На конференции “Offstage” изучили современный подход к зрителю

Конференция “Offstage”, посвященная проблемам театрального маркетинга и современным подходам в работе со зрителем, прошла 8 и 9 ноября 2017 года в отеле “Советский”. В мероприятии приняли участие представители более чем 30 регионов России: от Хабаровска до Мурманска. Ведущим основных панелей стал главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.
День первый
Первый день мероприятия открылся Стратегической сессией с участием советника министра культуры РФ Вадима Ванькова и исполнительного директора компании Ticketland Виталия Виноградова. Выступающие поделились данными по количественным и качественным изменениям зрительской аудитории, а также рассказали о существующих и планирующихся государственных программах, имеющих своей целью рост театральной аудитории.
Логическим продолжением предыдущей сессии стала кейс-сессия, посвященная инновациям в билетной индустрии. Руководители компаний Ticket Cloud и Cryрto.tickets Егор Егерев и Катерина Кириллова рассказали о том, как внедрять достижения цифровой экономики в процесс разработки билетной политики.
Денис Каргаев, Ирина Безрукова, Юрий Грымов
Художественный руководитель театра “Модерн” Юрий Грымов, актриса Ирина Безрукова, руководитель отдела по связям с общественностью Пермского Академического театра оперы и балета Василий Ефремов и сооснователь продюсерской компании “Команда +1” Денис Каргаев в своей сессии рассказали о том, как формировать лояльное зрительское сообщество, вести работу с разными категориями театральной аудитории и поддерживать постоянный интерес к художественному продукту. Юрий Грымов в красках поведал об организации работы со зрителем в своём театре, пожаловался на невысокую зарплату (68.000 рублей) и дал нелицеприятную характеристику аудитории, которая вместо того, чтобы, красиво одевшись, приобщиться к театральному искусству, так и норовит заявиться в театр в замызганных кедах, а то и вовсе отодрать рекламную плазменную панель с фасада здания.
Тимур Алейников
Особый интерес гостей конференции вызвала презентация заместителя директора ГИВЦ Министерства культуры РФ Тимура Алейникова об инфраструктурных проектах министерства в цифровой среде.
Кирилл Малышев, Максим Каморников, Максим Шелунцов
Еще одной актуальной темой для обсуждения стало продвижение театра в digital-пространстве. Директор по маркетингу Radario Кирилл Малышев, сооснователь продюсерской компании “Команда+1” Максим Шелунцов, исполнительный директор Greenlabs.ru Максим Каморников рассказали о том, как правильно интерпретировать и анализировать данные о зрителях, рассказали о некоторых механизмах продвижения в социальных сетях, дали практические советы по использованию Yandex.Metrica и Google Adverts применительно к театральному искусству. Во время выступления коммерческого директора Weekend Agency Максима Полкунова разгорелся нешуточный спор по поводу того, нужно ли театрам сотрудничать с билетными и кассовыми операторами, или же выгоднее заниматься реализацией билетов самостоятельно, используя альтернативные платформы.
Оганес Мартиросян-Рояк
Руководитель проекта 3АО “Полимедиа” Оганес Мартиросян-Рояк поделился реальными примерами применения мультимедиа-технологий в театре. Он подчеркнул, что “технологии мэппинга, трэкинга и внедрение голограммных технологий позволяют зрителю получить именно тот эмоциональный контакт, за которым он и приходит в театр”. Спикер посоветовал не бояться внедрять что-то новое - оно стоит вполне приемлемых денег.
Ольга Федянина, Николай Фомичев и Александр Бирман
Финальной дискуссией первого дня стало выступление журналистов Ольги Федяниной, Николая Фомичева и Александра Бирмана. Театральный обозреватель “Коммерсантъ-Weekend” Ольга Федянина отметила тенденции, которые сейчас наблюдаются в области взаимодействия театров и СМИ, уделив особое внимание привлечению блогеров в театральную среду. Используя блоггинг как новый канал связи, можно значительно увеличивать целевую аудиторию и более активно продвигать свой театр и продукт. Современные блогеры и влогеры отчасти выполняют роль критиков, делясь собственными впечатлениями и эмоциями со своими зрителями.
