Инна Желанная: «Если разобраться, я не фольклорный исполнитель»
ОБ АЛЬБОМЕ «ИЗВОРОТ»
– Появятся ещё четырнадцать песен различных областей России, Украины и Белоруссии. Все их мы играем на концертах, но на носителях они ещё не издавались.
Весь материал фольклор. Авторских песен не будет совсем, потому что у меня их вообще нет с 2002 года, я потеряла к этому интерес. Электроники в смысле приборов стало не больше, просто мы продвинулись в изучении их возможностей, нашли новые фишки, расширили звуковую палитру.
ОБ ОБРАБОТКЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
– В большинстве случаев мелодия и текст остаются неизменными, мы занимаемся только аранжировкой. Но случается и так, что, скажем, полный текст найти не представляется возможным, проще его «досочинить», пользуясь схожими песнями, или текст ритмически не укладывается в строку – тогда проще заменить какое-то слово, или в песне слишком много куплетов – тогда я их сокращаю, придерживаясь логики повествования, или бывает, что в мелодию хочется добавить какой-то остроты, сменить лад или размер. Я не «пересочиняю» песню заново, но какие-то детали позволяю себе изменить, когда это необходимо. Собственно, так всегда и было: каждый деревенский исполнитель перепевал песню на свой лад, и она шла жить дальше. Поэтому у одной и той же песни может существовать несколько разных вариантов и мелодий, и слов.
О ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ
– Были мысли, но пока только так, чисто «по приколу», а не с целью совершить какую-то миссионерскую вылазку. Всё же фольклорная экспедиция – это не в отпуск в деревню съездить, к этому надо серьёзно готовиться, собрать информацию, найти средства, подобрать команду, технически оснастить... Возможно, когда-нибудь я стану к этому морально готова.
О РАБОТЕ С СЕРГЕЕМ СТАРОСТИНЫМ
– Наша совместная работа закончилась десять лет назад, и об этом уже все не раз написано, Старостин учитель, авторитет и по-прежнему для меня единственная направляющая сила, больше добавить нечего. Мы часто пересекаемся на фестивалях, являемся членами жюри фестиваля «Мир Сибири», никакой другой совместной работы у нас нет. Хотя изредка бывает, хочется «тряхнуть стариной», и мы на каком-нибудь фестивале вспоминаем что-нибудь из старой программы Farlanders и играем, если позволяет формат.
О СОСТАВЕ МУЗЫКАНТОВ
– Ну, я и не фольклорный исполнитель, если уж разобраться. К фольклору я пришла уже взрослым музыкантом, пройдя определенный путь в рок-музыке. Потому, видимо, и состав не фольклорный. С басистом Сергеем Калачёвым мы работаем в общей сложности с 1989 года, сначала в «Альянсе», потом в Farlanders, теперь вот в этом составе; с саксофонистом Олегом Маряхиным, кажется, с 2008-го, а на барабанах с нами вот уже около 2-х лет играет Дмитрий Фролов. Вообще барабанщики у нас по неизвестным причинам меняются как перчатки, но это, видимо, уже судьба – в Farlanders за десять лет сменилось двенадцать барабанщиков. В этом коллективе за семь лет его существования Дима уже, кажется, пятый...
О КРИТИКЕ
– Давно не слышала. Честно признаюсь, меня не очень заботит чья-то критика. У меня достаточно хороший вкус и неплохо развитое чувство меры, чтобы и без всяких критиков понимать, что хорошо, а что плохо. А когда в чём-то сомневаюсь, я обращаюсь к авторитетным для меня людям – Старостину, в первую очередь, и другим друзьям-фольклористам, разбирающимся в фолке гораздо лучше меня и глубоко в него погружённым. И опять же, повторюсь, я не «фольклорный элемент», я не занимаюсь ортодоксальным фолком, есть масса людей, кому это интересно, у кого это получается органично и круто. Мне же всегда были ближе смешанные жанры, сочетание, казалось бы, несочетаемого.
Что касается моего отношения к статичности фолка – я считаю, народная традиция должна продолжать жить, развиваться, как развивается всё вокруг. И почему же фолк должен быть чем-то музейным и неподвижным? Пока реальность такова, что вот эта нарочитая законсервированность и «музейность» отвратила от фольклора уже несколько поколений. Я же за то, чтобы сделать народную музыку живой, современной, массовой, модной.
ОБ ОТЛИЧИЯХ ЖИВОЙ ПРОГРАММЫ ОТ ЗАПИСЕЙ
— На концертах мы в некотором смысле стеснены в средствах выражения, у нас есть всего две руки и две ноги, и мы можем действовать нашими электронными примочками в довольно ограниченном диапазоне, но достаточном для «живой» работы. В студии же нас не ограничивает ничто. Кроме чувства меры, конечно, и опасения перегрузить аранжировку. Так что, я думаю, наших поклонников местами ждут довольно непривычные моменты. И тем интересней.
