«Ундервуд» - «Крым» ***

2015, Navigator Records
«Скажи мне, чей Крым, и я тебе скажу, кто ты», - поёт группа «Ундервуд» в рефрене новой композиции под названием «Крым». Вопрос «скажи мне, чей Крым» - далеко не праздный; это такая актуальная версия извечного вопроса «С кем вы, мастера культуры?» Интересно, что российские мастера культуры по возможности увиливают от прямого ответа на крымский вопрос. Есть, конечно, смельчаки, которые открыто выражают несогласие с присоединением Крыма. Есть среди артистов и простодушные «государственники», радостно приветствующие «возвращение полуострова в родную гавань». Но большинство (подавляющее) старается никакой позиции публично не выражать. Потому что воссоединение воссоединением, а проблем с визами Евросоюза никому не хочется. Молчание «крымненашистов» тоже можно понять: задорная травля Макаревича многих отрезвила – и теперь они предпочитают в соответствии с советским жизненным опытом поругивать решения власти на кухне, ожидая неминуемых перемен. Вот тогда-то и выскажутся, когда опять станет можно. Даже артисты, приглашаемые для участия в крымских фестивалях, стараются обойти политическую тему стороной: ну выступили и выступили, там тоже люди хотят нас слушать. Отказы от этих приглашений большинство музыкантов тоже объясняет довольно уклончивыми формулировками.
Нужно также заметить, что почти всенародное одобрение присоединения сильно заброшенного курортного полуострова пока категорически не выливается в создание произведений искусства – ну кроме разве что откровенно заказных. Несмотря на все разговоры с высоких трибун о сакральном Херсонесе и древнерусской Тавриде, источником вдохновения для нового поколения художников, готовых встать в один ряд с Александром Грином и Максимилианом Волошиным, Крым не стал. А вдохновение – это такая вещь, что ему очень сложно сопротивляться. Если на художника нападут крымские музы, он не станет раздумывать, стоит ли ему выражать свою позицию по Крыму или лучше потерпеть: вывалит всё, как есть. Но никто ничего не вываливает, потому что музы молчат.
Вот такой момент группа «Ундервуд» выбрала для выпуска своего сингла «Крым». Напомним, что костяк команды составляют два уроженца полуострова Крым с украинскими фамилиями. Место рождения определённо давало господам Ткаченко и Кучеренко право на высказывание любой резкости и любого геополитического окраса. Публика даже замерла в ожидании – что же «Ундервуд» сообщит нам про Крым? От них бы мы что угодно приняли и не поморщились.
Ну что же, самыми громкими в этой песне оказались название и припев, процитированный выше. В остальном литературно одарённые «ундервуды» (чего стоят только две строчки про Папу Римского) заняли неопределённую позицию. В принципе, песня не о том, чей Крым, а об общем фоне, на котором ведутся подобные кухонные разговоры – то есть о том, чему я посвятил первые два абзаца, но у Ткаченко-Кучеренко это выражено в гораздо более абстрактной форме. Волошинского Крыма в песне нет – есть скорее весьма условный Крым социальных сетей.
Больше поражает другое: в тексте употребляется слово «глисты». Учитывая, что этот термин прозвучал и в недавней песне Андрея Макаревича, можно констатировать, что никогда до июля 2015 года в отечественной рок-поэзии глистов так не пиарили.
Алексей Мажаев,InterMedia