Рецензия: документальный фильм «Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя...» **** (Видео)

Документальный фильм «Муслим Магомаев. Нет солнца без тебя...» (2017, «Медиа Конструктор», режиссёр - Александр Тяпов) был показан на Первом канале 22 октября 2017 года.
С одной стороны, ингредиенты все привычные: кадры хроники, музыкальные фрагменты, кусочки старых интервью плюс воспоминания вдовы, друзей и коллег - и всё это бойко смонтировано, чтобы, сохранив темп, постараться сказать обо всём. С другой стороны, если старые рецепты позволяют создать вкусный продукт, почему бы их не использовать раз за разом? Классикой и профессионализмом кашу не испортишь, что лишний раз доказывает новая документалка Первого канала. К слову, сценаристом фильма про Муслима Магомаева была та же Мироника Март, которая писала сценарий и для показанной днём ранее ленты про Пелагею. Автору вновь удалось выдержать баланс, не переперчив и не «пережелтив», чтобы фильм рассказал о гении уважительно и сдержанно, не срываясь в дешёвый драматизм. А ведь биография Магомаева предоставляет кинематографистам немало соблазнов для задушевно-трагических интонаций: чего стоит только внезапный переезд в детстве в Вышний Волочёк, куда его тайно увезла из Баку служившая там в театре мама. Через год влиятельные родственники по линии отца вернули Муслима в Азербайджан, но о музыкальной школе Волочка и преподавательнице фортепиано он сохранил много добрых воспоминаний - и в фильме об этом тоже рассказывает с некоторой даже нежностью. Бешеный успех молодого Магомаева у фанаток обозначен пунктирно, о дочери от раннего брака и о годичном запрете на выступления рассказано без драмы, и даже безвременный уход артиста не стал для рассказчиков поводом сорваться в слезливость.
История любви Муслима Магометовича и Тамары Синявской в фильме получилась очень светлой, но при этом не идеальной, а реальной и земной. В лице Тамары Ильиничны, которая лучше всех знает своего мужа, документалисты к тому же нашли великолепного рассказчика. Это чистое удовольствие - слушать, как она говорит про Муслима, то рассказывая истории из жизни, то лучше профессиональных музыковедов объясняя феномен его таланта. При этом Тамара Синявская сохраняет невероятное достоинство и выдержку, ни разу не позволяя себе предстать в амплуа безутешной вдовы. «Сейчас мне помогает Муслим. Потом, когда вы уйдете, станет сложнее», - вот единственный намёк на то, что горе Тамары Ильиничны ещё не пережито.
Синявская говорит, что в голосе Магомаева гармонично сочетались бархат и сталь. Многочисленные видеофрагменты с его пением подтверждают это, а воспоминания Юрия Энтина об озвучке «По следам Бременских музыкантов» ещё расширяют творческий диапазон артиста. Магомаев спел за Трубадура и Атаманшу, но не знал, как подступиться Гениальному Сыщику. «Какой у него голос?» - спрашивал он Геннадия Гладкова. «Наждачный», - ответил композитор. Этого слова Магомаеву хватило для создания голосом неповторимого и узнаваемого образа.
Первый канал хитроумно поставил в сетку вслед за этим фильмом телеверсию концерта в честь 75-летия со дня рождения Муслима Магомаева. Там песни из его репертуара исполняли многие достойные артисты - на контрасте с оригинальными версиями это отлично подчеркнуло уникальность дарования Магомаева.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на сингл HammAli & Navai «Оттепель»: Пантомима с гильотиной