Продюсер программы “Афиша” и руководитель отдела межпрограммных проектов телеканала “Россия Культура” Николай Фомичев дал несколько практических советов, как выстраивать долгосрочное и эффективное взаимодействие со средствами массовой информации. Спикер отметил, что, приглашая корреспондентов, “нужно организовать встречу, все объяснить и рассказать, и, конечно, дать достаточно времени для съемки сюжета”. Аналитик телеканала РБК Александр Бирман рассказал о том, что нужно не только приглашать местные СМИ, но и пытаться “вписаться” в федеральную ленту.
День второй
В начале второго дня выступили делегаты, имеющие немосковский опыт продвижения культурных учреждений и мероприятий. 3аместитель директора Челябинского театра драмы имени Наума Орлова Алла Точилкина поделилась результатами своего социологического исследования, которое наглядно демонстрирует, как важна образовательная и просветительская работа в рамках театра, а также взаимодействие с альтернативными каналами коммуникации. Начальник отдела развития Санкт-Петербургского Большого театра кукол Наталья Сергеевская рассказала о необходимости использования креативных подходов и краудфандинговых технологий. Заместитель директора Свердловской филармонии Светлана Черных поделилась уникальной информацией, которая позволяет автоматически сегментировать публику по категориям и предлагать им соответствующие билетные и ценовые опции.
Роберт Тер-Абрамян
Несколько неожиданным было выступление на театральной конференции представителя спортивной индустрии Роберта Тер-Абрамяна. Он рассказал о корпоративной социальной ответственности, отношениях с органами государственной власти и в целом о спонсорской поддержке - оказалось, что эта тема участников конференции весьма заинтересовала. Руководитель Enframe Design & Decor Павел Долгов, в свою очередь, рассказал о возможностях частной оформительской мастерской на примере собственной компании.
Анастасия Елаева
Ключевой темой для дискуссий стало взаимодействие с крупными брендами, предложение услуг спонсорства и внедрение политики корпоративной социальной ответственности. Глава департамента корпоративных коммуникаций РR-агентства Grayling Анастасия Елаева привела несколько удачных примеров того, как может реализовываться взаимодействие культурных институций с крупными брендами. Так, в одном из театров ставился мюзикл, передававший атмосферу 60-70-х годов, а одним их символом этого времени были джинсы. Компания Levi’s предоставить одежду театральной труппе, а театр выстроил с ними соответствующую политику лояльности - так взаимодействие с крупными брендами может лежать в “околотеатральной” плоскости, делая тем самым театр доступным и комфортным для зрителя. Пресс-секретарь компании “Плюс” Артем Горбачев рассказал о том, как золотодобывающая компания на протяжении многих лет помогает театрам. Одним из успешных проектов “Полюса” является фестиваль “Территория Магадан”, который помогает театрам как получать финансирование, так и в целом внедряться в общероссийский театральный контекст. Генеральный директор АНО “Фестиваль “3олотая маска”” и директор Театра Наций Мария Ревякина поделилась информацией о том, где можно найти финансирование, особенно для театров из регионов. Спикер выделила следующие источники получения материальной помощи: фонд “Друзья” (“Сколково”), фонд Тимченко, фонд президентских грантов, а также напомнила, что Министерство культуры РФ выделило специальные субсидии на поддержку театров в регионах. Мария также отметила, что сотрудничество с крупными брендами может происходить через добровольные пожертвования со стороны последних. Для этого спикер рекомендует зарегистрировать фонд на юридическое лицо, чтобы поступающие средства не облагались налоговым бременем. Наконец, руководитель автономного некоммерческого общества “Музыкальное сердце театра” и исполнительный директор event-бюро “Сектор” Дмитрий Калантаров объяснил, как правильно работать с корпоративным сегментом, а также составлять грамотные спонсорские и коммерческие предложения. В частности, корпоративным клиентам могут быть интересны некоторые имиджевые и маркетинговые истории, event-услуги, а также VIР-гостеприимство и кейтеринг. В презентации обязательно нужно указывать дополнительные возможности театра, используемые каналы коммуникации, статистику и аналитику по ним; перечислять почетных гостей мероприятия, а также варианты партнерской интеграции (пакеты услуг и их стоимость). Самое главное, отмечает Дмитрий, - “смотреть на свою площадку с разных углов зрения, быть проактивным и добавлять интерактивность в любом возможном ракурсе, поскольку это позволяет установить прямой эмоциональный контакт с вашим зрителем”.
