Российские оркестры бесплатно получат ноты от РМС
Пресс-конференция, посвященная запуску масштабного проекта Российского музыкального союза и Национального фонда поддержки правообладателей «Золотой фонд русской симфонической музыки. XX – XXI век», состоялась в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки 11 апреля 2016 года. В дискуссии приняли участие генеральный директор Российского музыкального союза Андрей Кричевский, главный редактор издательства «Композитор – Санкт-Петербург» Светлана Таирова, председатель Гильдии музыкознания Российского музыкального союза Всеволод Задерацкий и художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народный артист РФ Александр Сладковский.
Проект предполагает текстологическую подготовку и компьютерный набор партитур и оркестровых голосов выдающихся симфонических произведений ХХ – XXI века с целью изготовления электронных версий оркестрового материала и дальнейшей безвозмездной передачи дисков библиотекам отечественных концертных организаций и симфонических оркестров.
— Проект РМС особенно важен, потому что советский период истории сегодня стирается из общественный памяти. Речь идет о целых собраниях сочинений, которые представляют существенную часть европейской музыкальной культуры,— отметил во вступительным слове Всеволод Задерацкий. — Создание электронной базы шедевров русской симфонической музыки 20 столетия не только дает оркестрам возможность их исполнения, но и одновременно является подсказкой и своеобразной просьбой к к тем, кто стоит за пультом и определяет культурную политику в своем коллективе и культурном пространстве.
Светлана Таирова в свою очередь пояснила, почему выбор создателей «Золотого фонда» пал именно на симфоническую музыку советских авторов. По словам главного редактора издательства «Композитор – Санкт-Петербург», отечественная культура знает немало случаев, когда «яркие самобытные творцы подвергались травле на родине, а их произведения — запрету».
— Это касалось всех областей искусства, но в самом плачевном положении находилась именно симфонические музыка. Сольные произведения можно было послушать в самой камерной обстановке, но для симфонических произведений необходим оркестр, зал, утверждение программы, которая должнабыла пройти через цензуру, — рассказала она, отметив, что по причине своей масштабности симфонических произведений их публикация не укладывалась в планы издательств. — Проект РМС преследует две цели — найти и сохранить выдающиеся творения русских симфонистов ХХ века, а также обеспечить оркестры готовым музыкальным материалом.
Участники конференции подчеркнули, что в противовес европейским правилам (за получение напрокат оркестровых нот коллективы платят тысячи евро) РМС дарит российским коллективам право пользоваться «Золотым фондом» на безвозмездной основе. Однако при этом не стоит забывать, что ныне живущим композиторам и наследникам авторов, ушедших из жизни менее 70 лет назад, по российскому законодательству полагаются отчисления за публичные исполнения их сочинений.
Первая партия партитур будет выпущена уже к концу 2016 года, в нее войдут 10-я симфония Николая Мясковского, 1-я симфония Александра Локшина, концерт Всеволода Задерацкого, «Данте-симфония» Бориса Тищенко и концерт для флейты Андрея Эшпая.
— Создание электронной библиотеки — это колоссальный стимул для молодого поколения, — отметил Александр Сладковский. — Глобальное значение имеет то, что «Золотой фонд» — это не просто возвращение традиций, но и стимул для молодых композиторов продолжать писать.
Слова поддержки проекту также высказали композитор Сергей Слонимский и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский.
— «Золотой фонд русской симфонической музыки. XX – XXI век» представляется мне наиболее существенным явлением за последние десять лет в музкально-издательской сфере, — отметил в видеообращении Сергей Слонимский. — Таким образом закрывается большое количество белых пятен в истории отечественной музыки, ведь очень много выдающихся произведений по совершенно несправедливым причинам оказались не только невостребованными, но даже неопубликованном. Очень радостно, что РМС и издательство «Композитор – Санкт-Петербург» проявили такую ценную инициативу, надеемся, что проект даст справедливый и плодотворный для нашей истории результат.
— Проект РМС по созданию электронной базы нот представляется мне крайне важной и своевременной инициативой, — поддержал коллегу Владимир Юровский. — Мы живем в эпоху, когда ноты распространяются со скоростью света и композитор может прислать исполнителю ноты из любой точки мира — например, по электронной почте. Когда же речь заходит о музыке, написанной в советский период, мы упираемся в сложнейшую проблему: нот либо нет — они не напечатаны и существуют только в виде рукописей в семейных архивах авторов, либо находятся в ужасающем состоянии. Инициатива РМС — абсолютное спасение для отечественной музыки. Хочется верить, что библиотека электронного фонда будет расти с каждым годом!
Фото: Евгения Исхакова
Умер Вадим Мищук
Российский бард Вадим Мищук скончался 6 января 2025 года в возрасте 68 лет. О его смерти сообщили в соцсетях друзья покойного, а также сайт Грушинского фестиваля.
- Очень горькие новости. Сегодня не стало нашего друга — Вадима Мищука, - сообщается в некрологе. - Мы ждали Вадима на Зимний Грушинский, но судьба распорядилась иначе. Будем помнить всегда. И петь песни с его гениальной музыкой.
