Фёдор Чистяков: «В обычном состоянии я хожу «никакой», сижу в углу»

ОБ АЛЬБОМЕ «БЕЗ ДУРАКОВ»
- Процесс его записи был максимально натуралистичным. Мы старались избегать всяких спецэффектов, он звучит на мастерстве музыкантов. Там все абсолютно натурально, честно, поэтому — без дураков.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПЕСЕН «НОЛЯ» НА КОНЦЕРТАХ
- Долгое время для меня все это было очень близко, очень важно, и мне не хотелось опять попадать в эти рамки. А потом просто перестал к этому относиться как к чему-то личному. Мы даже смеялись, что у нас хорошая кавер-группа: можем Pink Floyd сыграть, а можем и Федора Чистякова. Легко!
О СВОЁМ УХОДЕ ИЗ МУЗЫКИ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В СЕРЕДИНЕ 2000-Х
- Я сейчас готовлю документальный фильм «Выше ноля», в котором как раз пытаюсь объяснить этот вопрос, в том числе и самому себе. Там был ряд причин. В целом меня не устраивал тот шоу-бизнес, который у меня получался на тот момент. Это как-то не согласовывалось у меня внутри. И кроме того, у меня всегда было чувство, что я какой-то заложник музыки и что я занимаюсь ею не потому, что я хочу это делать, а потому, что мне просто некуда деться. И с 2005 года я начал освоение всяких мультимедийных технологий, научился делать видео, аудио, сайты и много других интересных вещей. Прошло примерно пять лет, и я стал чувствовать себя немного другим человеком. Я много работал в это время с другими музыкантами, но уже скорее как обслуживающий персонал — как саундпродюсер или специалист по видео. И я в это время многое понял. Я посмотрел на процесс со стороны. Все-таки художник или артист смотрит на все через призму самого себя, собственных взглядов, и это не объективно. А когда я посмотрел на все это с другой стороны, помню, меня очень долго это даже веселило. Я понимал, что я начинал давать людям те советы, которые мне давали раньше, но я не хотел их слушать. Я сам дошел до того, что надо делать именно так. Возвращение в 2009 году было моим решением. И по сей день я остаюсь в этом, потому что чувствую, что это то, чем мне нужно заниматься.
О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ ВСЕГО
- Переосмыслить нужно было очень многое. Здесь был не один какой-то фактор, а множество. Например, как я недавно понял, одним из сильнейших факторов было то, что моя карьера в группе «Ноль» закончилась, когда в 1991 году моя мать перестала ходить и я осознал, что мне просто придется за ней ухаживать. Тут у меня и полетело все. Все заграницы, все возможности новые — все похоронилось. И вся жизнь вообще. Потом я очень долго пребывал в этом состоянии. Можно сказать, что наверное ты должен выбрать, кем ты хочешь быть: либо ты хочешь жить жизнью рок-звезды, либо — сиделки в госпитале. Мне было очень трудно совмещать эти вещи, у меня было очень подавленное состояние, депрессивное, которое не способствовало самоотдаче на сцене. Поэтому мне всегда не хотелось играть, я чувствовал себя плохо. Это тоже один из факторов, который на меня влиял, как я сейчас понимаю. Потому что сейчас я себя чувствую совершенно по-другому. Несмотря на то, что и возраст уже такой не очень молодой. Но, тем не менее, мне сейчас лучше, чем раньше. Мои открытия в области религии — это то, что помогло мне вообще не исчезнуть. Потому что было на самом деле очень тяжело.
О СВОЁМ УЧАСТИИ В СЕКТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ И ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ ОКРУЖАЮЩИХ
- У нас очень сильно развивают различные фобии к различным группам людей, и религиозная нетерпимость тоже цветет хорошо, красиво. Один из ярких моментов был со стороны НТВ. До 2009 года я иногда давал интервью в различных программах, где я рассказывал о своих убеждениях. Нельзя сказать, чтобы хорошо относились, но нормально, а иногда даже доброжелательно. Была такая программа «Главный герой», так мне даже разрешили сходить в «Кресты» поговорить с заключенными о Библии. А потом на НТВ мне предложили сняться в одной передаче. До этого у меня был негативный опыт с ними, я сказал, что больше не буду с ними работать, но журналист объяснил, что у них поменялась редакция, те люди ушли, а у новых исключительно благие намерения сделать фильм о религиозной жизни в стране, о многообразии взглядов. А вышла передача под названием «ЧП-расследование. Осторожно: Свидетели Иеговы». В ней из моего интервью не было взято вообще почти ничего. Продемонстрировали клип «Ноля» на «Песню настоящего индейца», где у меня разукрашено лицо, и звучал примерно такой текст: «человек, сидевший в тюрьме, убийца и наркоман теперь проповедует о Библии. Что он хочет сказать нам?» и так далее. И этим занимаются федеральные каналы. Что тут говорить о простых людях. Недавно умерший Принс был свидетелем Иеговы. Это к вопросу, что я такой не один. На меня неоднократно оказывалось давление в плане того, почему я не православный. Сейчас активно ведется борьба с сектантами, экстремистами и прочими уродами (смеется). И укрепляется духовность страны, а какого она качества и свойства, это уже у каждого свое мнение.