Дмитрий Калантаров
В практическом блоке, где выступили директор Международного фестиваля-школы современного искусства “Территория” Екатерина Якимова и глава департамента корпоративных коммуникаций РR-агентства Grayling Анастасия Елаева, слушатели смогли окунуться в реальную практику и узнать о технологиях работы со зрителями, а также о том, как выстроить креативное партнерство с брендами в любом регионе.
На финальной дискуссии конференции было решено обратиться к мнению знатоков и любителей театра, людей с большим опытом “театрального боления”. Представители зрительского сообщества “Про театр” поделились своим видением того, в чем заключается эффективное взаимодействие зрителя и театра, что лежит в основе мотивации людей, которые “болеют” театром.
За два дня участники конференции смогли получить огромное количество практических знаний и обзавестись нужными связями. Структура конференции была построена таким образом, чтобы обсуждаемая проблематика была показана с разных сторон, учитывала разные точки зрения.
Следующая конференция “Offstage” состоится в 2018 году.
Евгений Сафронов, Вадим Ваньков, Виталий Виноградов
Артем Горбачев
Павел Долгов
Константин Хабенский и Александр Цыпкин рассказали про фильм-спектакль «Жил. Был. Дом.»

Пресс-конференция, посвящённая проекту Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.» состоялась 18 февраля 2025 года в Портретном фойе МХТ имени А.П.Чехова. В ней приняли участие художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Константин Хабенский, писатель Александр Цыпкин, заместитель директора телеканала «Россия-Культура» и продюсер проекта «Театр в кино» Любовь Платонова и президент сети кинотеатров «КАРО», продюсер проекта «Театр в кино» Ольга Зинякова. Модератором стали заместитель директора театра по связям с общественностью, журналист и телеведущий Вадим Верник.
- Жанр спектакля – «народная сказка для взрослых», ведь в сказке о многих вещах можно говорить открыто, не стесняясь, - рассказал Константин Хабенский. - В проекте «Жил. Был. Дом.» мы пытаемся объединить взрослых людей, заставить их на секундочку остановиться, прислушаться к себе, прислушаться к близким, найти правильные слова для близких и выразить те чувства, которые к ним испытываешь, не откладывая на завтра. Репетиции идут довольно весело, быстро. Я вижу, как склеивается именно трагикомедия, а это – всегда очень выигрышно, неожиданно и непредсказуемо для зрителей.
- Мы никогда не знаем, что будет завтра, некоторые решения нужно принимать именно сегодня, - говорит Александр Цыпкин. - В такой ситуации оказываются герои пьесы «Жил. Был. Дом.». Она состоит из 11 законченных историй, в каждой у героев есть необходимость сделать выбор: поверить ли в любовь, дружбу, в счастье, в судьбу. Все сюжеты объединяет определённый финал. Причём зрители с самого начала будут знать этот финал, а герои – нет. После премьеры начнётся голосование. Наши зрители смогут определить, к какому из одиннадцати сюжетов мы создадим продолжение.