О ВИДЕОАРТЕ НА КОНЦЕРТАХ
– Видеоартом занимается Алексей «Чой» (группа «Девять»), я не лезу туда вообще, он достаточно профессиональный человек. Что-то он снимает, что-то достает из своих чудо-коробочек, я в этом ничего не понимаю и полностью доверяюсь ему. Клипами занимаюсь я, и это другая область вообще, это не видео-арт. Мне просто очень нравится снимать, монтировать, режиссировать, и я не готова этим удовольствием ни с кем делиться. Вы правы, первый клип мы сняли в 2011 году. Он лежит на нашем канале в Youtube, его не взял ни один телеканал. Там ребёночка убивают косой. Наверно, поэтому.
О ЗАПЛАНИРОВАННЫХ КОНЦЕРТАХ
– Да, конечно! Прежде всего, это две презентации диска. По какой-то странной исторически сложившейся традиции первая из них пройдет в Питере 3 октября, вторая в Москве 11 октября. После этого мы сразу уезжаем с альбомом в Европу – Чехия, Германия, Швейцария. В разделе «афиша» нашего сайтаwww.inasound.ru все подтверждённые концерты уже есть, если кто хочет посетить, там всё написано, когда и где конкретно.
О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ
– Я не слушаю музыку. Музыка как фон мне не нужна, а сидеть вдумчиво слушать новинки просто не хватает терпения. И, признаюсь, предвзятость и твёрдое убеждение, что удивиться больше нечему, тоже имеет место. Но тем приятнее бывают случайные удивления.
(Диана Черниченко, kroogi.com, 07.08.14)
В Госдуме предложили запретить иностранную музыку на российских ресурсах
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил запретить или ограничить количество зарубежной музыки на российских платформах. С такой инициативой он выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента. Депутат уверен, музыка является пропагандой и оказывает влияние на молодежь. Поэтому, по его мнению, иностранного участия на музыкальных платформах не должно быть либо вообще, либо не более 20%.
- Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела, обязательно рассмотрим этот вопрос, — цитирует РИА «Новости» слова Андрея Лугового.
Депутат также заявил, что владельцы музыкальных платформ, которые транслируют композиции тех, кто тратит заработанные на выступлениях в Российской Федерации деньги на помощь ВСУ, должны подумать «про свою совесть и про свои обязанности» перед россиянами.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Государственная Дума РФ на заседании 17 декабря 2024 года приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон о спецсчетах для иноагентов для авторских отчислений и иных платежей. Согласно документу, выплаты иноагенту за использование результатов интеллектуальной деятельности и брендов должны зачисляться только на специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке.
В ММДМ пройдет XV Московский Рождественский фестиваль
Юбилейный XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Московском международном Доме музыки с 14 по 25 января 2025 года. Концертные программы представят маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, а также легендарные хоровые коллективы: Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Большой детский хор имени Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения». Фестиваль проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы.
В этом году Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в пятнадцатый раз. Масштабный форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами.
- Рождественский фестиваль всем нам очень дорог, ведь он поднимает Дом музыки как культурный центр на новую духовную высоту и создает особую атмосферу: добра, просвещения, любви, высокой эстетики – всего того, что можно назвать духовным миром, без которого человек не может обойтись, – отмечает художественный руководитель фестиваля, маэстро Владимир Спиваков.
Афишу фестиваля составят шесть концертов. Откроет фестиваль Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. На концерте 14 января к легендарному коллективу присоединятся органист-виртуоз Тимур Халиуллин и знаменитый звонарь Владимир Дегтярев. Наряду с органными и хоровыми сочинениями Баха, в программу войдут рождественские песнопения русских композиторов XIX–XX веков. В финале вечера в исполнении всех участников концерта прозвучат «Хвалите Господа» Чайковского и фрагмент из Мессы си минор Баха.
Продолжится фестиваль концертом органной музыки. 16 января лауреат международных конкурсов, органист и клавесинист, композитор, доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Федор Строганов исполнит программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Хор Сретенского монастыря выступит 17 января. Коллектив представит духовную и светскую музыку различных эпох и стилей. По традиции в рамках фестиваля выступит детский хор. В юбилейном смотре примет участие один из самых знаменитых коллективов нашей страны – Большой детский хор имени В.С.Попова. Концерт юных хористов состоится 19 января.
23 января песнопения праздника Рождества Христова, колядки и произведения русской духовной музыки прозвучат в исполнении хора Московской духовной академии – коллектива, который регулярно принимает участие в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В завершение фестиваля состоится концерт с участием выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. 25 января под его управлением Национальный филармонический оркестр России представит грандиозную программу. Прозвучат шедевры духовной музыки XIX и XX веков – Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и Реквием Алемдара Караманова. В концерте примут участие Большой Академический хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, а также звезды оперной сцены: солистка Большого театра Полина Шабунина, солист Михайловского театра Игорь Подоплелов, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова Полина Шамаева и Алексей Неклюдов.
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.