Умер кинокомпозитор-авангардист Александр Кнайфель
Советский и российский композитор Александр Кнайфель скончался 27 июня 2024 года в возрасте 80 лет в Санкт-Петербурге. О его смерти сообщило в соцсетях издательство «Композитор», с которым покойный сотрудничал многие годы.
- Не будет преувеличением сказать, что с Александром Кнайфелем издательство связывали не только деловые отношения — это был наш друг, наш единомышленник в деле развития музыкальной культуры России, - говорится в некрологе. - Александр Аронович — композитор с мировым именем: его произведения звучали в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Базеле, Зальцбурге и в других важных музыкальных центрах. И в то же время, он до конца оставался истинным петербуржцем с мягкими манерами, за которыми скрывалась неутомимость и невероятная работоспособность, когда дело касалось музыки и творчества.
Александр Кнайфель родился 28 ноября 1943 года в Ташкенте, в семье музыкантов: его отец, Арон Кнайфель был скрипачом, а мать, Муза Шапиро-Кнайфель, преподавала музыкально-теоретические дисциплины в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Эту же школу (класс виолончели Эммануила Фишмана) Александр окончил в 1961 году, затем продолжил образование в консерваториях — Московской (1961—1963), где учился у Мстислава Ростроповича, и Ленинградской (1963—1967), по классу композиции у Бориса Арапова.
Свою карьеру Александр начинал как авангардист. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова его «авангардная» музыка подверглась жёсткой критике, и Кнайфель вместе со своими московскими коллегами Эдисоном Денисовым, Софией Губайдулиной и другими попал в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи отечественных композиторов авангардного направления.
Кнайфель был автором свыше ста композиций во всех областях музыкального творчества, включая музыку более чем к сорока фильмам, сериалам, документальным лентам. В их числе «Рафферти», «Торпедоносцы», «Противостояние», «ЧП районного масштаба», «Криминальный талант», «Невозвращенец», «Цветы календулы», «Итальянец» и др.
Александр Кнайфель первым из российских музыкантов удостоен международной премии Немецкой академической службы обменов. Был членом Союза композиторов (с 1968 года) и кинематографистов (с 1987-го).
Композитор стал героем третьей части мультимедийного проекта «Три степени свободы» музыканта Олега Нестерова (первые две были посвящены Альфреду Шнитке и Олегу Каравайчуку). Премьера и первый концерт «Оркестра громкоговорителей» с музыкой Кнайфеля состоялись на «Платонов Фест» в Воронеже 19 и 20 июня. Далее ожидается выход книги, альбома, а также концерты в Москве и Санкт-Петербурге.
Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей Дюжиков
Советский, российский и американский музыкант, создатель группы «Скифы» Сергей Дюжиков скончался 29 июня 2024 года в возрасте 75 лет после продолжительной болезни в США. О его смерти сообщили в соцсетях друзья покойного.
Сергей Дюжиков родился 27 июля 1948 года в Вене, Австрия, в семье военного, с детства увлекался музыкой (хотя и не получил профильного образования), сам научился играть на гитаре и первую группу создал еще в школе. В 1966 году поступил на филологический факультет МГУ и тогда же был создан первый состав группы «Скифы», участником которого был Александр Градский.
В 1967-м был набран новый состав, получивший и первую популярность: участие в фестивалях и съемках фильма «Еще раз про любовь». В 1970 году композитор и продюсер Игорь Гранов пригласил «Скифов» выступать вместе с ВИА «Голубые гитары», где Сергей проработал до 1975 года. По просьбе композитора Давида Тухманова Дюжиков записал некоторые партии гитары на его альбомах «Как прекрасен этот мир» и «По волне моей памяти». С «Голубыми гитарами» Дюжиков объездил Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, и Югославию, стал лауреатом международных фестивалей «Зелёна Гура» в Польше и «Братиславская лира» в Чехословакии. С 1974 по 1978 годы Сергей Дюжиков играл в ансамблях «Цветы», «Красные маки» и «Группа Стаса Намина». Работал с Игорем Крутым у Валентины Толкуновой, участвовал в ВИА «Магистраль» Юрия Антонова, аккомпанировал Галине Ненашевой, записал альбом с Владимиром Пресняковым.
