«Ундервуд» - «Крым» ***
2015, Navigator Records
«Скажи мне, чей Крым, и я тебе скажу, кто ты», - поёт группа «Ундервуд» в рефрене новой композиции под названием «Крым». Вопрос «скажи мне, чей Крым» - далеко не праздный; это такая актуальная версия извечного вопроса «С кем вы, мастера культуры?» Интересно, что российские мастера культуры по возможности увиливают от прямого ответа на крымский вопрос. Есть, конечно, смельчаки, которые открыто выражают несогласие с присоединением Крыма. Есть среди артистов и простодушные «государственники», радостно приветствующие «возвращение полуострова в родную гавань». Но большинство (подавляющее) старается никакой позиции публично не выражать. Потому что воссоединение воссоединением, а проблем с визами Евросоюза никому не хочется. Молчание «крымненашистов» тоже можно понять: задорная травля Макаревича многих отрезвила – и теперь они предпочитают в соответствии с советским жизненным опытом поругивать решения власти на кухне, ожидая неминуемых перемен. Вот тогда-то и выскажутся, когда опять станет можно. Даже артисты, приглашаемые для участия в крымских фестивалях, стараются обойти политическую тему стороной: ну выступили и выступили, там тоже люди хотят нас слушать. Отказы от этих приглашений большинство музыкантов тоже объясняет довольно уклончивыми формулировками.
Нужно также заметить, что почти всенародное одобрение присоединения сильно заброшенного курортного полуострова пока категорически не выливается в создание произведений искусства – ну кроме разве что откровенно заказных. Несмотря на все разговоры с высоких трибун о сакральном Херсонесе и древнерусской Тавриде, источником вдохновения для нового поколения художников, готовых встать в один ряд с Александром Грином и Максимилианом Волошиным, Крым не стал. А вдохновение – это такая вещь, что ему очень сложно сопротивляться. Если на художника нападут крымские музы, он не станет раздумывать, стоит ли ему выражать свою позицию по Крыму или лучше потерпеть: вывалит всё, как есть. Но никто ничего не вываливает, потому что музы молчат.
Вот такой момент группа «Ундервуд» выбрала для выпуска своего сингла «Крым». Напомним, что костяк команды составляют два уроженца полуострова Крым с украинскими фамилиями. Место рождения определённо давало господам Ткаченко и Кучеренко право на высказывание любой резкости и любого геополитического окраса. Публика даже замерла в ожидании – что же «Ундервуд» сообщит нам про Крым? От них бы мы что угодно приняли и не поморщились.
Ну что же, самыми громкими в этой песне оказались название и припев, процитированный выше. В остальном литературно одарённые «ундервуды» (чего стоят только две строчки про Папу Римского) заняли неопределённую позицию. В принципе, песня не о том, чей Крым, а об общем фоне, на котором ведутся подобные кухонные разговоры – то есть о том, чему я посвятил первые два абзаца, но у Ткаченко-Кучеренко это выражено в гораздо более абстрактной форме. Волошинского Крыма в песне нет – есть скорее весьма условный Крым социальных сетей.
Больше поражает другое: в тексте употребляется слово «глисты». Учитывая, что этот термин прозвучал и в недавней песне Андрея Макаревича, можно констатировать, что никогда до июля 2015 года в отечественной рок-поэзии глистов так не пиарили.
Алексей Мажаев,InterMedia
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»