Анита Цой: «Я понимаю, что пришла в музыку неправильным путем»
В беседе с корреспондентом InterMedia певица рассказала о «новом» голосе и новых песнях, а также о своем непростом пути на эстраду и творческих планах на ближайшие десять лет.
- Я читал в новостях, что у вас новый голос.
- Да, так оно и есть. Прогресс в медицине дошёл до того, что можно омолаживать связки. С помощью Валерия Меладзе я нашла прекрасного врача. Спасибо Валере, он меня порекомендовал, потому что этот врач загружен работой, у него клиники в Берлине и Вене. Все артисты Венской оперы у него в пациентах. Он не просто хирург-фониатор, а еще и певец в прошлом. Его зовут доктор Вольт. Мне пришлось провести в Берлине целый месяц - была микрохирургическая операция под общим наркозом, лазером аккуратно подчищали связки.
- Не страшно было? Вдруг бы хуже стало...
- Я тебе объясню. Если честно, я настолько была увлечена самим доктором Вольтом... естественно, с профессиональной точки зрения, потому что это человек, который безумно любит свою работу. Плюс я получила рекомендации от Ани Нетребко, которая осталась очень довольна результатами. У тех, кто работает вживую, износ голоса огромный.
- То есть лет через несколько это снова можно будет повторить?
- Я думаю, больше уже не пригодится, если только я не буду издеваться над своим голосом. Но я не планирую, как в молодости, рычать рок, какой-нибудь хэви-метал, так что надеюсь, что всё будет хорошо. Проблемы же приобретаются по молодости - от незнания, неумения, недосыпов. Зажигали-то (смеётся)! Сейчас всё гораздо спокойнее. После операции я десять дней молчала, это был самый интересный период. Когда ты превращаешься в немого человека, а нужно что-то объяснить, то надо либо писать, либо показывать знаками. Люди в ответ видят в тебе какого-то инвалида и пытаются либо очень громко кричать, что-то объясняя, либо наоборот изъясняться без слов. Так что приходилось писать специальное «объявление» о том, что слышу-то я нормально, только временно не говорю.
Сейчас я довольна, что прошла эту процедуру, да ещё позанималась с педагогом по вокалу. Конечно, вначале голос был слабенький и тихенький, я даже испугалась, что не смогу выйти на работу через месяц, как планировала. Но всё вернулось, всё вернулось, и даже лучше, чем было - очень хорошо верха зазвучали, и голос стал звонкий. Меня это радует.
- «Фишкой» же были как раз низы?
- Ну, тембр мой остался, сипотца никуда не делась, но голос стал звучать моложе.
- Что сказали звукорежиссёры?
- Ой, это было нечто. С одной стороны, они смеялись от души, потому что голос был ещё не приработанный, он летал мимо нот - это было как учиться заново ходить. Но с другой стороны, они услышали совершенно другие нотки. Меня это радует, потому что мы сейчас готовим новый альбом. Песни, которые мы выбрали для него - это абсолютно другая Анита Цой, это совсем не альбом «Твоя_А». Репертуар, если можно так сказать, омолодился. Не до состояния 20-летней девушки, конечно, но его можно преподнести совсем по-новому. Хочется удивлять.
- Удивлять будете постепенно, синглами, или полноценный альбом выйдет скоро?
- Сейчас на радиостанциях стартует песня «Мой воздух, моя любовь». Я боялась, что меня вообще никто не узнает, но, спасибо доктору Вольту, тембр голоса остался узнаваемым. Слава богу, всё нормально, всё в тенденциях моего вокала. Но удивлять, я думаю, мы будем сразу. Я не люблю размусоливать что-то во времени - видимо, это моя натура. Пусть все ахнут сразу, как только выйдет альбом (смеётся).
- Когда релиз?
- Я надеюсь, что мы к лету порадуем всех. А сейчас у нас хорошая гастрольная осень. Ну а тур и шоу в поддержку будущего альбома, думаю, состоятся в 2016 году. К тому времени я планирую уже два альбома выпустить, материала много.
- Считается, что альбомы уже никто не покупает.