2025, Lotus Music, under exclusive license to Ovokacho
Оценка: 7 из 10.
Разгадав однажды секрет хита, HammAli & Navai решили придерживаться этой тактики. Практически все их новинки построены по известной схеме: лирический куплет Navai, припев Navai, суровый куплет HammAli, припев HammAli, совместный припев. Иногда с припева песня начинается, как «Оттепель». Припев должен быть достаточно нежным и мелодичным («знаешь, на душе моей уже весна-оттепель, ты была моей родной, для тебя я кто теперь»), речитативный кусок заявляет какую-то проблему в поведении влюблённых или экс-влюблённых («пока ты зависаешь в випках ресторанов, кафе-барах и в квартирах, из которых я тебя вечно забирал»), а низкий голос HammAli добавляет контраста и неоднозначности («я причинял тебе несчастье, я по ходу в этом мастер, я всё хочу переписать - дайте срочно ластик»).
Желающие могут попробовать разобраться, поют ли артисты от лица одного лирического героя или у них там какой-то сложный треугольник. По крайней мере Navai скорее осуждает девушку, которая где-то там зависает, а HammAli больше сам извиняется за «причинённое несчастье». В общем, как пишут в статусах соцсетей, «всё сложно». Вероятно, песня написана просто для настроения, а не для того, чтобы её текст подвергали какому-то анализу. Припев довольно цепляющий, брутальное пение HammAli в наличии – что ещё нужно, чтобы трек в такой комплектации стал хитом?
И всё же «Оттепель», судя по отсутствию её в чартах, слушателям не очень «зашла» - наверно, они предпочитают переслушать «Птичку» или «Прятки». А её текст местами озадачивает, и это не просто набор слов, иначе там не использовались бы такие сложные образы, как пантомима и гильотина. В одном случае он применён весьма уместно: «Ты как гильотина, и я готов пройти на смерть, лишиться головы своей, но нам пора взрослеть». Во втором – на редкость неудачно: «Наши отношения словно пантомима, ты вечно стреляешь в меня, но все пули летят мимо». Ответ на вопрос, почему пантомима в песне ассоциируется с расстрелом, видимо, следует искать в книге «12 стульев», эпизод с Никифором Ляписом и «стремительным домкратом».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Премию BraVo вручат в седьмой раз

VII церемония вручения Международной профессиональной музыкальной премии BraVo состоится 15 апреля 2025 года на Исторической сцене Большого театра. В этом году церемония вручения золотых статуэток BraVo пройдет в рамках 25-летнего юбилея радио Monte Carlo, являющегося организатором Премии.
BraVo – уникальное событие и для музыкального сообщества, и для светского общества. Из года в год церемония объединяет участников со всего мира, от Бразилии до Китая, от ЮАР до Сербии, подтверждая статус Москвы как центра мировой культуры. На легендарную сцену Большого театра выходят выдающиеся исполнители как классической, так и традиционной национальной музыки из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки и Южной Америки.
В этом году зрителей вновь ждет масштабное музыкальное событие. По традиции свои страны представят самые яркие артисты оперы, балета, и исполнители классической музыки.
В ближайшее время радиостанция раскроет первые секреты подготовки к торжественной церемонии и объявит имена звёздных участников.
Рецензия на сингл «Эфир» группы “Дайте танк”

2025, “Дайте танк”.
Оценка: 7 из 10.
После продолжительной паузы группа «Дайте танк» вновь радует слушателей, выпуская уже второй сингл в 2025 году — «Эфир». Как и предыдущий релиз «Логика», трек выделяется минималистичной обложкой и единой музыкально-визуальной стилистикой, что, возможно, намекает на скорый выход полноценного альбома.
«Эфир» мгновенно погружает в фирменное звучание «Дайте танк», узнаваемое благодаря эмоциональной, живой подаче. Песня отличается продуманной сюжетной структурой и выразительным нарративом, но обрамлена более мягким, спокойным и размеренным звучанием. Основная идея удивительно проста и легко считывается: жизнь быстротечна и состоит из мимолетных, часто незаметных моментов. Погружаясь в повседневную рутину, глобальные цели и масштабные планы, мы рискуем упустить самые важные мгновения.
Особого внимания заслуживает аутро песни. «Это прямой эфир»: здесь нет возможности перемотать или нажать на паузу — каждый момент уникален и неповторим. По мере повествования (еще одной отличительной черты песен группы “Дайте танк”) лирический герой все более ярко и остро смещает фокус с рабочих дел и привычной суеты на спонтанные, на первый взгляд незначительные детали: забытые сигареты, намокшую подошву, прогулку по парку. В этих мелочах он находит подлинные, искренние переживания и ощущение жизни: «Вместо дел я кое-что по-настоящему успел».
Анжелика Ковалёва, “ИнтерМедиа”