Александр Сокуров: «Идей должно быть больше, чем денег»
О КИНОФЕСТИВАЛЕ «ЗЕРКАЛО»
– Во-первых, фестиваль Тарковского у нас единственный. Есть какая-то совесть во всем, что здесь происходит. И организуют это люди, которые мне близки. Во-вторых, этот фестиваль согласился показать работы моих студентов: ребята очень в этом нуждаются и я нуждаюсь. Это работы очень достойные. У каждого студента — свой путь и свой уровень, но мне не стыдно ни за кого из них. Наконец, это все-таки Россия, несколько городов в центре страны — не Москва! Это мне кажется очень важным. Фестивальное движение должно заниматься в первую очередь просвещением, а уже потом выяснением рейтингов, кто лучше, а кто хуже. Мне нравится и то, что здесь показывают много российского кино: все самое важное, что было сделано за последнее время.
О ПАТРИОТИЗМЕ
– Вопрос немножко из анатомического театра… Мне трудно на него отвечать. Фильмы, которые я делаю, в России практически не показываются, все мои последние работы сделаны за пределами страны, на других языках. У меня есть чувство, что я чужой. Может, потому что в последнее время у меня было много неудач, связанных с жизнью в Отечестве. И ситуация с культурой и градозащитным движением в Петербурге у нас очень сложная. День за днем — поражение за поражением. Однако родина у меня одна: это Россия. Паспорт у меня один, российский. Отношение к поведению государства у меня разное: от неприятия до ужаса. А Россия для меня в первую очередь — русский язык. С ним я родился, с ним уйду в мир иной.
О СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
– Мне иногда трудно входить в современный контекст — и в условиях советского периода было трудно. Но я понимал очень хорошо, что самые большие трудности — во мне, а не в советской власти. В конце концов, где советская власть и где я! Я выжил и все же работаю. По-прежнему главная моя проблема — мое собственное несовершенство, а не коллизии, возникающие в связи с деятельностью политизированного Министерства культуры. Это факт, все его знают и признают, включая министра культуры: занимается он политикой, а не культурой. Но для искусства это не принципиально. Два года назад мы организовали в Петербурге для поддержки молодых фонд «Пример интонации» и сделали семь фильмов — шесть игровых короткометражных и один полнометражный документальный. В процессе подготовки сценариев и поиска молодых людей для дебютов я вдруг понял, что ресурсы не так и масштабны: найти интересного человека, личность для работы в кино очень трудно! Отыскать интересный замысел тоже трудно, что-то сформулированное — еще труднее. К счастью, не все так отравлены социальностью, которая рассеяна в западной практике как эпидемия... Я получаю десятки работ со всего мира, и везде мотивация — социальная, а художественной мотивации нигде нет. У наших она еще сохраняется, но сам уровень идей и амбиций — очень низкий. Это тревожно. Идей должно быть больше, чем денег.
О ПОЛИТИКЕ
– Мир современной политической и общественной жизни сейчас дегуманизирован. Хотя я частный человек, живущий в небольшом городе Петербурге, но даже мне видно многое. Например, то, что происходит с Украиной, говорит о том, что у власти повсюду — люди дегуманизированные. Лозунг должен быть один: «Голосуйте за тех, для кого гуманитарные ценности выше политических». Однажды меня уговаривали участвовать в предвыборной кампании одного политика; естественно, я отказывался, но, чтобы от меня отстали, предложил им записать ролик, где я сказал бы эту реплику. От меня моментально отстали, больше не обращались. К сожалению, политика сегодня — это арифметика. Не алгебра, не тригонометрия.
О НОВОМ ФИЛЬМЕ ПРО ЛУВР
– Он закончен. Называется «Франкофония», производство Франции, Германии и Голландии. Я автор сценария и режиссер. Давно хотел его сделать, и Лувр согласился. Конечно, они хотели историю, похожую на «Русский ковчег», но для этого им был нужен не я, а Пиотровский! Никто в Лувре не мог создать таких условий, которые были созданы в Эрмитаже. Сценарий не вызвал у французов восторга, потому что среди прочего я рассказываю историю появления в Париже в июне 1940-го немецкой армии. Потом я сделал фильм. Он длится 1 час 28 минут, там есть материал и документальный, и игровой, есть немецкие и французские актеры, есть страничка, связанная с Советским Союзом. На Берлинале мы не успели — к тому же для меня этот фестиваль экстремально политический. Продюсеры просили меня определиться с Каннами, ведь фильм уже продан во многие страны мира. Я понимаю, что такое Канны, и настаивал только на специальном показе — никаких конкурсов! Начались переговоры, дирекция посмотрела картину, и мне сказали, что им очень понравилось. Потом вдруг возникло некое распоряжение — категорическое — не показывать фильм в Каннах. Картина не была там показана. Это не было моим решением. Я всегда приезжал в Канны, понимая, что наградят другие фильмы, а мои работы никому там не интересны. К тому же я не люблю конкурсную систему. Тем не менее здесь возникла такая ситуация… и я вздохнул с облегчением. Картина с таким содержанием в каннской программе выглядела бы черт-те чем.
