«Рабфак» - «Прочь, демократия!» ***

2014, Navigator Records
Когда поэт Александр Елин сочинил для «Поющих вместе» текст «Хочу такого, как Путин», это вызвало споры. Спорили главным образом о том, всерьёз ли поэт это написал или «троллил» (хотя этот термин был ещё не в ходу). Автор счёл за благо ничего не комментировать, но его последующие произведения, в принципе, дали ответ на этот вопрос. Причём каждый отвечал в меру своей испорченности и политических пристрастий.
Ровно тот же подход исповедует группа «Рабфак», особенно на своём втором альбоме. Коллектив поёт от лица лютых «совков», ненавидящих не только демократию, но и всё живое - именно эти прекрасные гопники в кожаных куртках, в тёплое время года заменяющих им ватники, изображены на фоне церквей на обложке авторства Дмитрия Врубеля. Имиджу прекрасно соответствует и солист Александр Семёнов, известный многим как продюсер, композитор и режиссёр, но выглядящий и хрипящий как матёрый исполнитель блатняка с многообразным жизненным опытом. Ну а тексты пишет Елин, и каждый может найти в них что-то своё. С песнями «Рабфака» можно ходить на митинги в поддержку стабильности и клеймить там либерастов, педерастов и америкосов, а можно ходить и на «болотные» митинги и петь там то же самое: на оппозиционных маршах собирается интеллигенция, которая хорошо знает, что такое фига в кармане, постмодернизм и прочие пиндосские штучки.
Для группы, ориентированной на злободневность, велика опасность быстрого устаревания песен. Кое-что из написанного Елиным и спетого Семёновым действительно изменилось к моменту выходу диска - скажем, «пуссей» и «Ходора» всё-таки выпустили. Но большинство текстов звучит вполне актуально - некоторые даже актуальнее, чем в момент сочинения. С лозунга «Хватит кормить Канзас» рано или поздно сдуют пыль, и песня ещё пригодится. Как и «Раскачивать лодку», где эта фраза ловко препарирована: песня исполняется от лица простого народа (с обложки), который тоже хочет «из говна на курорт» и раскачивает лодку-яхту только для того, чтобы самому на ней поплыть, предаваясь порочным наслаждениям. «Е... стыд» - песня прямого действия, составленная из матерных антидемократических лозунгов. Недаром она идёт в тандеме с заглавной, где музыканты тоже дюже ругаются на демократию (хотя и ошибаются с прогнозом относительно Pussy Riot). Ей-богу, хочется увидеть, как под эти привязчивые шизофренические марши маршируют колонны патриотов, чтобы в очередной раз удовлетворённо написать о «стране победившего абсурда»: когда один за другим сбываются антиутопические прогнозы Владимира Сорокина, у прогнозов Александра Елина шансов не меньше (он, кстати, написал «пойдём пока тихонько [украдём] Крым» за пару дней до того, как это произошло).
В «Бэтмене» поётся о событиях Майдана, а в «Если бы не...» перечисляются многочисленные враги, мешающие нам зажить по-человечески. Их каждый вечер перечисляют в новостях, но тут зато в рифму. Дальнейшие внешнеполитические планы руководства (тоже навеянные телепропагандистами) описаны в треке «Новый порядок», исполненном с подлинным патриотическим энтзузиазмом. Появление среди солистов Кати Пономарёвой выглядит проявлением тончайшего троллинга: кому, в самом деле, доверить исполнение наивной песенки «Мой депутат», как не настоящей жене депутата? Немного выбиваются из концепции два бонус-кавера на песни Бориса Гребенщикова: в принципе, они расширяют творческие горизонты «Рабфака», но, возможно, этим расширением стоило заняться на каком-нибудь другом альбоме.
Алексей Мажаев, InterMedia