «Авторадио». Премьера композиции символично состоялась 14 февраля 2025 года. Ровно три года назад в этот же день они выпустили песню «Материк». Специально дату не выбирали, вышло случайно, сообщили артисты ведущим шоу «Мурзилки Live».
– Зрители голосовали за «Материк» миллионами прослушиваний. Мы получили очень много наград – как лучший дуэт, лучшая песня и так далее. Люди спрашивали: «А что дальше?» Им очень понравилась наша коллаборация с Артемом. И здорово, что сегодня это обрело другую жизнь, «Материк» переплыл плавно в «Вулканы»,– рассказала Ани Лорак.
Такие же ощущения и у Артема Качера.
– Давно, на самом деле, веяло в воздухе, витало: «Когда, когда, когда?» И вот этот момент пришел, потому что не хотелось выпускать «абы что» после такого большого хита, – признался рэпер.
«Вулканы» – лиричное продолжение «Материка», говорят артисты. Это все та же драматичная история любви, когда люди уже не могут быть вместе, но и порознь им очень сложно.
– Все еще колотится сердце. Не хотят прощаться, но нужно. Знаете, вот такие истории, когда нужно выходить из токсичных отношений и идти дальше, – объяснила певица.
Ани Лорак считает, что новая песня поможет принять решение тем, кто находится в похожей ситуации.
– А тем людям, кто еще не любил, не испытывал такого, просто поможет сделать выводы и не наступать на эти грабли,– заявила она.
Живая премьера «Вулканов» прошла в студии «Авторадио». Три года назад премьера «Материка» у «Мурзилок» дала крутой результат, отметили артисты, и они надеются на новый успех.