«Солнечный удар» в Белграде: Никита Михалков представил результат многолетнего труда

Мировая премьера фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова состоялась в Белграде 3 октября 2014 года.
Это мероприятие стало одним из главных культурных событий месяца для сербской столицы, собрав в крупнейшем белградском комплексе "Сава Центр" таких видных политических деятелей, как заместитель председателя Государственной Думы РФ Александр Жуков, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, министр культуры РФ Владимир Мединский, первый заместитель председателя союза кинематографистов России Сергей Лазарук. Событие почтили своим присутствием президент Сербии Томислав Николич, режиссер Эмир Кустурица, другие сербские политики, деятели культуры, бизнесмены.
В честь мировой премьеры фильма российское издание The Hollywood Reporter организовало прием, на котором корреспондентом InterMedia были замечены бизнесмен Валерий Коган, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, режиссер Резо Гигинеишвили, генеральный директор РБК Александр Любимов, главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская, певица Валерия и продюсер Иосиф Пригожин, альтист и дирижер Юрий Башмет, артист Игорь Петренко, телеведущий Владимир Соловьев, Татьяна, Анна, Надежда и Степан Михалковы, а также многие другие видные деятели культуры, политики и масс-медиа.
Самое ожидаемое событие 2014 года в российской киноиндустрии в первую очередь стало таковым для Никиты Михалкова, который шел к реализации идеи «Солнечного удара» 37 лет. На предваряющей показ пресс-конференции, в которой, кроме режиссера приняли участие актеры Мартиньш Калита, Виктория Соловьева и Милош Бикович, режиссер с гордостью представил результат:
- Это очень искреннее высказывание – эта картина. Она носит особый характер.
Ощущения от рабочего процесса постановщик сравнивает с теми, что возникали во время съемок ленты «Урга: Территория любви» в 1991 году: кинематографист утверждает, что просто снимал то, что видел, и видел то, что снимал. Между тем продюсер проекта Леонид Верещагин отметил, что кажущаяся легкость достигалась за счет выдающегося профессионализма мэтра. Никита Михалков настолько точно прописывал все требования к рабочему процессу, так ясно представлял себе, что должно получиться, что коллектив искренне поддерживал его стремления, и работал как единый организм. Свою роль сыграла и слаженность руководства: режиссер и продюсер за 30 лет творческого союза сняли вместе уже восемь картин, и этот долгий путь последний сравнил с увлекательным путешествием. То же можно сказать и об отношениях со сценаристами – безвременно ушедшим Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном.
Съемочный процесс и смысл, вложенный в картину, сделали ее такой ценной, что коммерческий успех отошел на второй план. Режиссер просто «пел свою песню, как умел, для тех, кто услышит», заранее зная при этом, что будут зрители, покидающие зал, доев попкорн на 30-й минуте. «На них, - заметил Никита Сергеевич, - уже поздно рассчитывать». (Забегая вперед, заметим, что корреспондент InterMedia не видел ни одного зрителя, выходящего из четырехтысячного зала в ходе трехчасового премьерного показа.)
Позже оказалось, что рассчитывать не стоит и на другую, совсем неожиданную категорию зрителей, - жюри Венецианского кинофестиваля. Оказывается, режиссер отправил им заявку на участие в конкурсе или внеконкурсный показ, однако никакого, даже формального ответа не последовало. Режиссер был крайне удивлен такой реакцией, особенно с учетом того, что это самое жюри уже дважды присуждало ему «Золотых львов»:
- Мой уровень не настолько плох, чтоб это не показали в Венеции...
При этом он совсем не обиделся, поскольку понял, что корень всему – политические вопросы, затрагиваемые в фильме:
- Если позиция картины может стать поводом, чтобы ее не показать, о какой цензуре в России вы говорите? Вот где самая страшная цензура - трусливая, молчаливая.
Никита Михалков принял это открытие даже с некоторым удовольствием, подтвердив давно зародившиеся сомнения в политической независимости экспертов, ведущих отбор, а заодно убедившись лишний раз в актуальности ленты. Невозможность получить награду его не разочаровала:
- Я уже, что называется, перегорел к тому моменту, когда надо волноваться. Я не хочу, чтобы это сочли за снобизм, но когда долго идешь к цели, когда это мучительно, когда это идет изнутри... у меня уже сейчас нет этого горячего желания кого-то обойти и что-то выиграть. Хотя я понимаю моих молодых коллег и актеров и, надеюсь, все, что заслуживают, они еще соберут.