О ТОМ, НЕ БОИТСЯ ЛИ ОН УСИЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ
- Есть очень сильная вероятность, и она абсолютно реальная. Я не уполномочен освещать такие вопросы, но сейчас много интересного происходит в этой сфере. Одним из выдающихся дел за последнее время было задержание партии «Перевода нового мира» (перевод Библии Свидетелей Иеговы — прим. «Ленты.ру»). Он отправлен на проверку на экстремизм и находится под судом.
ОБ ОБСУЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ВОПРОСОВ С ДРУГИМИ МУЗЫКАНТАМИ
- Разумеется, в том или ином виде мы когда-то о чем-то разговариваем, хотя в принципе мы все уже давно знакомы, и можно сказать, что мы уже когда-то все о чем-то поговорили. И все прекрасно понимают, кто про что и кто о чем. Сейчас мы про это уже не разговариваем.
О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ «ВЫШЕ НОЛЯ»
- Это архивы и воспоминания. В связи с выходом нового альбома и началом новой музыкальной жизни надо закрыть какой-то пройденный период.
О ВЫСТУПЛЕНИЯХ И УСТАЛОСТИ
- Музыка — это, конечно, очень сильная вещь, и я очень люблю выступать и чувствую большую отдачу от этого процесса. Что касается усталости и прочего, такие вещи присутствуют, потому что мы все устаем и подвергаемся большим нагрузкам. Специфика моей работы такова, что мне нужно аккумулировать энергию, а потом ее выбрасывать. И у меня нет какого-то интереса или желания разбрасываться ею по мелочам. Поэтому в обычном состоянии я хожу «никакой», сижу в углу. Ну а когда выхожу на сцену — начинаю действовать.
О ТОМ, КТО ОКАЗАЛ НА НЕГО ВЛИЯНИЕ
- Наверное, таких много, но мне особенно хочется вспомнить Тони Шеридана. Это человек, у которого The Beatles играли в Гамбурге в качестве аккомпанирующего состава. Он несколько раз приезжал в Россию. Волею определенных обстоятельств мне посчастливилось поснимать и его, и его концерт. Благодаря ему я познакомился с группой «Кафе» — музыкантами, с которыми я сотрудничаю сейчас. Они тогда выступали как его аккомпанирующий коллектив. И с ним удалось пообщаться. Этот человек произвел очень сильное впечатление. Он, что называется, звезд с неба не хватал: The Beatles — это The Beatles, а он где? Уже в возрасте, со своими болезнями, но человек такой совершенно жесткой внутренней организации и по-своему мужественный. Когда он выходил на сцену, никто бы не сказал, что ему 70 лет. Он реально отрабатывал концерт, и глядя на него, я понял, что надо меньше ныть (смеется).
О ТОМ, КАК «НОЛЬ» ВОСПРИНИМАЛИ НА ЗАПАДЕ
- Мы не так чтобы очень много гастролировали на Западе. Поездки за рубеж пришлись в основном на конец 1980-х и начало 1990-х годов. Это было время повышенного интереса к России и русской культуре. В целом люди реагировали хорошо. Сейчас иногда на концерты приходят иностранцы, они хорошо воспринимают. Они слышат музыку, а не текст. Но с другой стороны, все равно все эти темы, менталитет, юмор — это понятно только нам. А кроме того, для того чтобы начать работать на зарубежную публику и выяснить, в чем люди нуждаются, что могло бы им понравиться и как сделать этот продукт, чтобы он воспринимался адекватно, нужны опыт и практика, которых пока нет.
О ЖЕЛАНИИ ЭКСПОРТИРОВАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ
- Не могу сказать, что я принципиально против, но это не так просто организовать. Я участвовал в проекте «Аккордеон Рок», где на четырех баянах игрались каверы на западную рок-музыку. Проект получает очень хорошие отклики на YouTube, у его страницы много подписчиков, и это иностранцы. Но одно дело получать подписчиков в YouTube, а другое дело взять это и куда-нибудь вывезти — это все очень дорого и сложно, и пока с этим еще не получилось.
О СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МУЗЫКЕ И ИНДУСТРИИ В ЦЕЛОМ
- Только скажу про «Наше радио», что мы отправили им наш последний альбом еще до релиза, но получили ответ, что они не нашли ни одной подходящей композиции для своего эфира. Я думаю, что это диагноз.
(Александр Зайцев, «Лента.ру», 16.06.2016)
Обзор: «Самая вирусная песня года про бобра. Реакция профессионального вокалиста»

2025, Umanchannel.
Вокальный разбор песни Славы Скрипки «Бобр», по моему разумению, должен был оказаться чем-то вроде одной из курёхинских мистификаций. Я ожидал, что в студии человек с музыковедческим лицом будет полчаса рассказывать о «супервысокой тесситуре» и «страдающем обертональном ряде», изо всех сил стараясь не «расколоться» (а расколется только в финале). Потому что «Бобр» - это песня-мем. Ну о каком вокале там вообще можно говорить?
Однако Александр Уманчук издеваться над «Бобром» и Славой Скрипкой даже и не думал. Он совершенно искренне похвалил исполнителя и песню, которая ему очень понравилась. «Бобр» понравился профессиональному вокалисту, вы слышали? А вам всё хиханьки да хаханьки. Уманчук предположил, что перед окончательной публикацией акустическую версию «Бобра» чуть «подтюнили», однако и имеющиеся в распоряжении записи живого исполнения говорят о том, что Слава Скрипка поёт своим супервысоким тенором очень чисто. Может быть, в его голосе не так много красок, но как вокалист он более квалифицирован, чем было бы необходимо для записи сугубо шуточной мемной песни. Уманчук сравнивает пение Славы Скрипки со Славой Марлоу, а шапки участников дуэта Slava Skripka – с имиджем группы «Грибы» времён хита «Тает лёд», в общем, даёт вовсе не пародийный, а вполне серьёзный доброжелательный обзор. Впрочем, аргументированную критику этого произведения искусства я бы тоже послушал с интересом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Московские организаторы мероприятий просят мэра отменить именные билеты

Ведущие организаторы театрально-концертных мероприятий Москвы отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Агентство «ИнтерМедиа» публикует его полный текст.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Направляем Вам коллективное письмо от ведущих организаторов театрально-концертных мероприятий Москвы. Наша деятельность обеспечивает более 50% всей театрально-концертной жизни столицы.
20 ноября 2024 года Правительством Москвы опубликовано постановление 2638-ПП «О проведении пилотного проекта, предусматривающего особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях города Москвы». В соответствии с указанным постановлением, в целях повышения уровня безопасности граждан при проведении культурно-зрелищных мероприятий в период с 01 декабря 2024 года по 31 декабря 2025 года проводится Пилотный проект, предусматривающий особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на концертных и театральных площадках государственных московских учреждений культуры. В период действия Пилотного проекта распространение (реализация) билетов и абонементов участниками Пилотного проекта на мероприятия, а также посещение данных мероприятий осуществляются на основании документов, перечень которых утверждается Департаментом культуры города Москвы. Участниками Пилотного проекта являются государственные учреждения города Москвы театрального, концертного и культурно-досугового типов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Москвы. Список учреждений участников Пилотного проекта утвержден Приказом Департамента культуры города Москвы (ДК) 926/ОД от 21.11.2024.
Новые правила распространяются на все мероприятия, проводимые на площадках учреждений участников Пилотного проекта с 15 марта 2025 года. Все билеты на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, становятся именными. Это означает, что посетить мероприятие может только Посетитель, чьи имя, фамилия и отчество (при наличии) указаны на бланке билета (электронного билета) и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность Посетителя. Приобретение билетов на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, возможно только при условии предъявления одного из документов, удостоверяющего личность каждого зрителя. Это касается мероприятий, проводимых как государственными учреждениями культуры, так и коммерческими организациями, т. е. нами.
В связи с особой актуальностью для нас темы именных билетов в театрах и концертных залах, необходимо отметить, что данная мера может повлечь за собой ряд негативных последствий для зрителей и культуры в целом, а именно:
1. Проблемы с персональными данными: Хранение и управление персональными данными зрителей создаёт риски утечки информации, что может повлечь за собой уголовную ответственность за нарушение законодательства (лицам, нарушившим требования Закона № 152-ФЗ, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но и гражданско-правовая и даже дисциплинарная).
