Никита Михалков: «Сколько лет мы уже копируем американское кино, а ни хрена у нас, по большому счету, не получается»
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТНЕЙ КИНОАКАДЕМИИ
— Появилась уверенность. Уверенность в ее необходимости. Более того, я утвердился в мысли, что в следующем году нужно запускать круглогодичную академию на постоянной основе. Опыт показал, что месяц интенсивнейшего общения с мастерами, месяц активной совместной работы, репетиций дает невероятный результат — 3–4 короткометражных фильма, отрывок из спектакля, капустник. Представьте, что будет, если эту систему развести на год?
Как минимум мы получим 2–3 профессиональных спектакля, которые отправятся в гастроли по городам. Может сформироваться действующий театральный коллектив. У нас в одном месте будут встречаться люди совершенно разных профессий — актеры, режиссеры, операторы, сценаристы, чтобы получить уникальный опыт совместного творчества.
О ВЫПУСКНИКАХ АКАДЕМИИ
— Да от них же не избавиться! (Смеется.) Они снова подают заявки, приезжают волонтерами, кем угодно — чтобы продлить это ощущение. Самое важное, что для наших выпускников это не просто какие-то курсы кройки и шитья — пришел, научился и вернулся к себе вышивать дальше. Нет, это что-то очень живое, волнующее, вызывающее интерес. Я видел человек 15, которые постоянно крутятся вокруг Сурена Сергеевича Шаумяна (директор Театра киноактера и возможный директор будущей киноакадемии. — «Известия») и требуют работы (смеется).
Скоро мы организуем единую базу данных, где будут храниться фотографии, эссе, отрывки из спектаклей, фильмов — всё, что они нам отправляют при поступлении на курсы. И даже если артисту не удастся к нам поступить, всё равно это останется в базе и позже мы сможем помочь ему трудоустроиться.
О ПРОГРАММЕ АКАДЕМИИ
— Это все-таки моя академия — основу составляют художественные принципы, которые я исповедую, а основываются они на системах Станиславского, Вахтангова, Михаила Чехова, Шарля Дюллена, Питера Брука. Это русская реалистическая актерская школа, школа переживания. Это русская классическая литература, русская традиция. Я хочу, чтобы здесь каждый день звучала русская литература: чтобы Алексей Петренко, например, читал «Тараса Бульбу», а Вячеслав Шалевич — Бунина или Женя Миронов — повести Белкина. И неважно, есть зрители или нет, без аплодисментов...
Знаете, как в церкви — читает пономарь псалтырь и читает. Самое важное, чтобы звучала, сияла, сверкала русская речь. Среди педагогов академии, конечно, есть люди разных школ, разных поколений, но все ручейки будут стекаться в одну реку.
О НОВОМ ПРОЕКТЕ АКАДЕМИИ
— Мы только начинаем, ничего еще не столбим, будем наблюдать за процессом. Пока мы договорились со ВГИКом об общежитии — без него академия невозможна. Договорились о помещении с Театром киноактера. Это очень удобная площадка. Здесь есть актерская среда, есть репетиционные залы. Мы постараемся уйти от формата лекций. У нас будут чайные, обучение будет идти через разговор за самоваром.
Наберем, наверное, человек 50. Максимум — 80. Коллеги предлагают сделать двухгодичные курсы, то есть брать людей, обладающих другими профессиями, но которые хотят заниматься актерским творчеством. Я с этим пока не могу согласиться: во-первых, по сути это будет дублировать Высшие режиссерские курсы, что мне кажется неверным. А кроме того, если в режиссуру можно прийти в 40 лет, то в актерскую профессию — нет.
Точнее, конечно же, могут быть исключения, и совсем не актер может сыграть какую-то очень яркую роль, близкую его человеческому характеру. Но это на уровне частного случая. А мне бы хотелось помочь именно русским актерам, прекрасным, удивительным русским актерам, которые сидят у себя в провинции. Киноакадемия может стать для них социальным лифтом.
О СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ
— Конечно, образование будет дорогое, 400 тыс. рублей в год. Поэтому наиболее талантливые будут платить лишь определенный процент от суммы, и академия будет заинтересована в том, чтобы их трудоустроить — чтобы они смогли вернуть долг. На мой взгляд, это очень справедливая система — она совпадает и с интересами академии, и с интересами слушателей.
ОБ ОРИЕНТИРОВАНИИ НА ЗАПАД
— У западных коллег можно учиться технологии, практике. Например, прекрасная вещь — стандарт календарного плана съемок, или конструктивный разбор сценария, или опыт технического оснащения и компьютерной графики. Но все это «как», но не «что». Они могут вложить нам в руки механизмы, но они не должны вкладывать в нас душу. Все-таки у нас должен быть свой голос.
Смотрите, сколько лет мы уже пытаемся приблизиться к американскому кино, копируя его, а ни хрена у нас, по большому счету, не получается. И погони есть, и морду бьют, и из окна выбрасывают, а не то. А «то» может получиться только в том случае, когда «как» совпадает с «что». Как в случае с «Ликвидацией» или «Оттепелью». Потому что ментально это наше кино.