В спектакле заняты артисты МХТ имени Чехова: Константин Хабенский, Игорь Верник, Ирина Пегова, Артём Быстров, Павел Чинарёв, Кристина Бабушкина, Павел Ворожцов, Мария Фомина, Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Ксения Теплова, Анатолий Кот, Виктор Хориняк, Сергей Беляев, Светлана Колпакова, Ольга Литвинова, Павел Ващилин, Артём Волобуев, Кузьма Котрелёв, Алексей Кирсанов, Вероника Васант, Алексей Агапов, Алексей Варущенко, Алексей Краснёнков, Валерий Трошин, Александр Усов, Сергей Волков, Денис Парамонов, Дарья Трухина, Маргарита Якимова, Арсентий Журид, Полина Романова, Владислава Сухорукова, Кирилл Власов, Александр Поршин, Мухтар-Али Мурзин, Давид Джалиашвили, Максим Осинцев.
«ИнтерМедиа» напоминает, что киноверсию спектакля «Жил. Был. Дом.» представят 14 мая в ста городах России в рамках проекта «Театр в кино», а уже на следующий день, 15 и 16 мая, зрители увидят постановку на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова. Главной площадкой кинопремьеры станет столичный киноцентр «Октябрь». На сайте сети кинотеатров «КАРО» открылась продажа билетов на кинопремьеру 14 мая. Съемку киноверсии осуществляет телеканал «Россия-Культура», режиссер киноверсии - Валерий Спирин. В марте съёмки пройдут в Павильоне №3 киноконцерна «Мосфильм». Дистрибьютором выступает кинопрокатная компания Кино.Арт.Про.
- Для нас большая честь – показать спектакль «Жил. Был. Дом.» в кинотеатрах ещё до премьеры в МХТ, - призналась Ольга Зинякова. - Заявлено уже около трёхсот площадок. Не каждая картина получает столько кинозалов, более того, мы рассчитываем на стопроцентную заполняемость и большую кинопрокатную судьбу. Сейчас мы ведём переговоры со странами СНГ, своё участие в премьере 14 мая уже подтвердил Минск. Так что проект выходит на международную арену.
Руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова: «Фольклор — это генетический код народа»

Премьера музыкального спектакля в жанре фольклорного театра по пьесе уральского драматурга Владимира Зуева «Мифы и легенды Древней Руси» состоится 16 марта 2025 года на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина.
Проект реализуют Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В постановке принимают участие Уральский государственный русский оркестр, заслуженный артист России Сергей Чонишвили, актер театра и кино Максим Линников, студенты ЕГТИ и екатеринбургская фолк-группа «Солнцеворот», которая не только выступит на сцене в ходе спектакля, но и создаст для постановки обрядовые номера.
В прошлом году фолк-группа отметила 20-летие своей творческой деятельности. В репертуаре профессионального коллектива, лауреата всероссийских и международных конкурсов и фестивалей — народные песни в современных и неожиданных аранжировках. Музыканты сочетают самые разные музыкальные направления — фольклор, авангард, джаз, поп и рок.Пока подготовка к премьере спектакля идет полным ходом, певица, композитор, художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова рассказала о том, что ее вдохновляет в новом проекте.
— Группа «Солнцеворот» появилась в 2004 году. То есть коллективу исполнилось 20 лет! Анастасия Николаевна, расскажите, пожалуйста, как вы решили собрать фолк-группу и кто вошел в ее первый состав?
