Александр Горбачёв, Илья Зинин - «Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х» ****
2014, «АСТ»/Corpus
На мой взгляд, авторы допустили ошибку. Нужно было поменять местами «Предисловие» и «Эпилог» - тогда книга зазвучала бы ещё ярче. Дело в том, что 90% повествования - цитаты от непосредственных участников событий, самих героев и их друзей. Лишь иногда они перемежаются авторским текстом, направляющим историю в нужное русло или дающим необходимые разъяснения. Так вот, предисловие написано от авторов, а эпилог представляет собой высказывания разных людей о музыкальных 90-х. Цитаты эти выглядят умно и свежо, тогда как предисловие то и дело впадает в неуместный пафос. Книга рассказывает о шести группах и одном клубе, которые смогли существовать только в 90-е и по разным причинам исчезли, оставив больше легенд, чем следов. Признаков, позволяющих объединить их под одной обложкой, не так уж много, а предисловие задалось целью непременно по максимуму их перечислить, отчего и изобилует притянутыми за уши формулировками: «это книга о жизни», «это книга о смерти», «это книга о поражении», «это книга о победе», «это книга об искусстве», «это книга о естестве»... В общем, если вы до сих пор её не прочли, начинайте с «Эпилога», а потом возвращайтесь к главе о клубе «Там-Там» - вот тогда удовольствие от знакомства с «Песнями в пустоту» будет полноценным.
Термин «лихие 90-е» давно устоялся, и авторы его совершенно не опровергают. Просто читателю напоминают, что слово «лихие» вовсе не обязательно должно носить негативный оттенок: это синоним дикости, свежести, свободы. Для кого-то «Песни в пустоту» станут альтернативным учебником истории страны, а кто-то с удивлением обнаружит, что в 90-е по соседству с официальной культурой бурлила безумная андерграундная жизнь. В новый век с его «стабильностью», естественно, никого из них не взяли, да они бы там и не прижились. Некоторые герои книги умерли, некоторые перебесились - но их истории получились у Горбачёва и Зинина крайне захватывающими: явная заслуга авторов заключается в том, что читать книгу интересно независимо от того, слышали ли вы вообще когда-нибудь о Вене Дркине и «Соломенных енотах» или нет. Спикеры не стесняются в выражениях и порой сталкиваются лбами и мнениями; на любого нудного находится отвязный, поэтому оторваться от книги сложно, хотя и читать её можно как сразу целиком, так и отдельными главами.
Сегодня почти всё описанное воспринимается как фантастика. Благообразный виолончелист «Аквариума» Всеволод Гаккель открывает в Петербурге клуб, который несколько лет существует на птичьих правах, - и «Там-Там», где творится натуральный ад и употребляются тонны наркотиков, становится местом силы и притяжения самых странных творческих сил. В заброшенном здании в двух шагах от Кремля проходят тайные концерты индастриала, а актёр Владимир Епифанцев реализует в собственной телепередаче самые безумные идеи. Бесприютный очкарик Машнин на концертах преображается в дикую рок-звезду, а лидер «Соломенных енотов» Борис Усов формирует нечто среднее между сектой и арт-сообществом. И всё в таком духе на 400 с лишних страниц.
Порой авторы добиваются эффекта, на который вряд ли рассчитывали. Так, глава про Дркина неожиданно объясняет почти всё про Донбасс 2015 года: родина барда, шахтёрский городок Свердловск, во многом определила трагическую судьбу Вени, - и сложно удивляться, что спустя полтора десятка лет после его смерти десятки таких депрессивных городов оказались под контролем «ополченцев» ДНР. Примечателен и феномен «Соломенных енотов»: прочитав почти стостраничную главу про них и будучи лично знакомым с некоторыми непосредственными её героями, я по-прежнему не уверен, что эта группа когда-либо существовала.
Последний раздел посвящен Лёхе Никонову и его группе «Последние танки в Париже» - «тем, кто выжил в 90-е» и дожил (и в бытовом, и в творческом смысле) до нашего времени. Таким образом авторы отчасти опровергают свою концепцию невозможности существования этой музыки сейчас. Но большинство героев, чтобы сохраниться, должны были измениться до неузнаваемости - или исчезнуть.
Алексей Мажаев, InterMedia
Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей Дюжиков
Советский, российский и американский музыкант, создатель группы «Скифы» Сергей Дюжиков скончался 29 июня 2024 года в возрасте 75 лет после продолжительной болезни в США. О его смерти сообщили в соцсетях друзья покойного.
Сергей Дюжиков родился 27 июля 1948 года в Вене, Австрия, в семье военного, с детства увлекался музыкой (хотя и не получил профильного образования), сам научился играть на гитаре и первую группу создал еще в школе. В 1966 году поступил на филологический факультет МГУ и тогда же был создан первый состав группы «Скифы», участником которого был Александр Градский.