О 36-М ММКФ
— Этот фестиваль дал мне и моей команде внутреннее чувство свободы и спокойствия. Вдруг стало понятно, что мы перешагнули Рубикон, когда качество фестиваля не зависит от количества приехавших звезд. Приехали — спасибо, нет — тоже ничего. К сожалению, из-за санкций многие звезды, которые были приглашены и дали согласие, не приехали: кто сказался больным, кто занятым, а кто и честно признался: не хочу рисковать.
И все равно 61 страна представила свои картины. Всё равно мы показали 341 фильм со всего мира. И полные залы, и, что особенно отрадно, полные залы на русскую программу. Фестиваль живет вне зависимости от отношения международного сообщества к России.
Организационный уровень фестиваля легко определить по степени возможности президента фестиваля смотреть кино. 5 лет назад я вообще ни одной картины не мог посмотреть из-за хозяйственных дел. В этом году я посмотрел больше 10 фильмов (смеется).
О ЗАПРЕТЕ МАТА В КИНО
— Я высказал свою точку зрения как режиссер, а не как председатель союза. Хотим мы того, или не хотим, но русский мат — это огромная часть языковой культуры народа. И нужно различать бытовой, грязный матерный язык, которым общаются порой между собой дурно воспитанные люди, и крепкое слово, которое является выражением квинтэссенции состояния человека. Атака, ранение, боль, потрясшая неожиданность и так далее, и так далее.
Иначе это будет напоминать анекдот про детский сад, где дети начали страшно ругаться матом и когда родители пришли предъявить свои претензии воспитательнице, она сказала, что не знает, что случилось — впрочем, на днях электрик дядя Федя и его помощник Коля чинили проводку. Вызвали дядю Федю, который сказал, что — да, действительно, они чинили проводку, он держал лестницу, помощник Коля наверху паял провода, и когда раскаленное олово стало капать дяде Феде за шиворот, он сказал: «Послушайте, Николай, неужели Вы не понимаете, что раскаленное олово, которое капает мне за шиворот, доставляет мне некоторое неудовольствие».
Я считаю, что в каждом случае нужно подходить индивидуально. Художнику не должны изменять вкус, чувство меры и точность выражения чувств. Подходить же к этому вопросу, подводя всё под один знаменатель, по-моему, неверно. Вспоминая рассказ из одной летописи XII века о том, как что-то не получилось, потому что делалось «с тяжким звероподобным рвением»...
(Николай Корнацкий, «Известия», 04.06.14)
Сегодня 70 лет Кевину Костнеру
18 января 2025 года, суббота.
«Улитку на склоне» в постановке Петра Шерешевского покажут в МТЮЗе.
31 год актёру Хантеру Дуэну.
32 года актёру Данилу Стеклову.
33 года актрисе Марии Карповой.
45 лет актёру Джейсону Сигелу.
47 лет актрисе Кристине Бабушкиной.
54 года солисту группы Korn Джонатану Дэвису.
56 лет актёру Дэйву Батисте.
63 года певице Тамаре Гвердцители.
65 лет актёру Марку Райлэнсу.
66 лет певцу Александру Солодухе.
70 лет Кевину Костнеру.
Кевин Майкл Костнер родился 18 января 1955 года в Линвуде. Американский актёр, кинорежиссёр, кинопродюсер и музыкант. Обладатель премий «Золотой глобус» (1991, 2013, 2023) и «Эмми» (2012). В 1991 году отмечен двумя премиями «Оскар» — за лучшую режиссуру и за лучший фильм. Костнер является одним из шести режиссёров в истории мирового кинематографа, получивших эту награду за дебютный фильм («Танцующий с волками»).
75 лет назад родился актёр Борис Невзоров (1950-2022).
78 лет кинорежиссёру Такеши Китано.
190 лет назад родился композитор Цезарь Кюи (1835-1918).
19 января.
Юбилей Семена Альтова отметят в Театре Эстрады.
«Конец Славы» с Павлом Деревянко покажет СТС.
24 года певцу Andro.
28 лет актрисе Ангелине Поплавской.
35 лет актрисе Александре Власовой.
35 лет блогеру Юрию Хованскому.
37 лет певцу и актёру Алексею Воробьёву.
38 лет актрисе Марине Петренко.
40 лет кинорежиссёру Дэмьену Шазеллу.
48 лет актёру Робу Делани.
49 лет режиссёру Кириллу Папакулю.
50 лет актёру и телеведущему Виктору Васильеву.
51 год певцу Владу Сташевскому.
53 года лидеру группы «Ляпис Трубецкой» Сергею Михалку.
59 лет кинорежиссёру Антуану Фукуа.
66 лет композитору Игорю Кезле.
70 лет дирижёру Саймону Рэттлу.
79 лет певице Долли Партон.
88 лет актёру Михаилу Ножкину.
95 лет актрисе Типпи Хедрен.
5 лет назад умер гитарист групп «Ляпис Трубецкой» и Trubetskoy Руслан Владыко (1974-2020).
80 лет назад родился кинорежиссёр Вадим Абдрашитов (1945-2023).
100 лет назад родился виолончелист Валентин Берлинский (1925-2008).