Вадим Мищук родился в Риге 5 июля 1956 года. Вместе со старшим братом Валерием (он умер от рака в августе 2022 года. – Прим. «ИнтерМедиа») они были лидерами рижского ансамбля «Домино». С 1989 года Мищуки регулярно выступали как дуэтом, так и поодиночке, а также в составе бардовского ансамбля «Песни нашего века» и в составе трио «Под мухой» с Леонидом Сергеевым. За годы творческой деятельности выпустили около десятка альбомов с песнями на собственные стихи, а также на стихи русских поэтов самых разных поколений. После смерти Валерия Вадим продолжил сольную карьеру и выступления в проекте «Песни нашего века».
Bad Bunny выпустил альбом и фильм «Debí Tirar Más Fotos», посвященный Пуэрто-Рико
Релиз нового альбома Bad Bunny «Debí Tirar Más Fotos» (переводится с испанского как «Я должен делать больше фото») состоялся 5 января 2024 года. В шестую студийную пластинку пуэрториканского музыканта вошли 17 треков, в которых он отдал дань своей родине. Некоторые из них являются коллаборациями с местными артистами - Chuwi, Dei V, Omar Courtz, Pleneros de la Cresta и RaiNao.
- Я мечтал об этом альбоме годами, и увидеть, как он воплощается в жизнь, принесло мне огромное счастье, — говорит он. - Я всегда был честен со своими подписчиками, и благодаря этой новой работе они продолжат узнавать обо мне больше, поскольку я тоже узнаю больше о себе. Этот альбом — результат опыта, который помог мне лучше узнать себя, даже узнать ритмы, которые мне больше всего нравятся — те, которые мне действительно нравится петь и создавать. Я пуэрториканец, я карибец, и моя музыка, моя культура, история моей страны текут по моим венам, от плены до реггетона. На пике своей карьеры и популярности я хочу показать миру, кто я, кто такой Бенито Антонио и что такое Пуэрто-Рико.
Накануне выхода альбома «Debí Tirar Más Fotos» Bad Bunny выпустил одноименный короткометражный фильм, который снял сам как режиссер и сценарист в соавторстве с Ари Маниэлем Крузом Суаресом. Главную роль в 13-минутном ролике сыграл пуэрториканский кинорежиссер Хакобо Моралес, который рассказывает о своей жизни мультяшной лягушке по имени Кончо (озвученной Кеннетом Каналесом). Можно увидеть, как Моралес показывает Кончо старые фотографии, прежде чем прогуляться по своему району и попытаться заказать кубинский сэндвич в облагороженном ресторане, где он когда-то знал первоначального владельца.
Обзор: «Новогодний Пушной: итоги года, комментарии хейтеров, конкурс»
2024, Александр Пушной.
Во второй части выпуска Александр Пушной экспрессивно напоминает своим зрителям о том, что его канал называется «Александр Пушной», а не, например, «Металлические группы». Именно поэтому шоу не придерживается какого-то формата, а рассказывает о том, что интересно именно Александру. Пушной, кстати, посетовал, что про все свои любимые группы уже рассказал, так что в новом году, видимо, будет снимать выпуски про рыбалку, автомобили и кулинарию.
Новогодняя программа на канале Пушного тоже не похожа на другие новогодние программы, поэтому выглядит как минимум свежо. Александр перечисляет главные музыкальные новости 2024-го, отвечает на послания хейтеров и в качестве новогоднего подарка публикует некоторые фрагменты, не вошедшие в предыдущие выпуски. Новости года в изложении Пушного выглядят весьма эмоционально: так, рассказывая о новой солистке Linkin Park, Александр советует поклонникам группы ничему не учить Майка Шиноду, а в обзоре нового альбома Deep Purple настоятельно рекомендует обратить внимание на нового гитариста Саймона Макбрайда, который вживую играет блэкморовские партии лучше, чем сам Блэкмор в студии. Пушной также хвалит одну песню с новой пластинки «Секрета» и размышляет о феномене неизданных песен Beatles.
Беседа с хейтерами – самый драйвовый раздел выпуска. Примечательно, что ведущий в принципе соглашается со всеми претензиями, поступающими ему в письмах и комментариях. Пушной действительно порой поёт в выпусках мимо нот, но не переписывает неудачные дубли ради «живости подачи», а вообще-то его слух «далёк от абсолютного». Кроме того, Александр в очередной раз объяснил, что не собирается рассказывать о группах, которые сам не любит. Единственное исключение он сделает для многострадальных Black Sabbath: Пушной пообещал лично внимательно ознакомиться с их творчеством и через 20 лет таки снять про них выпуск. В ответ на эмоциональное послание от металлиста, который был фрустрирован передачами про ABBA и «Руки вверх», Александр Пушной сделал чистосердечное признание: на самом деле он не тру-металлист, он слушает всё, даже одну песню Майли Сайрус.
Новогодние подарки от Пушного зрителям выглядят весьма странно – это кусочки, не вошедшие по хронометражу в предыдущие передачи. В принципе, их и в эту можно было не вставлять, не зря же их уже один раз вырезали. Тем не менее лихой разбор текста песни Майли Сайрус «Flowers» должен вас порадовать – или сподвигнуть на возмущённое послание Пушному, который неправильно понял смысл произведения.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»