- Я не совсем согласна. Да, покупают, меньше, но невозможно не радовать своих поклонников. Мне говорят, что достаточно двух песен в год, зачем тратить деньги. Но эта история не про нас, мне интереснее делать яркие красивые постановочные программы, которые люди будут смотреть как музыкальные спектакли. Ездить постоянно с одним и тем же материалом неинтересно, и на практике проверено, что наши поклонники любят держать альбом в руках. По старинке, что называется, хотя сейчас развиваются технологии, когда можно слушать музыку и без физического носителя. И мы, конечно, тоже выложим альбомы в iTunes, Google Play и «Яндекс.Музыка», но обязательно выпустим диск и для тех, кто хочет его подержать в руках.
- Готовите новую шоу-программу?
- Мы уже выпустили девять таких программ, последняя была «Твоя_А» в 2011 году. Естественно, уже планируем новую, я хочу объединить в ней два будущих альбома.
- Как вы думаете, какая песня первой приходит в голову при упоминании Аниты Цой?
- «Полёт», «На Восток», «Небо».
- Нет ощущения нехватки в репертуаре каких-то всенародных хитов? Таких, чтобы люди за столом пели.
- Конечно, хотелось бы, чтобы люди пели мои песни за столом. Но практика показала, что «Анита Цой» - это некий изыск. Хотя, я точно знаю, в караоке «Полёт» и «Небо» хорошо идут. Прямо летят, видимо, их удобно петь людям без специального музыкального образования, что называется, от души. Остальные песни посложнее. Но ничего страшного: когда люди приходят в зал, садятся и слушают, это тоже приятно.
- Как вы подбираете песни? Много ли присылают?
- Пишу сама плюс много занимаюсь поисками. Не могу сказать, что где-то есть Клондайк авторов, найти хорошую песню большая проблема. Авторы быстро исписываются, когда на них наваливается весь шоу-бизнес, начинают писать банальные песни. А хочется свежего дыхания. Для меня важен текст. Для меня важна красивая мелодия, гармоничная моему душевному состоянию. Стиль не столь важен - мы поём совершенно разную музыку, от поп-рока до R'n'B. Много времени провожу в поисках в интернете, но из ста песен, которые приходят в неделю, может быть, одна встаёт на лист ожидания.
- Но были случаи, когда совершенно незнакомый самородок вдруг присылал нечто?
- Да, такое периодически происходит. Некоторых своих авторов я только у себя на концерте и видела, когда приезжала в их город. Такая история была, например, с песней «Тишина», которая вошла на альбом «Твоя_А». Пришёл файл на почту - прекрасный молодой мужской голос пел под гитару песню о женской доле. Я себе сразу представила, что автор - молодой красивый парень. А песня - романсовая, совсем не похожая на современную музыку. Но настолько эта песня о женском одиночестве была великолепна, что я решила её взять. Думаю, пусть будет. Пишу ему письмо: приезжайте заключать договор. Через какое-то время он из своего города приехал. Открывается дверь, стоит пенсионер, дедушка, в руках цветок, в шоке от того, что впервые видит «звезду». Рассказал, что сам не знает, почему отправил мне песню - говорит, нашёл на сайте электронный адрес, решил попробовать. Через полгода мы его пригласили на концерт в Кремль. Он сидел в пятом ряду, слушал свою песню, а по его щекам текли слезы. Потом рассказывал в гримёрке: я детей вырастил, дерево посадил, на работе меня с триумфом на пенсию проводили, и я уже думал, что больше в этой жизни ничего не будет. По-моему, прекрасная история. Автор непрофессиональный, но песня живёт, её по-прежнему прекрасно встречают. Она понятна каждой женщине, каждому человеку, которому близок русский романс.
- Как вы оцениваете ситуацию с защитой авторских прав в России?
- Всегда хочется, чтобы авторские перечисляли побыстрее и побольше, но мы понимаем, что сразу всё не делается. РАО постепенно восстанавливает систему, которая разрушилась в 90-е годы. Я считаю, что мы находимся на хорошем этапе, догоняем.
- Вы привыкли к тому, что люди всегда будут называть вас «блатной», пришедшей из бизнеса, поддерживаемой правительством Москвы - словом, «ненастоящей» певицей?