20 января.
QUEENtet Сергея Мазаева даст концерт при 1000 свечей.
Сериал «Минута тишины» с Евгением Цыгановым и Ольгой Лерман покажет Первый канал.
Павел Майков станет отцом в финальном сезоне «Девушек с Макаровым».
Сериал «Купцы и дети» с Павлом Табаковым и Михаилом Пореченковым покажет ТНТ.
38 лет актёру Эвану Питерсу.
39 лет телеведущей Ольге Бузовой.
39 лет певице Анастасии Спиридоновой.
43 года актрисе Наталье Лесниковской.
47 лет актёру Омару Си.
49 лет балерине Анастасии Волочковой.
52 года актёру Бенжамину Биоле.
54 года певцу Гари Барлоу.
55 лет актрисе Бранке Катич.
57 лет актрисе Дарье Юргенс.
59 лет основателю группы L.A. Guns Трэйси Ганзу.
59 лет актёру Рэйну Уилсону.
62 года актрисе Ингеборге Дапкунайте.
73 года певице Ирине Аллегровой.
73 года гитаристу и вокалисту группы Kiss Полу Стэнли.
73 года кинорежиссёру Владимиру Хотиненко.
91 год композитору Владимиру Дашкевичу.
10 лет назад умерла актрисе Лариса Белогурова (1960-2015).
25 лет назад умерла певица Изабелла Юрьева (1899-2000).
60 лет назад умер диджей Алан Фрид (1921-1965).
105 лет назад родился кинорежиссёр Федерико Феллини (1920-1993).
Умерла британская актриса и вдова Лоуренса Оливье Джоан Плаурайт
Британская звезда театра и кино Джоан Плаурайт скончалась 16 января 2025 года в возрасте 95 лет. О ее смерти сообщает Deadline со ссылкой на заявление семьи покойной.
Джоан Энн Плаурайт родилась 28 октября 1929 года в Линкольншире, дебютировала на сцене в 1954 году и впоследствии сыграла вместе с сэром Лоуренсом Оливье (своим будущим мужем) в оригинальной лондонской постановке «Комедиант» Джона Осборна, прежде чем появилась в ее киноверсии и была удостоена в 1961 году номинации на премию Британской киноакадемии за самый многообещающий дебют в главной роли.
В 1960-70-е она больше была занята своей карьерой в театре, играла в спектаклях «Дядя Ваня», «Три сестры», «Венецианский купец» (многие из которых были сняты для показа по телевидению) и бродвейской версии «Вкуса меда», за которую она получила премию «Тони».
Активно сниматься в кино и сериалах Плаурайт начала только в конце 1970-х. Одной из первых ярких работ стал фильм «Эквус» Сидни Люмета (за него актриса получила еще одну номинацию на BAFTA), за ним последовали «Дневник Анны Франк», «Революция», «Портниха», «Отсчет утопленников» Питер Гринуэя, «Авалон», «Я люблю тебя до смерти», «Сталин» (где она сыграла роль Ольги Аллилуевой и получила номинацию на «Эмми» и «Золотой глобус»), «Колдовской апрель» (еще один «Золотой глобус», причем в том же 1993 году, и номинация на «Оскар»), «Вдовья гора», «Деннис-мучитель», «Последний киногерой», «Алая буква», «Джейн Эйр», «101 далматинец», «Чай с Муссолини», «Дом вверх дном», «Каллас навсегда», «Острие ножа» и др.
Джоан дважды была замужем. Её первым супругом стал актер Роджер Гейдж, за которого она вышла в 1954 году. После развода с ним в 1961-м Джоан вышла замуж за Лоуренса Оливье (он был старше ее на 22 года), от которого родила троих детей: сына Ричарда и дочерей Тэмсин и Джули. Их брак продолжался до смерти Оливье от рака в 1989 году. После замужества актриса получила титул леди, а в 2004 году и сама была удостоена Ордена Британской империи и титула Дамы.
Стивен Грэм и Малачи Кирби готовятся к войне на ринге в трейлере «Тысячи ударов»
Трейлер сериала «Тысяча ударов» (A Thousand Blows) был представлен 16 января 2025 года. В 6-серийном историческом фильме, сценаристом и продюсером которого выступил создатель «Острых козырьков» Стивен Найт, главные роли исполнили Стивен Грэм, Эрин Доэрти, Малачи Кирби, Фрэнсис Лавхолл и дуриг.
Действие развивается в викторианской Англии в 1880-е годы, в опасном мире нелегальных боксерских поединков. Двое друзей с Ямайки - Езекия Москоу (Кирби) и Алек Манро (Лавхолл), которые приезжают в Лондон в поисках лучшей жизни, но оказываются втянутыми в криминальный мир.
- Езекия привлекает внимание печально известной королевы банды Мэри Карр (Доэрти), которая начинает использовать его боксерские таланты для продвижения своего преступного предприятия, в то время как самопровозглашенный император мира бокса Ист-Энда Шугар (Грэм) решает уничтожить своего нового противника.
Премьерный показ «Тысячи ударов» стартует на Hulu и Disney+ 21 февраля.