Эта картина мне так важна, так мне дорога, что я не хотел бы менять это ощущение на желание славы... я был действительно искренен, когда мы ее делали.
Экранизируя рассказ Ивана Бунина и его дневниковые записи, режиссер привнес в картину массу собственных идей. Многие из них зрели десятки лет, но за последние годы стали пугающе актуальными. Главный герой «Солнечного удара», поручик (Мартиньш Калита) в самый трагический момент его жизни, в 1920-м году, задается вопросом – «как все это случилось?», и мучительно осознает, что любая жестокость, любая несправедливость – все есть плод человеческой пассивности и надежды на то, что проблемы могут разрешаться благоприятно без всякого участия человека.
- Все это – легковесная игра без ожидания ответственности за все новое.
Режиссер предостерегает зрителя от повторения ошибок истории. Он считает, что одним из важнейших ключей к отказу от войн является школа. Продуманный подход к образованию и знание позволяют пробудить у поколений генетическую память, ужас перед войной.
- Война – это постепенное лишение человека человеческих привилегий: думать, жить, верить; для верующих - жить по заповедям. Она разрушает все, она очень быстро заставляет людей привыкнуть к возможности убить и к опасности быть убитым.
Это то, что после Великой Отечественной вылилось во фразу «что угодно, только б не было войны». Никита Сергеевич отмечает, что осознание возможно только в той стране, которой приходилось воевать на своей территории:
- Очень опасно, что есть страны, которые не знают, что такое война на своей территории, но обладающие при этом силой, оружием, властью. У них нет генетического страха, они не видели все это.
Постановщик призывает не обманываться на фальшивые улыбки и не заходить с такими людьми дальше уровня вежливых фраз «I’m fine». Не потому, что формализм – это плохо, а потому что это другая цивилизация, и это влечет за собой непонимание. Когда к России применяют мерки, созданные без ее учета и участия, страну просто не расценивают как цивилизацию. Необходимо чувствовать себя самостоятельными, чтобы не оказаться в шатком положении:
- Есть опасность, что вновь возникнет такое движение, которое может разрушить все... Не доводите до момента, когда придется подумать, как это случилось!
«Солнечный удар» - это предостережение, которое Никита Михалков хочет донести до зрителя художественными средствами, это «укол на уровне эмоций, сердца, души», ну и, разумеется, ожидание действий в ответ:
- Когда искусство подвигает на поступки – это величайшее счастье для любого художника, я в этом убежден.
Режиссер с удовольствием вспомнил один из случаев, когда цель была достигнута:
- Одно из самых потрясающих писем пришло ко мне после выхода фильма «12»: «Мне 26 лет, я посмотрела ваш фильм и первое, что сделала после этого – позвонила своей матери, с которой не говорила восемь лет».
Еще в одном таком случае призналась актриса Виктория Соловьева, исполнившая в «Солнечном ударе» роль Незнакомки. Оказалось, что трудности съемок и особенности характера героини в первую очередь научили ее «не бояться преодолевать препятствия и совершать смелые поступки».
Не меньший героизм потребовался и от Мартиньша Калиты, которому для съемок надо было временно уйти из спорта и набрать 20 кг за полтора месяца. Задача эта была героически выполнена, за что актер снискал неподдельное уважение наблюдавшего процесс постановщика:
- Ребята достигли невероятных успехов, поэтому я им очень благодарен…. Они очень много работали над собой.
Постановщик надеется, что «Солнечный удар» окажется «долгоиграющим», не раз всплывет у зрителя в памяти и всегда поможет принять верные решения, в том числе и политически значимые.
Несомненно, идея картины пеерекликается и с нынешней политической ситуацией:
- Задача Путина заключается в том, чтобы создать такое общество и такую страну, которым не страшно будет, когда придет другой президент. Для этого необходима стабильность, стабильность и еще раз стабильность, внутренняя и внешняя.
