Рецензия: «Жена смотрителя зоопарка» ****

Пресс-показ фильма «Жена смотрителя зоопарка» состоялся в кинотеатре «Формула кино на Лубянке» 4 апреля 2017 года. Режиссер: Ники Каро. В ролях: Джессика Честейн, Йохан Хелденберг, Даниэль Брюль и Майкл МакЭлхаттон. В России фильм выходит в широкий прокат 13 апреля 2017 года.
«Жена смотрителя зоопарка» – это история подвига смотрителей Варшавского зоопарка Антонины и Яна Жабинских, которые во время оккупации Польши нацистской Германией дали убежище более чем 300 евреям. Ежедневный риск и опасность осложнялись взаимоотношениями с бывшим другом семьи, а ныне высокопоставленным нацистским чиновником и главным зоологом Лутцем Хеком, влюбленным в Антонину. Личные дневники главной героини легли в основу книги Дианы Акерман, а затем и киносценария.
«Жена смотрителя зоопарка» – неожиданный и замечательный пример феминизма в хорошем смысле этого слова. Антонина – это правильно снятый сильный женский персонаж. Она сама принимает сложные решения, проявляет силу воли и решительность, но при этом остается живым человеком (а не какой-нибудь Мэри Сью или Рэй из «Пробуждения силы»). Она не в силах спасти всех и легко развести проблемы руками, она сомневается, боится и не всегда оказывается готовой к возникающим трудностям, но все ж делает все, что в ее силах. Джессика Честейн, взявшая на себя эту роль, лишний раз доказала, что она очень талантливая актриса, но и режиссеру (к слову, женщине) тут отдельное спасибо за полноту раскрытия персонажа.
Нацистская жестокость в фильме предстает под новым углом. Поскольку действие происходит в зоопарке, нам показывают не только людей, но и животных. Зверства по отношению к ним становятся шоком не только для главной героини, которая ухаживала за своими любимцами много лет, но и для зрителя. Снято все так, что даже сцена спаривания бизонов, проводимая Хеком, – нормальная селекционная практика у зоологов тех лет, когда искусственное осеменение еще не придумали – выглядит, как натуральное изнасилование. Что уж говорить обо всем остальном!
В остальном же история Антонины довольно типична, хотя это и нельзя поставить ей в минус. Она цепляет примерно так же, как это делают «Список Шиндлера», «Пианист» и «Сын Саула». В меру сентиментальный, в меру пафосный, в меру умный фильм до мелочей просчитан и сбалансирован. При этом он не выглядит шаблонной коммерческой слезовыжималкой, а умудряется глубоко впечатлить любого, даже самого циничного зрителя. Во времена, когда отвага и самопожертвование как никогда актуальны, такой фильм как раз кстати.
Павел Соломатин, InterMedia