О ТОМ, ЧЕМ ЖИВЁТ СЕЙЧАС
– Первое — мои студенты. В этом году завершается их обучение, этим летом — госэкзамены и защита дипломов. Самое главное — выпустить курс, поставить точку. Двенадцать дипломных картин. Второе — съемки с конца августа большой полнометражной картины моих выпускников. Ну и, наконец, я готовлю сейчас режиссерские экспликации по трем игровым темам, которые собираюсь делать как режиссер. Я хочу закончить трилогию, начатую фильмами «Мать и сын» и «Отец и сын», — проект называется «Два брата и сестра». Еще у меня есть одна историческая картина и одна, связанная с древней Русью, XII–XIII веками. Там сейчас идет большая исследовательская работа. Оказывается, мы лучше знаем Междуречье и Египет, чем ту землю, из которой мы все выросли. Я говорю о духовной жизни, хотя в фильме речь пойдет не только о ней.
О НАСЛЕДИИ ТАРКОВСКОГО
– Кино стремительно стареет постоянно ускоряющимися темпами. Фильм стареет тем быстрее, чем он художественнее. Не стареет только документальный или тот, который на грани с документальным. А игровое дряхлеет катастрофическими темпами. Проходит пять-шесть лет, и фильм уже не нужен. Не зря его не смотрят люди другого поколения: ткань замысла разрушилась и не представляет собой никакой энергетической ценности. В живописи или литературе это не так… К тому же литература возвращается к нам через новые переводы, ведь и язык стареет, но не так окончательно, как кинематографическая реальность. Без сомнения, Тарковского постигнет та же участь, потому что у него были демонстративные художественные поступки, которые шли не от органики замысла, а от стихии воли — качества, которое было у некоторых политиков: у Ельцина, у Путина… Чем менее деликатно ведет себя художественный автор, тем больше риск, что по его произведению будет нанесен удар судьбы. Для меня Тарковский был, в первую очередь, человек, которого я знал и любил. Его человеческие качества были мне гораздо ближе, чем то, что он делал в кино. А специалистам по теории кино, мне кажется, интереснее было бы попробовать понять, что в генотипе визуального динамического образа обеспечивает этот сбой, приводит к старению. К сожалению, этого структурного анализа никто не ведет. Теоретики взялись за руки и танцуют чеченский танец зикр, приговаривая какие-то заклинания и водя хороводы вокруг Тарковского.
(Антон Долин, «Афиша-Воздух», 10.06.15)
Фэнтези «Самая большая луна» покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Самая большая луна» состоится на ТНТ 5 января 2025 года. Главные роли в фэнтези исполнили Симона Куст, Иван Ивашов, Филипп Янковский, Аристарх Венес, Таша Цветкова, Алексей Гришин и др.
- Среди нас живут эмеры - сверхлюди, наделённые необычными способностями. Они могут управлять человеческими эмоциями и не чувствуют боли, но при этом не способны любить,- сообщается в синопсисе. - Их существование находится под угрозой, и Денис, молодой эмер-полукровка, отправляется на поиски избранной, которая может всё изменить. Катю всю жизнь ограждали от любых эмоций, она даже не представляет, какой невероятной силой обладает. Суждено ли ей спасти этот мир, или она была создана его разрушить?
В российский прокат фильм «Самая большая луна» вышел в июле 2024 года.
Эфир в 23.35. Повтор 6-го в 2.55.
Умерла звезда советского кино и дубляжа Инна Выходцева
Советская и российская актриса Инна Выходцева скончалась 31 декабря 2024 года в возрасте 90 лет после продолжительной болезни. О ее смерти сообщил Союз кинематографистов РФ.
- Инна Николаевна – человек с нелегкой судьбой, но несмотря ни на что оставалась удивительно добрым, отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь своим коллегам, поделиться своим опытом и талантом с молодыми актерами, за что её уважали и любили коллеги и зрители, - говорится в некрологе.