— Да, коллективу в 2024 году исполнилось 20 лет. В 2004 году я работала педагогом в Свердловском областном музыкальном училище им. П.И.Чайковского на отделении «Сольное народное пение». И в первый состав, тогда вокального трио, вошли я и две мои студентки. Вообще, идея создания подобного коллектива буквально «витала в воздухе». В то время в Екатеринбурге, безусловно, были народные коллективы, но в массе своей они выступали под небольшие инструментальные ансамбли из народных инструментов и в основном пели авторские песни а-ля рус, либо уральский фольклор. Мне же было интересно современное звучание народных песен, такое, чтобы и молодежи они были интересны. То есть в разных музыкальных стилях и направлениях — и поп, и рок, и джаз, и фьюжн… Кроме того, не хотелось замыкаться только на уральском фольклоре, хотелось создавать свой авторский репертуар, искать интересные фольклорные песни разных областей России и аранжировать их в современном звучании, с использованием различных инструментов, не только и не столько народных, а больше эстрадных — клавиши, электрогитара, бас-гитара и тому подобное. Еще хотелось, чтобы во всей этой, так сказать, современности и молодежности зазвучали и подлинные народные инструменты — гусли, колесная лира, калюка, кугиклы и так далее. Так мы и сделали. С тех пор у нас, как мне кажется, есть свой узнаваемый стиль. Со временем в нашем репертуаре появились и акапельное пение фольклорных песен, и авторские произведения. Но могу с гордостью сказать, что мы никого не перепеваем, а всегда ищем новые песни, а если и берем что-то всем знакомое, то делаем это по-своему.
— Кто входит в «Солнцеворот» сегодня?
— Сегодня в фолк-группе пять артистов: двое мужчин и три девушки. Все они имеют специальное музыкальное образование. Это всегда был и есть принцип моей работы. Я никогда не беру в коллектив любителей и самоучек. Просто потому что люблю, чтобы люди свободно читали с листа, и я могла с ними разговаривать «на одном языке». Итак, состав коллектива сегодня: Дарья Ухарцева— окончила музыкальное училище им. П.И.Чайковского, Лилия Кокорина—окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, Сергей Кокорин — окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, Сергей Василейко— окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, и я — Анастасия Ведерникова — окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных и Московский институт рекламы, туризма и шоу-бизнеса.
— Как создается репертуар группы?
— Первое, на что я обращаю внимание,— это текст песни. В нем должна быть какая-то история, которую мне бы захотелось рассказать зрителю. Далее я смотрю мелодию и ищу в ней ритмическое зерно, чтобы понять, в каком стиле можно сделать инструментальную аранжировку, после чего работаю с аранжировщиком в студии и, как правило, параллельно делаю вокальную аранжировку. И всё — готова песня для коллектива. Большинство наших песен — это подлинный фольклор России. У нас в репертуаре есть песни и юга России (Белгородская, Курская, Калужская, Воронежская области), и запада (Брянская, Смоленская), и центральной части (Московская область) и Поволжья (Саратовская, Самарская области), конечно, Урала (Свердловская, Челябинская области) и, безусловно, казачьи (донских, кубанских, уральских, терских казаков, казаков-некрасовцев и другие). Также есть и авторские песни, но в основном это песни, написанные лично мной, либо нашими уральскими авторами.
— Часто ли вы гастролируете? Есть ли у вас любимые фестивали?
— Гастроли у нас случаются, но, наверное, не так часто, как хотелось бы. В основном это летний период, когда проходит много фестивалей. За 20 лет у нас их было много. Не могу сказать, что какой-то есть особенно любимый. Пожалуй, фестиваль колокольных звонов в Каменске-Уральском один из самых запоминающихся. Также этим летом мы были на фестивале в Пермском крае на Белой горе. Он запомнился. В том числе и благодаря месту, которое обладает какой-то уникальной силой и потрясающей красотой.
— Вы говорили, что миссия коллектива — вернуть людям желание слушать народные песни, наслаждаться их куражом и драйвом и гордиться своим культурным наследием. Получается?
— Об этом скорее надо спрашивать у наших слушателей и зрителей. Вообще, за 20 лет в стране многое поменялось, в том числе и отношение к нашей исконной культуре. Сегодня стали о ней больше говорить — о ее уникальности, неповторимости и тому подобное, а отсюда и появился интерес к ней не только у пожилого поколения, но и у молодежи. Лично меня это очень радует. Считаю, что не надо останавливаться на достигнутом, у нас — всех тех, кто занимается фольклором, — впереди еще большой путь. И нашему народу еще многое и многое можно и нужно узнать о своей исконной культуре.
— А как вы думаете, почему в нашем театре и кино так мало уделяется внимания славянской мифологии?
