«Цемент» - «33» ***
2014, «Союз мьюзик»
Когда во второй половине 80-х в СССР сначала робко, а потом смело разрешили рок-музыку, писать про ней стали самые разнообразные издания - от журнала «Пионер» до «Юности», «Авроры» и «Сельской молодёжи». Разрозненная информация появлялась там и сям в серьёзных количествах, удивляя читателей старшего поколения: оказывается, какие-то роки, о которых никто и знать не знал, пустили корни почти во всех городах Советского Союза. В Риге был «Цемент», в Архангельске - «Облачный край», в Магадане - «Восточный синдром», разве что в Средней Азии были сплошные «Яллы» и Розы Рымбаевы.
Но тут надо понять специфику: тысячи читателей узнали, что в Риге есть группа «Цемент», но только ничтожный процент слышал, что и как они играют. Это же относилось к десяткам других провинциальных групп, которых легко теперь называть легендарными, ибо предания о них передавались из статьи в статью, а возможностей для проверки информации было очень мало. Прочитав зажигательный текст про какой-нибудь любительский экс-подпольный коллектив, вы никак не могли немедленно послушать их музыку, даже если хотели. По техническим и экономическим причинам. В отсутствие интернета альбомы распространялись только на носителях. Можно было купить виниловую грампластинку, но, во-первых, она стоила 2 р. 50 коп. (для сравнения: месячный проездной на метро стоил 3 рубля), а во-вторых, спрос заметно опережал предложение. Фирма «Мелодия» едва успевала печатать тиражи «Чёрного кофе», а до «Цемента» и «Облачного края» руки у неё так никогда и не дошли. Куда более чутко реагировали на спрос многочисленные студии звукозаписи, где можно было записать себе практически любой магнитоальбом. Но это тоже стоило денег, а также требовало чистых кассет - которые, как правило, расходовались на более важные записи: потратиться на свежий «Наутилус Помпилиус» было куда естественней, чем покупать кота в мешке, пусть даже и описанного в журнале. Самым бюджетным методом была запись с магнитофона на магнитофон. Для этого требовалось всего ничего: владелец искомой записи, сложная система шнуров-переходников, гора времени и энтузиазма и чистые носители. Кассеты японского производства, для справки, стоили от 4 рублей. Советские были дешевле, но начинали «тянуть» после четвёртого прослушивания.
Короче говоря, в силу вышеописанных обстоятельств начитанность любителей русского рока 80-х заметно превышала «наслушанность». И знаете что оказалось впоследствии? Что это даже неплохо: многие группы вовсе не стоили того, чтобы их слушать - хотя и пригодились для массовости.
С «Цементом», новый альбом который инспирировал все эти воспоминания, история другая. Если вы за тридцать лет не сподобились послушать группу Эрика Яхимовича, послушайте сейчас «33» - он звучит ровно так же, как в 1985 году. Применительно к Эрику даже должность председателя рижского рок-клуба не выглядит архаично, ведь на музыке «Цемента» загадочным образом никак не отразились ни распад Союза, ни вступление в Евросоюз - вокруг, судя по альбому, сплошная Советская Латвия, причём не открыточно-юрмальская, а какие-то сумрачные промышленные задворки Риги. Гаражные блюзы, хриплый рок-драйв, тексты с налётом социальности делают знакомство с диском «33» событием, сравнимым с походом в этнографический музей.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»