Инна Выходцева родилась 27 июня 1934 года в Донецке, в 1957-м окончила ВГИК, служила в театре-студии «Киноактер». Дебют актрисы состоялся в 1957 году в фильме «Балтийская слава» режиссера Яна Фрида. За 70 лет карьеры Выходцева снялась в 165 фильмах и сериалах, в основном в ярких ролях второго плана. В числе ее работ «Юность наших отцов» (главная роль Вари), «Строгая женщина», «Бессонная ночь», «Мимо окон идут поезда», «Всюду есть небо», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» (в роли телережиссера, которая приезжает снимать репортаж на завод, где работает главная героиня), «Мир в трёх измерениях», «Огарёва,6», «Мёртвые души» (в роли жены губернатора), «Барышня-крестьянка», «Марш Турецкого», «Каменская», «Возвращение Мухтара», «Ландыш серебристый-2». Одну из последних ролей сыграла в сериале «Сын» 2017 года.
Инна Выходцева много работала на дубляже зарубежных картин. Её голосом говорили актрисы Софи Лорен («Любовь под вязами»), Стефания Сандрелли («Они шли за солдатами»), Клаудиа Кардинале («Красная палатка»), Миа Фэрроу («Смерть на Ниле»), Мирей Дарк («Высокий блондин в черном ботинке»), Вия Артмане (во многих фильмах) и другие.
В 1992 году Инна Выходцева была удостоена звания Заслуженная артистка РФ.
В 2022 году актриса пыталась покончить с собой, была доставлена в институт имени Склифосовского. Последние годы проживала в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной. В октябре 2024-го была госпитализирована с подозрением на инсульт.
Сегодня родились Сергей Шакуров и Никита Павленко
1 января 2025 года, среда.
С Новым годом!
Настасья Самбурская и Михаил Шуфутинский исполнят хиты шансона в новогоднем выпуске «Трёх аккордов».
Фестиваль «Легенды Ретро FM» покажет Первый канал.
30 лет певице Poppy.
33 года актёру Никите Павленко.
38 лет актрисе Александре Булычёвой.
39 лет актрисе Элли Маки.
40 лет актрисе Софи Макшере.
44 года телеведущему Антону Привольнову.
48 лет лидеру группы «Рекорд Оркестр» Тимофею Копылову.
48 лет певице Инне Маликовой.
61 год кинорежиссёру Нилу Бёргеру.
61 год актрисе Кристал Фокс.
64 год актрисе и педагогу Нине Дворжецкой.
70 лет назад родился актёр Сергей Сосновский (1955-2022).
78 лет певцу F.R.David.
83 года певцу и гитаристу Кантри Джо Макдональду.
83 года актёру Сергею Шакурову.
86 лет актрисе Мишель Мерсье.
100 лет назад родился композитор Вениамин Баснер (1925-1996).
2 января.
Александр Пушной даст новогодний концерт в Москве.
Третий сезон новых «Папиных дочек» выйдет на СТС.
Сериал «Зорро» с Жаном Дюжарденом покажет Первый канал.
«Артиста с большой дороги» с Юрием Стояновым покажет «Россия».
Концерт «Наш Новый год» покажет Первый канал.
26 лет актрисе Анастасии Красовской.
32 года актрисе Аглае Шиловской.
38 лет актрисе Валерии Ланской.
42 года актрисе Кейт Босуорт.
50 лет продюсеру Яне Рудковской.
50 лет актёру Дэксу Шепарду.
56 лет модели Кристи Тарлингтон.
57 лет актёру Кьюбе Гудингу-младшему.
59 лет актрисе Шиван Финнеран.
62 года актёру и продюсеру Сергею Жигунову.
98 лет балетмейстеру Юрию Григоровичу.
100 лет назад родилась оперная певица Ирина Архипова (1925-2010).
105 лет назад родился писатель Айзек Азимов (1920-1992).
3 января.
Сериал «Арбатские тайны» покойного Зиновия Ройзмана и Александра Котта покажет Первый канал.
«И снова 3 сентября» Михаила Шуфутинского покажет НТВ.
27 лет актрисе Дарье Коныжевой.
29 лет актрисе Флоренс Пью.
39 лет актёру Даниле Якушеву.
45 лет модельеру Марии Цигаль.
47 лет спортивному комментатору Константину Геничу.
51 год режиссёру Михаилу Сегалу.
56 лет певцу и продюсеру Олегу Борщевскому.
56 лет автогонщику Михаэлю Шумахеру.
67 лет актёру Александру Половцеву.
69 лет актёру и режиссёру Мэлу Гибсону.
77 лет актёру Владимиру Стеклову.
79 лет басисту группы Led Zeppelin Джону Полу Джонсу.