В начале 1980-х годов Сергей увлёкся цыганским джазовым гитаристом Джанго Рейнхардтом, играл с ансамблем Николая Эрденко и записал альбом с Александром Малининым. В конце 1980-х Дюжиков впервые побывал в США, а после нескольких поездок в 1991 году переехал в Америку, где играл в варьете русского ресторана неподалеку от Нью-Йорка, был участником нескольких группа. В 1998 году он получил призы как лучший в Калифорнии гитарист в стиле «кантри» и лучший инструменталист, а в 1999-м на международном фестивале в Нэшвилле Дюжиков вместе с Joel Ray & Eagle Pass получили приз как наиболее обещающая группа. В 2000 году гитарист принял участие в бродвейском мюзикле «It Ain’t Nothing but The Blues» («Всё это лишь только блюз»).
Рецензия на сингл «Белая полоса» дуэта «5утра»: Без чёрных полос
2024, «Студия Союз».
Оценка: 7 из 10.
Мне уже прямо интересно, а может ли дуэт «5утра» записать какую-нибудь даже не трагичную, но хотя бы чуть менее счастливую песню, чем обычно. Впрочем, мало ли у нас драматичных песен про страдания – на фоне их исполнителей «5утра» выглядят белыми воронами, у которых за белой полосой следует новая белая полоса и всё всегда улыбчиво и позитивно. Да и не нужно им менять амплуа: пусть на эстраде будет хотя бы один проект, который поёт только про счастливую любовь. Участники «5утра» при этом являются мужем и женой; наверно, они в жизни, как и все люди, порой ругаются и ссорятся, но в их музыке царит любовь, радость, взаимность и мимимишность. И, честно говоря, слушателю совсем не хочется применительно к этому дуэту знать о каких-то скандалах, конфликтах и разводах. Пусть хотя бы здесь всё будет немножко сказочно, ибо негативных эмоций в жизни и так хватает.
Кстати, коллаборации этому дуэту тоже не очень нужны. Вот у них была «совместка» с Ваней Дмитриенко, и сюжет песни «Не представляешь» получился довольно двусмысленным: два юноши признавались в любви одной девушке, которая обоим отвечала одно и то же. Конечно, всякое бывает, но дуэту, пропагандирующему традиционные семейные ценности, лучше от экспериментов держаться подальше. Вот в новой песне «Белая полоса» пара не делит своё счастье ни с кем – им вполне хватает друг друга. «Ты лишь только посмотрела, ничего не сказав, в моей жизни уже бац - и белая полоса». Хотя и до этого вряд ли была чёрная. Наивные дворовые наигрыши на акустической гитаре подчёркивают искренность и неискушённость персонажей – видимо, как и очередная неудачная попытка вписать в стихотворный размер слово «ориентир».
И не стоит сильно задумываться над фразой «и мои губы солёные тянутся к твоим сладким», в ней нет двойного дна: просто перед поцелуем в кинотеатре герои напробовались попкорна с разными вкусами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Аврил Лавин получит Орден Канады
Аврил Лавин удостоена Ордена Канады — гражданской награды, отмечающей выдающиеся достижения и вклад в развитие страны. Генерал-губернатор страны Мэри Саймон объявила 27 июня 2024 года имя певицы в списке из 83 новых лауреатов, в число которых входят ученые, экономисты, поэты и активисты.
Лавин награждена за ее впечатляющие коммерческие и творческие достижения, а также благотворительную деятельность.
- Продав более 50 миллионов альбомов по всему миру, она проложила путь женской панк-рок-музыке и продолжает делать это сегодня, - говорится в заявлении, а также упоминается ее поддержка людей, живущих с инвалидностью и серьезными заболеваниями, через собственный фонд. Она основала его, после того как несколько лет боролась с болезнью Лайма.
Аврил является не единственным представителем музыкальной индустрии, кто был удостоен Ордена Канады (второй по значимости награды страны) в этом году. В списке также монреальский певец и автор песен Дэниел Лавуа, певица и актриса Беверли Джонсон и дирижер Кент Нагано.