Роль президента РФ Никита Сергеевич считает крайне ответственной, а результаты его действий – плодотворными:
- Путина Бог послал, если б не он, то не знаю, что было бы в стране. Все было готово к тому, чтобы Россия развалилась на куски, кроваво и очень болезненно, но вот случился такой чекист, слава тебе господи!
В этой оценке режиссер прибегает к родительской мудрости:
- Меня так воспитывал мама, а я это говорил моим детям: никогда не суди о своей жизни по жизни тех, кто живет лучше тебя, а суди по жизни тех, кто живет хуже. Их гораздо больше… Столько проблем отпадет, столько лишних проблем отпадет!
Еще один совет постановщика – ценить отношения с близкими народами и, конечно, сотрудничать с ними. Например, снимать кино. Сам Никита Михалков выразил готовность съездить с очередной премьерой не только в Сербию, но и в Хорватию, и даже на Украину («только меня ведь не пустят» - посетовал режиссер).
- Любовь – это не друг на друга смотреть, а в одну сторону.
Впрочем, снимать картину, основанную на истории другой страны, режиссер не рискнул бы:
- Многие режиссеры сделают это лучше. У меня картина про Сербию получится туристическая. Надо дышать этим воздухом, впитывать его с молоком матери… Я общаюсь, готов сотрудничать, но снимать все же надо о своей стране.
Культурные различия, по его мнению, придают фильмам неповторимость:
- Я люблю картины Кустурицы, и я никогда бы не смог так снять… Это не потому, что не умею, а просто потому что я другой.
Собственные сильные стороны Никита Сергеевич обыгрывает, используя в творчестве разные форматы. Например, «Солнечный удар» выйдет не только в кинотеатрах, но и на телеэкранах. Это будет пять серий – не обрезков, не кадров со съемок, а полноценных эпизодов, более подробных, лишенных резких переходов от действия к действию.
- Если «Солнечный удар» в кино - это рассказ, то на телевидении – повесть, - резюмировал режиссер корреспонденту InterMedia. - Режиссура серьезная уходит на телевидение, так как технологии те же, качество изображения не хуже, звук не хуже… бюджеты почти те же, а количество зрителей в разы больше. Это не убивает кино, но дает возможность рассказывать историю, не подгоняя ее под формат кинотеатра.
Дальше – больше. Поскольку грандиозный творческий этап, связанный с творчеством Ивана Бунина, оказался завершен, Никита Михалков поставил перед собой новую цель – воплотить задумку с экранизацией биографии Александра Грибоедова. Сценарий готовился на протяжении пяти лет, причем в процессе на основе найденных уникальных документов два человека защитили диссертации по истории.
- Убийство Грибоедова - это не просто разъяренная толпа мусульман, это абсолютно политическое убийство, это война за Шелковый путь, война за Индию. И документы, которые мы нашли, просто невероятны!
На их основе будет подготовлено 20 серий, съемки которых долгое время были невозможны из-за карабахского конфликта.
Перед началом премьерного показа Карен Шахназаров поделился с корреспондентом InterMedia своими ожиданиями:
- Необыкновенно интересно посмотреть на новый фильм Никиты Михалкова. Интригует уже само это событие, проходящее в Белграде, в Европе, в одном из крупнейших залов. По-моему это очень впечатляюще.
К этому мнению присоединился и Владимир Толстой:
- «Солнечный удар» - это большие ожидания, потому что, с одной стороны, я очень люблю Бунина и его прозу, а потому рассчитываю на какую-то интересную, новую интерпретацию; с другой стороны, я знаю, что режиссер Михалков способен на неожиданные открытия (как раз из-за таких открытий мне очень нравятся его ранние фильмы). Жду показа с большой надеждой.
«Солнечный удар» заставил публику на протяжении трех часов напряженно следить за светлой и одновременно трагической историей жизни Поручика, во многом олицетворяющей историю самой России. На примере печальной судьбы офицера авторы фильма пытаются понять, какая же деталь сломалась в механизме России тогда, в начале XX века, и что можно сделать сейчас, чтобы история не повторялась.
Мрачные титры в конце показа плавно перетекли в выступление казачьего хора, причем сольную партию в грустной народной песне неожиданно для всех собравшихся исполнил сам Никита Михалков, что с восторгом было воспринято сербской аудиторией. В завершение перформанса казачий хор исполнил гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!» («безо всякой агитации», как отдельно напомнил буквально завороженной публике мэтр).