— Я думаю, что сама по себе славянская мифология недостаточно изучена. Это не греческая мифология, которую мы изучаем с детства. Легенды и мифы… Мы практически ничего об этом не знаем, практически нет книг на эту тему, а в тех, что есть, очень мало информации. Если спросить на улице обычного человека, что он знает об этом, думаю, мы услышим про Бабу-ягу и Кощея Бессмертного, и, может быть, про богатырей.
— Могут ли знания мифов передать какой-то полезный опыт современному человеку? Зачастую сюжеты в них довольно жестокие…
— Мифы — это сконцентрированный опыт человечества. Именно в них заложены основные «сюжеты» нашей жизни. Поэтому, безусловно, легенды и мифы — это важное культурное наследие, которое нужно изучать и анализировать. Вообще я считаю, что весь фольклор — это генетический код народа. И мифы здесь не исключение. И да, есть и жестокие. Но, если опять же вспомнить мифы Древней Греции, то они тоже не все добрые и светлые. В такой жестокости зачастую заложены выводы о жизни и смерти, о добре и зле.
— В 2020 году «Солнцеворот» вошел в число участников спектакля «Русалка», созданного Региональной молодежной Лабораторией театра и фольклора. И вот вы снова решили принять участие в постановке, где вместе с профессионалами будут выступать студенты. Что вас привлекло в этом проекте?
— Подобные проекты — это всегда интересный опыт, который обогащает, дает новые умения, знания, навыки. Это повод для размышлений и возможность не стоять на месте. И, конечно, это творчество. Именно оно для нас, артистов, музыкантов, всегда является движущей силой, вдохновением и просто возможностью жить и дышать полной грудью.
— Какие песни фолк-группы войдут в спектакль?
— В данный момент мы находимся на стадии подбора репертуара. Возможно, возьмем какие-то совсем новые произведения. Но это точно будут свадебные песни, обрядовые и, возможно, даже цыганские.
— В чем для вас особенность спектакля «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Это проект, где на одной сцене сходятся артисты, певцы и целый большой оркестр народных инструментов. По-моему, это уникальная история. Получается практически такой фольклорный мюзикл. Почему не опера? Потому что в проекте много разговорного текста. Но об опере тоже можно было бы помечтать…
— Какие народные традиции соблюдают в вашей семье?
— Мы не празднуем какие-то конкретные народные праздники, но вот уважение к своим корням, предкам, знание своего рода— это есть. Если это традиция, то она соблюдается. Я стараюсь донести до своих детей историю нашей семьи.
— А какие сказки вы рассказывали своим детям?
— Это очень интересная тема: своим детям я не только рассказывала сказки, я вообще их воспитывала и развивала с помощью русского фольклора — поэзии материнства и детства. А потом даже выпустила книгу «Развитие ребенка от рождения до трех лет на основе фольклора» и одноименный диск с пестушками, потешками, небылицами, колыбельными и так далее. Поэтому могу точно сказать, что мои дети выросли на русском фольклоре.
Юрий Куклачёв расскажет о туре «Самый добрый клоун»

Пресс-конференция, посвященная туру Юрия Куклачёва «Самый добрый клоун», состоится в ТАСС 20 февраля 2025 года. Как уже сообщало агентство «ИнтерМедиа», бенефисный тур в честь юбилея Куклачёва и 35-летия Театра кошек пройдёт 15-31 марта. О программе тура, его географии, специальных гостях и номерах расскажут народный артист РСФСР, клоун, дрессировщик Юрий Куклачёв, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра кошек Куклачева Дмитрий Куклачёв, заслуженный артист России, дрессировщик Владимир Куклачёв, министр социальной политики Нижегородской области Игорь Седых и директор Культурного центра «Сайдаш» в Казани Артур Мингазов. В мероприятии также примут участие знаменитые кошки – представители хвостатой труппы Театра кошек Куклачева.
Начало в 11.00.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.
Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.