В 1967-м был набран новый состав, получивший и первую популярность: участие в фестивалях и съемках фильма «Еще раз про любовь». В 1970 году композитор и продюсер Игорь Гранов пригласил «Скифов» выступать вместе с ВИА «Голубые гитары», где Сергей проработал до 1975 года. По просьбе композитора Давида Тухманова Дюжиков записал некоторые партии гитары на его альбомах «Как прекрасен этот мир» и «По волне моей памяти». С «Голубыми гитарами» Дюжиков объездил Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, и Югославию, стал лауреатом международных фестивалей «Зелёна Гура» в Польше и «Братиславская лира» в Чехословакии. С 1974 по 1978 годы Сергей Дюжиков играл в ансамблях «Цветы», «Красные маки» и «Группа Стаса Намина». Работал с Игорем Крутым у Валентины Толкуновой, участвовал в ВИА «Магистраль» Юрия Антонова, аккомпанировал Галине Ненашевой, записал альбом с Владимиром Пресняковым.
В начале 1980-х годов Сергей увлёкся цыганским джазовым гитаристом Джанго Рейнхардтом, играл с ансамблем Николая Эрденко и записал альбом с Александром Малининым. В конце 1980-х Дюжиков впервые побывал в США, а после нескольких поездок в 1991 году переехал в Америку, где играл в варьете русского ресторана неподалеку от Нью-Йорка, был участником нескольких группа. В 1998 году он получил призы как лучший в Калифорнии гитарист в стиле «кантри» и лучший инструменталист, а в 1999-м на международном фестивале в Нэшвилле Дюжиков вместе с Joel Ray & Eagle Pass получили приз как наиболее обещающая группа. В 2000 году гитарист принял участие в бродвейском мюзикле «It Ain’t Nothing but The Blues» («Всё это лишь только блюз»).
Рецензия на сингл «Белая полоса» дуэта «5утра»: Без чёрных полос
2024, «Студия Союз».
Оценка: 7 из 10.
Мне уже прямо интересно, а может ли дуэт «5утра» записать какую-нибудь даже не трагичную, но хотя бы чуть менее счастливую песню, чем обычно. Впрочем, мало ли у нас драматичных песен про страдания – на фоне их исполнителей «5утра» выглядят белыми воронами, у которых за белой полосой следует новая белая полоса и всё всегда улыбчиво и позитивно. Да и не нужно им менять амплуа: пусть на эстраде будет хотя бы один проект, который поёт только про счастливую любовь. Участники «5утра» при этом являются мужем и женой; наверно, они в жизни, как и все люди, порой ругаются и ссорятся, но в их музыке царит любовь, радость, взаимность и мимимишность. И, честно говоря, слушателю совсем не хочется применительно к этому дуэту знать о каких-то скандалах, конфликтах и разводах. Пусть хотя бы здесь всё будет немножко сказочно, ибо негативных эмоций в жизни и так хватает.
Кстати, коллаборации этому дуэту тоже не очень нужны. Вот у них была «совместка» с Ваней Дмитриенко, и сюжет песни «Не представляешь» получился довольно двусмысленным: два юноши признавались в любви одной девушке, которая обоим отвечала одно и то же. Конечно, всякое бывает, но дуэту, пропагандирующему традиционные семейные ценности, лучше от экспериментов держаться подальше. Вот в новой песне «Белая полоса» пара не делит своё счастье ни с кем – им вполне хватает друг друга. «Ты лишь только посмотрела, ничего не сказав, в моей жизни уже бац - и белая полоса». Хотя и до этого вряд ли была чёрная. Наивные дворовые наигрыши на акустической гитаре подчёркивают искренность и неискушённость персонажей – видимо, как и очередная неудачная попытка вписать в стихотворный размер слово «ориентир».
И не стоит сильно задумываться над фразой «и мои губы солёные тянутся к твоим сладким», в ней нет двойного дна: просто перед поцелуем в кинотеатре герои напробовались попкорна с разными вкусами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Аврил Лавин получит Орден Канады
Аврил Лавин удостоена Ордена Канады — гражданской награды, отмечающей выдающиеся достижения и вклад в развитие страны. Генерал-губернатор страны Мэри Саймон объявила 27 июня 2024 года имя певицы в списке из 83 новых лауреатов, в число которых входят ученые, экономисты, поэты и активисты.
Лавин награждена за ее впечатляющие коммерческие и творческие достижения, а также благотворительную деятельность.
- Продав более 50 миллионов альбомов по всему миру, она проложила путь женской панк-рок-музыке и продолжает делать это сегодня, - говорится в заявлении, а также упоминается ее поддержка людей, живущих с инвалидностью и серьезными заболеваниями, через собственный фонд. Она основала его, после того как несколько лет боролась с болезнью Лайма.
Аврил является не единственным представителем музыкальной индустрии, кто был удостоен Ордена Канады (второй по значимости награды страны) в этом году. В списке также монреальский певец и автор песен Дэниел Лавуа, певица и актриса Беверли Джонсон и дирижер Кент Нагано.