Наталия Галиулова, InterMedia
Фото: The Hollywood Reporter
Примечание для СМИ: имя исполнителя главной роли приведено в написании, соответствующем пожеланию артиста.
«Офицеры» возглавили рейтинг фильмов о патриотизме

Накануне Дня защитника Отечества телеканал «Патриот» провёл опрос, чтобы узнать, какие отечественные фильмы зрители считают самыми патриотическими. Аудиторию попросили назвать лучшие фильмы о любви к Родине. Затем из предложенных вариантов были выбраны самые популярные ответы, из которых был составлен лонг-лист, размещённый на голосование в социальных сетях.
В результате топ лучших отечественных фильмов о патриотизме выглядит так:
- «Офицеры», 1971 г. — 40%;
- «В бой идут одни „старики“», 1973 г. — 34%;
- «Они сражались за Родину», 1975 г. — 32%;
- «...А зори здесь тихие», 1972 г. — 25%;
- «Семнадцать мгновений весны», 1973 г. — 24%;
- «Вечный зов», 1973–1983 гг. — 17%;
- «Судьба человека», 1959 г. — 15,5%;
- «Освобождение», 1968–1972 гг. — 14%;
- «Щит и меч», 1968 г. — 13%;
- «Баллада о солдате», 1959 г. — 10%.
Лучшим фильмом о патриотизме зрители считают картину Владимира Рогового «Офицеры», снятую по произведению писателя-фронтовика Бориса Васильева. В центре сюжета — судьба офицера Алексея Трофимова, его жены, прошедшей сквозь все тяготы жизни супруги военного, сына, погибшего в Великую Отечественную войну, внука — курсанта Суворовского училища, а также лучшего друга — Ивана Вараввы. После выхода фильма фраза «Есть такая профессия — Родину защищать!» стала олицетворять истинное служение Отечеству и своему долгу. По одной из версий, она принадлежит министру обороны СССР, маршалу Андрею Гречко, который был инициатором создания фильма.
34% респондентов выбрали картину Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». Название фильма отражает традицию военных лётчиков сразу не пускать неопытный состав на боевые вылеты. При создании картины режиссёр старался опираться на реальные события: «поющая» эскадрилья действительно существовала во время Великой Отечественной войны, прототипами многих персонажей фильма стали реальные лётчики, в основу сценария лёг ряд воспоминаний участников ВОВ, главным консультантом фильма выступил Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик Семён Харламов.
На третьем месте картина Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». В фильме показан один из самых сложных периодов Великой Отечественной войны — когда советская армия вынуждена была отступать к Дону. Стрелковый полк теряет большую часть личного состава, но старается изо всех сил держать оборону и сохраняет самое дорогое — полковое знамя. В финале картины звучат слова Михаила Шолохова: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».
Опрос проводился в социальных сетях, в нем приняли участие 1 295 человек.
Сегодня 50 лет Дрю Бэрримор

22 февраля 2025 года, суббота.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Трибьют Адриано Челентано станет новым проектом «Русской филармонии».
Лидия Вележева сыграет Кручинину в «Без вины виноватых» в Малом театре.
16 лет актёру Арчи Йейтсу.
25 лет назад умер писатель Аркадий Хайт (1938-2000).
29 лет актёру Аскару Ильясову.
29 лет актрисе Полине Куценко.
50 лет актрисе Ольге Будиной.
50 лет Дрю Бэрримор.
Дрю Блайт Бэрримор родилась 22 февраля 1975 года в Калифорнии. Американская актриса, кинорежиссёр, модель, писательница и продюсер. Её прорывом стала роль в фильме «Инопланетянин» (1982). В дальнейшем Бэрримор появилась в таких успешных фильмах, как «Ядовитый плющ» (1992), «Крик» (1996) и «История вечной любви» (1998). Она также известна по сотрудничеству с Адамом Сэндлером, вместе с которым снялась в фильмах «Певец на свадьбе» (1998), «50 первых поцелуев» (2004) и «Смешанные» (2014). В 2004 году была удостоена именной звезды на голливудской Аллее Славы.