2. Упущенные возможности для детских мероприятий и групповых посещений: Система именных билетов делает невозможным организацию массовых мероприятий для детей, включая школьные и дошкольные группы, что снижает доступность культурного досуга для молодежи. При коллективном посещении мероприятия, например, классом, далеко не каждый родитель доверит своему ребенку единственный документ - свидетельство о рождении, а введение системы именных билетов приведет к снижению числа групповых заявок от организаций, что уже негативно сказывается на общих продажах.
3. Ограничения на подарки: Именные билеты не могут быть подарены или переданы другим лицам, что уменьшает возможность зрителей выбирать билеты в виде подарков, а это делают многие зрители, также возникают проблемы в случаях непредвиденных обстоятельств или болезни.
4. Увеличение времени контроля билетов: Процесс проверки именных билетов требует большего времени на вход, что приводит к образованию очередей и повышает риск скопления людей на улице, ставя под угрозу безопасность посетителей.
5. Снижение зрительского интереса: По опыту пандемии, когда зрители сталкивались с ограничениями по посещению мероприятий, введение именных билетов уже сейчас показывает снижение продаж почти на 70%. Это приведет к финансовым потерям и для нас и для учреждений культуры. Зрители предпочитают избегать покупку именных билетов и выбирают мероприятия в залах, не требующих персональных данных, благо в Москве есть коммерческие и федеральные залы, не входящие в этот Пилотный проект. Потенциальные убытки бюджета города Москвы от снижения спроса на аренду площадок Пилотного проекта могут составить миллиарды рублей в год, так при 10000 арендных мероприятий бюджет Москвы недосчитается 7 млпд рублей.
6. Экономические потери для учреждений культуры: Театры и концертные залы участники Пилотного проекта теряют конкурентоспособность по сравнению с государственными и частными площадками. Например, силами наших компаний в Москве проводится более 2 000 мероприятий в год, общая цена аренды составляет более 2 миллиардов рублей – это прямые потери бюджета учреждений культуры Москвы.
Уже сейчас мы видим, что введение именных билетов отпугивает потенциальных покупателей. Если введение именных билетов в театрах и концертных залах рассматривается как мера обеспечения безопасности, то существует альтернативное решение, которое может удовлетворить те же потребности без необходимости введения таких жестких мер. К примеру, установка камер распознавания лиц в зрительных залах, сканирование документов на входе. Это позволит идентифицировать посетителей в режиме реального времени и обеспечит контроль за безопасностью зрителей. Данная мера может обеспечить более высокий уровень безопасности, сохраняя при этом удобство для посетителей, которые не будут ограничены необходимостью предъявления именных документов.
Исходя из вышесказанного, обращаемся к Вам с просьбой предложить руководству Москвы рассмотреть или найти альтернативу введения именного билета.
Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей могли наслаждаться театральным и музыкальным искусством Москвы. Уверены, Ваша поддержка в этом вопросе неоценима».
С уважением,
Генеральный директор ООО «МОСКОУ ШОУ» Облучков П. В.
Генеральный директор ООО «ШоуАрт Лайф» Подлявская С. А.
Генеральный директор ООО «ВИП-Концерт» Шибагутдинов И.Е
Генеральный директор ООО «Оркестра» Бутримов С.Б.
Генеральный директор ООО КА «Гранд Мюзика» Гафурова Ш.О.
Генеральный директор ООО «Аметист» Зайцев Е.Л
Генеральный директор ООО «Национального концертного агентства» Муратова С.М
Генеральный директор ООО «МСМ» Скрастин А.О.
Общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий при Президенте Россий
«Мессию» Генделя переиздала «Мелодия» к юбилею композитора

«Фирма Мелодия» к юбилею Георга Фридриха Генделя переиздала в цифровом формате ораторию «Мессия». 23 февраля 2025 года исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — немецкого композитора, одного из величайших авторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом, и для истории музыки это три равновеликие фигуры, а для современников наиболее популярным из них был Гендель. Наследие Генделя обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
«Фирма Мелодия» в юбилейный год издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов. Ромен Роллан писал о «Мессии»:
- В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. «Мессия» стал одним из первых сочинений ораториального периода, во время которого Гендель работал преимущественно с библейскими сюжетами и мотивами.
Ораторию «Мессия», написанную необыкновенно быстро, за 24 дня, ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением. Гендель был не первым музыкантом, кто воплотил образ Иисуса Христа как проповедника. Однако его оратория ломала традицию: композитор не стал изображать смиренного праведника и почти отказался от самой фигуры главного героя.
Произведение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в обработке Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. В настоящем альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша.