Тилль Линдемман: «Певцом не может, а должен стать каждый!»

О ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
– Я родился и вырос в ГДР, так что в моей школе ее, конечно, преподавали. Александр Пушкин, Лев Толстой, Максим Горький, Михаил Шолохов... Нам давали читать только идеологически корректные произведения, а вот прогрессивных русских писателей мы не проходили. Я подозревал, что от нас что-то скрывают (смеется). Но в конце 80-х годов под влиянием перестройки все начало меняться. Многие недоступные вещи стали доступными. В том числе книги. Времени на наверстывание упущенного было мало, но я старался. Больше всего мне запомнились произведения Чингиза Айтматова и Михаила Булгакова. Обожаю «Мастера и Маргариту»!
О РУССКОЙ ПОЭЗИИ
– Люблю Высоцкого. Сильные, пронзительные строки. Один из моих друзей был женат на русской. Его супруга часто приглашала меня на пельмени. Унее была гитара, и она пела Высоцкого.
О БОЯЗНИ ЧИТАТЬ СВОИ СТИХИ
– Когда играет музыка, и ты поешь – это одно. А когда пытаешься продекламировать свой стих в абсолютной тишине – совершенно другое. В моей ситуации это выглядит как-то... глупо. Тем более у меня есть детская травма, комплекс. С ужасом вспоминаю, как нас в школе вызывали к доске и заставляли читать вслух стихи Гейне или Шиллера. Бр-р-р.
О ПРОЗЕ
– Она дается мне с трудом. Стихи рождаются, и вот они. А проза... Тут нужно воскрешать в себе какие-то эмоции и методично переносить их на бумагу. Это требует очень много энергии.
О РОССИЙСКОМ ЗАПРЕТЕ МАТА В ИСКУССТВЕ
– Я точно не противник ругательств и даже знаю несколько слов на русском. Но всего должно быть в меру. Взгляните на современных исполнителей в стиле R’n’B или хип-хоп. Там у них через каждое слово ... (раз десять повторяет расхожее неприличное слово из английского языка). Ненормативная лексика, как специя – с ней важно не переборщить. Но ее грамотное применение только усилит выразительность произведения.
О ТОМ, КЕМ ВИДИТ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
– Ох... Вижу себя в составе маленького дуэта – это я и клавишник Rammstein Кристиан Флаке Лоренц. Перед нами стоит огромное пианино, и мы исполняем французский шансон (смеется).
О ДЕСЯТИЛЕТНЕМ ВНУКЕ ФРИЦЕ
– Он фанат группы Rammstein. Ходит на наши концерты и собирает браслетики с каждого – у него уже целая коллекция. Поверьте, Фриц гордится дедушкой и даже приветствует меня, показывая «козу».
О ТОМ, НУЖНЫ ЛИ ВОКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПЕВЦОМ
– Певцом не может, а должен стать каждый! Пойте на здоровье.
О ВОЗМОЖНОМ ПОЛУЧЕНИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
– На самом деле я бы с удовольствием запросил российское гражданство. Но не для того, чтобы укрыться от уплаты налогов, как Депардье, – налоги очень важны для бюджета страны и для развития государства! Я бы сделал это из чисто практических соображений. Например, чтобы не надо было каждый раз проходить все эти сумасшедшие процедуры по оформлению визы... Чтобы каждый мог пригласить меня в Россию, и мне не приходилось мучиться из-за всевозможных бюрократических проволочек.
(Максим Сю, «Комсомольская правда», 22.06.17)