50 лет лидеру группы «Тараканы» Дмитрию Спирину (признан иноагентом в РФ).
50 лет назад родился певец Алексей Сафиулин (1975-2019).
51 год певцу Джеймсу Бланту.
53 года режиссёрам Александру и Владимиру Коттам.
55 лет актёру Джереми Шамосу.
56 лет танцору Хоакину Кортесу.
57 лет актёру Эвклиду Кюрдзидису.
66 лет актёру Кайлу Маклахлену.
71 год пианисту Юрию Розуму.
74 года продюсеру Матвею Аничкину.
75 лет актрисе Миу-Миу.
75 лет актрисе Джули Уолтерс.
75 лет назад родился музыкант Дженезис Пи-Орридж (1950-2020).
125 лет назад родился режиссёр Луис Бунюэль (1900-1983).
215 лет назад родился композитор Фридерик Шопен (1810-1849).
23 февраля.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Алена Апина поздравит мужчин в клубном формате хитами «Комбинации».
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС.
День защитника Отечества.
23 года актрисе Эмилии Джонс.
31 год актрисе Дакоте Фаннинг.
33 года актрисе Самаре Уивинг.
42 года актёру Азизу Ансари.
42 года продюсеру Юрию Бардашу.
42 года актрисе Эмили Блант.
44 года актёру Джошу Гаду.
49 лет композитору Лорну Бэлфу.
57 лет исполнителю шансона Сергею Куренкову.
60 лет актрисе Кристин Дэвис.
64 года шоумену группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше.
65 лет назад родился лидер группы «Вермишель оркестра» Сергей Щураков (1960-2007).
67 лет певцу Дэвиду Силвиану.
115 лет назад умерла актриса Вера Комиссаржевская (1864-1910).
340 лет назад родился композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
24 февраля.
Второй сезон «Телохранителей» покажет ТНТ.
СТС покажет второй сезон «Котострофы».
29 лет актёру Владиславу Тирону.
33 года актрисе Варваре Шмыковой.
36 лет пластическому хирургу Тимуру Хайдарову.
42 года шоумену Александру Гудкову.
42 года актрисе Тоуни Ньюсом.
47 лет фотографу Дмитрию Исхакову.
50 лет актёру Кириллу Кяро.
51 год тренеру по фигурному катанию Этери Тутберидзе.
52 года актёру Робу Моргану.
60 лет барабанщику Александру Воронову.
67 лет актёру Марку Мозесу.
70 лет назад родился основатель корпорации Apple Стив Джобс (1955-2011).
71 год певице Любови Успенской.
78 лет актрисе Елене Соловей.
78 лет саксофонисту Владимиру Чекасину.
86 лет балетмейстеру Джону Ноймайеру.
125 лет назад родился актёр Максим Штраух (1900-1974).
Гоша Куценко станет отцом Милы Ершовой в сериале «Встать на ноги»

Съемки сериала «Встать на ноги» стартовали в феврале 2025 года. Главные роли в драмеди исполнят Гоша Куценко, Мила Ершова, Алексей Розин и Ольга Лерман, а также снимаются Кузьма Котрелёв, Юлия Александрова, Александр Обласов, Игорь Ознобихин, Антон Санкевич, Давид Сократян, Святослав Рогожан и другие.
По сюжету, бывший заключенный по кличке Старый (Куценко) через 20 лет возвращается в родной город и узнает, что у него есть дочь (Ершова) с ограниченными возможностями передвижения. К тому же у Старого осталось одно важное незавершенное дело: на свободе находится его бывший подельник (Розин), за которого Старый взял вину на себя. Участковая (Лерман) предписывает Старому, находящемуся под наблюдением органов, обязательное совместное проживание с родной дочерью. В попытках наладить отношения с Олей «папаша» настойчиво начинает ей помогать, но дочь не в восторге от новообретённого отца и старается избавиться от внезапно объявившегося родственника.
Сценаристом и креативным продюсером сериала выступил шоураннер «Волшебного участка» Александр Носков в соавторстве с Полиной Шаталовой, режиссером стал Павел Тимофеев («Выжившие»). Производством занимаются онлайн-кинотеатр Okko, продюсерский центр Originals Production и кинокомпания «Место силы».