Сборник «Disco-хиты 80-90-х, Ч. 2» ** (Слушать)
2016, издательство «Джем»
Под амбициозным названием «Диско-хиты 80-90-х» скрываются не Глория Гейнор, Village People, Arabesque и Ottawan, а Клеопатра, «Комбинация», «Твой день» и «Руки вверх», то есть «диско а ля рюсс», иногда называемое также «лоходэнсом» и «кооперативным попсом». Издательство «Джем» в своё время порой судилось со своими клиентами, пытавшимися избавиться от хитро составленных контрактов, и проявляло в этих тяжбах невиданное упрямство. Теперь стало понятно, зачем: чтобы сохранить права на каталог и выпускать вот такие радостно-нелепые сборники, которыми можно иллюстрировать страшилки про «лихие 90-е» или вспоминать не самую героическую молодость. Как ни странно, альбом даёт довольно точный срез поп-музыки 80-х и 90-х, пришедшей со свободным рынком на смену изнемогающей под гнётом худсоветов советской эстраде. Срез местами довольно беспощадный: все более-менее помнят, что была такая ужасная по качеству звучания и репертуару группа «Ласковый май», но то, что были десятки коллективов, неумело подражавших «Ласковому маю», уже практически забыто. Вуаля! Издатель сборника достаёт из рукава группы «Левостороннее движение», «Твой день», «Шан-Хай», какую-то Клеопатру... Тут можно сказать, что выход альбома удачно совпал с появлением в программе «Вечерний Ургант» музыкальной рубрики «Справедливо забытые артисты», только в телешоу они придуманные, а на данном сборнике - настоящие. На фоне «Клеопатры» и «Твоего дня» песни «Комбинации» и «Маленького принца» кажутся более чем адекватным саундтреком эпохи, а «Странные танцы» «Технологии» - вообще шедевром. Рома Жуков представлен песней «Девчонки, мои девчонки», которая должна всерьёз озадачить новое поколение слушателей: озадачивает в основном то, что артист до сих пор востребован, в отличие от многих других «голосов эпохи».
На самом деле сборник довольно познавателен. Тут можно услышать, например, первоисточник песни Quest Pistols «Санта-Лючия»: не все помнят, что её первым записал Игорь Силивёрстов, который тогда был не продюсером, а пробовал себя в качестве артиста. Масса радости ушам доставляют эксперименты исполнителей 80-х с электромузыкальными инструментами: слушая эти заглушающие вокал ритмы и лупы, вспоминаешь то ли басню «Мартышка и очки», то ли поговорку «заставь дурака богу молиться». Многое российская поп-музыка почерпнула у тех артистов, но от дебильного воя синтезаторов за прошедшие годы всё-таки, к счастью, избавилась. Песня «Комбинации» «American Boy» довольно чётко описывает российско-американские эмоциональные отношения: если сейчас придуманная Америка используется пропагандой в качестве идеального врага, то у «комбинашек» она фигурирует в качестве идеального рая - и тоже, естественно, существующего лишь в воображении. Ну а композицию «Левостороннего движения» «Мой номер 2-17-03» можно рассматривать сквозь призму вечного конфликта бедной, но гордой провинции и зажравшейся столицы. Пятизначный номер телефона сейчас скорее вызывает ассоциации с sms-ками, но в 80-е выглядел дерзким выпадом в адрес высоких и важных столиц с их семизначными номерами: мол. у нас тут своя жизнь и свои музыкальные герои.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»