«Форс-мажор»: Здесь вам не равнина, здесь климат иной ***

Пресс-показ драмы психологической «Форс-мажор» (Turist, 2014, Швеция, Франция, Дания, Норвегия, режиссер Рубен Эстлунд, в ролях – Йоханнес Кунке, Лиза Ловен Конгсли, Винсент Веттерген, Клара Веттерген, Кристофер Хивью) состоялся 20 апреля 2015 года в кинотеатре «35 мм».
Семейный отпуск в Альпах. Горы, снег, умиротворение, изредка нарушаемое буханьем пушек. Шведская (в смысле, из Швеции) семья во второй же день, сидя на открытой террасе в ресторане, наблюдает, как с гор прямо на них сходит лавина. Дети визжат, мать в истерике, а отец, до этого уверяющий, что все в порядке, что лавина управляемая, что ничего страшного… в панике бежит, стуча лыжными ботинками. Когда снег, точнее, облако от лавины, и впрямь остановленной задолго до ресторана, рассеивается, все снова выходят на террасу и продолжают, посмеиваясь над собой и своими страхами, есть остывшую еду.
Но этот псевдокатаклизм становится началом конца одной отдельно взятой шведской семьи: мать никак не может простить отцу его трусость, то, что в экстремальной ситуации он отключил голову и не подумал о детях, в то время, как она не смогла их оставить – видите ли, инстинкты. Поэтому она требует от него признания вины или трусости, рассказывая случайным гостям за бутылкой вина о поступке своего супруга. Отец, в свою очередь, проходит через классические стадии: отрицание своего поведения, приятие, наконец, бурная истерика. Дети (вот уж кого искренне жаль!) переживают, а не разведутся ли их родители. Другие давно бы уже поняли, простили и забыли, но не эти - настоящие шведы! Смотреть на весь этот «отпуск» - занятие малоприятное, но, кажется, необходимое.
Вынесенный на постер сход лавины на самом деле оказывает «Форс-мажору» медвежью услугу: зритель пришел на фильм-катастрофу, зритель жаждет крови, переломанных лыж, воткнутых в спину лыжных палок. Вместо этого он получает тягучую, неспешную семейную драму, выдвинутую Швецией на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и награжденную призом жюри в Каннах (в секции «Особый взгляд»). А также целую лавину эмоций.
В своем четвёртом фильме шведский режиссер говорит о том, о чем говорить не принято не только с близкими, но и наедине с собой, заставляет задуматься над нелицеприятными вопросами. Ну и вообще – сеанс самокопания во время и ожесточенной дискуссии после просмотра – не каждый фильм может похвастаться подобной реакцией.
Герои «Форс-мажора» наделены своеобразным чувством юмора, их шутки «прочитываются» головой, но не смешат; отношения семейной пары поставят в тупик даже завзятого психолога. Напряжение между героями нарастает как снежный ком, но, что самое печальное, никто из актеров, за исключением детей, не убедителен настолько, чтобы ему/ей поверить. В этом плане истерика мужа – чуть ли не самое странное и отталкивающее зрелище за долгое время.
Искрящиеся зимние пейзажи прекрасны, и контрапунктом к ним идет «Лето» Вивальди. Сцены катания на лыжах также поставлены более убедительно, чем разрешение драматического конфликта, которое вызовет множество вопросов. Наконец, как будто наспех взятый из другого фильма финал, завораживающий своей недосказанностью, выглядит мощнее предыдущих двух часов выяснения отношений в коридоре, чтобы не слышали дети.
Странный, тяжелый, любопытный, болезненный, спорный, редкий фильм - интеллектуалам на радость.
Денис Шлянцев (InterMedia)