- Когда-то я сильно по этому поводу переживала. Я понимаю, что пришла в музыку неправильным путем, надо по-другому приходить. Я закончила музыкальную школу по классу скрипки, отучилась в РАТИ, после чего должна была, как все, работать в каких-то коллективах, петь в ресторанах, клубах, пробиваться. А я достаточно недолго этим занималась, у нас был коллектив в ДК «Правда», мы зажигали по молодости, а потом я ушла. И вернулась в музыку другим путем. Началось с того, что я увидела по телевизору рекламу «Студии Союз», искавшей молодые таланты, желательно сами пишущие песни. Я отправила песни на кассете, и меня пригласили. Я тогда занималась бизнесом... Бизнес - это палатки в «Лужниках», торговля шла вовсю, дома никто не знал, что я «намылилась» в шоу-бизнес. Моё появление в «Союзе» напугало всех: здоровая тётка за сто килограммов, в красном костюме, с огромным мобильным телефоном. Видимо, по записи они меня не так представляли, а тут явилось такое чудо. Конечно, меня отправили, и были две недели страшной депрессии. А потом мне перезвонили и спросили: «У вас деньги-то есть? Давайте попробуем». У меня на тот момент были 10 тысяч долларов, накопленные честным челночным трудом. Этих денег даже не хватило на весь альбом - записали несколько песен на студии в ДК им. 40-летия Октября. Потом опять была депрессия, потому что непонятно, куда с этими песнями теперь идти... Но спасибо людям из «Союза», которые в меня поверили и пообещали помочь с одним условием: если я похудею. Я похудела, и у меня состоялся клип «Полёт» и дебютный альбом.
- Кто придумал снять в клипе «Стену Цоя»?
- Я не думала, что нужно стартовать с этой песни, но студия сделала на неё ставку. Мне казалось, что там и слова достаточно простенькие, а другие треки получше с точки зрения поэзии. Это я уже потом поняла, что не нужно все усложнять (смеется). У «Студии Союз» были свои планы на раскрутку моего имени, и в прессе появились всякие слухи о том, что я жена, сестра Виктора Цоя. Когда мне звонили из изданий, я подтверждала, что у меня муж - Цой. И не врала, между прочим (смеется). В общем, для этой шумихи было логично, что в клипе меня как-то связали с Виктором.
- У вас выходила книжечка стихов, а нет ли планов написать воспоминания в прозе?
- Я пробовала писать книгу. Меня попросили написать в одном питерском издании о похудении. Было модно, чтобы звёзды писали о фитнесе, о кулинарных рецептах, о диетах. Нужно было сто страниц формата А4, я написала практически всё, за исключением двух последних глав. И книга не вышла. Объясняю, почему. Я привыкла писать по-честному: если мы худеем и людям нужны советы, они должны быть действенными. И тут именно к концу книги я бросила курить - и как поползла в весе! Пробовала свои диеты, занятия на тренажёрах - ничего не давало эффекта. И я позвонила в редакцию и сказала, что не могу закончить эту книгу. Они спрашивают, почему. Потому что я бросила курить, и теперь вес мне не поддаётся. Я не знаю, как похудеть, и не могу обманывать читателей. Они, конечно, уговаривали, говорили, что ничего страшного... Но я вернула задаток, и до сих пор книга лежит у меня незаконченной.
- Как вы себе представляете свою жизнь лет через десять?
- Раньше я вообще на эту тему не задумывалась, а теперь думаю об этом каждый день. Мне тогда будет уже 53, в принципе, ещё не совсем пенсионный возраст. Внуков, конечно, хочу. Мой сын был таким прекрасным ребенком, что дал мне возможность развиваться и делать свою карьеру. Мне не надо было корпеть с ним над домашними заданиями, он слушался бабушек, которые его и вырастили, пока мы с папой занимались своей работой. Я пообещала сыну, что выполню свой родительский долг, когда у него появятся дети. Неважно, буду я гастролировать или заниматься ещё чем-то - я буду отличной бабулей. Внуки будут со мной путешествовать (смеется). Вообще я думаю, что со сцены надо уходить вовремя. Но так думают и те мэтры, которым это никак не удаётся. Сцена, зрительская энергетика - наркотик страшный. Бывает температура сорок, но ты выходишь на сцену - и оживаешь. Ощущение непроизвольного управления массами, когда ты поёшь, а все плачут - это ни с чем не сравнится. Ты понимаешь, что люди выйдут с концерта такими, какими ты захочешь - удивительная вещь. Видимо, это же привлекает и политиков в их работе.
- А о политической карьере не думали?
- О нет, только не это! Нужно что-то более безобидное.
Алексей Мажаев, InterMedia
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»