Данила Козловский: «В России, сука, сплошная ненависть и хамство»

О СВОЕМ ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ С ФУТБОЛОМ
– Жил на Соколе, уже один ездил в школу, гулял. Как-то лет в 8-9 шел мимо стадиона. И вдруг почувствовал это непередаваемое ощущение – гул во время матча. Поздний день, но мачты освещения включены. И я побрел на этот свет и шум. Никто не остановил, прошел внутрь. «Динамо» играло с «Араратом». Как зачарованный смотрел на поле, орущих фанатов-мужиков. До сих пор помню те эмоции.
ОБ УЧАСТИИ РОМАНА АБРАМОВИЧА В СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «ТРЕНЕР»
– С Романом Аркадьевичем я общался всего несколько раз. Сейчас дам спойлер – в «Тренере» фигурируют «Челси» и «Стэмфорд Бридж». Причем не просто так, а имеют к фильму самое прямое отношение. Мы снимали в Лондоне, на стадионе. А Абрамович невероятно переживает за клуб. И ко всему, что касается имя «Челси», предельно внимателен. Он не мог сказать: «А, берите бренд и используйте, как хотите». Он хотел услышать, ради чего я это делаю, в каком контексте он будет представлен в фильме.
Изначально мне сказали, что будет мало времени. Когда я вошел, спросил: «Сколько?». Абрамович ответил: «Вы говорите». В итоге общались около часа. Обсуждали футбол, кино. Список того, чем клуб может мне помочь. С какими сложностями столкнемся. Мы ведь снимали даже во время игр, а для этого надо получить кучу согласований с непростыми организациями типа АПЛ.
Роман Аркадьевич – из тех редких людей, кто держит слово. Нам помогли во всем, что касалось съемок в Англии. Обычно такие сцены готовятся долго, а многое просто невозможно. Но его команда во главе с директором клуба Мариной Грановской, по-моему, просто не знают слова «нет». Невероятные профессионалы.
БЫЛИ ЛИ СРЕДИ ИГРАВШИХ ФУТБОЛИСТОВ АКТЕРОВ ТЕ, ЧТО НИ РАЗУ НЕ УДАРИЛИ ПО МЯЧУ?
– Ни одного. Если я знал, что артист замечательный, но не знает, как отдать пас – даже не приглашал на пробы. Нужны были хотя бы те, кто играл на приличном любительском уровне. Футболисты ведь по-другому передвигаются по полю даже без мяча, сплевывают, вытирают лоб, общаются между собой, слушают тренера, бегут назад. У них особенные привычки. Поэтому половина состава – профессиональные игроки. Многие играли в высшей лиге – Влад Хатаженков, Алан Гатагов, Дима Сычев, Дмитрий Смирнов. Другая половина – актеры, которые хорошо играют в любителях. Но мы все равно подтягивали их уровень.
О ДОСТОВЕРНОСТИ ФУТБОЛА В ФИЛЬМЕ «ТРЕНЕР»
– Слово за зрителем. От себя просто скажу: да, так футбол в мире никто не снимал. И не думаю, что скоро снимут. Теперь мы дали повод пометать в нас дерьмо. Вперед.
О КРИТИКЕ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА
– Да, но обратите внимание – никто не говорил про сам материал. Дерьмо летит либо в сторону российского футбола, либо в меня. Такого количества ненависти я вообще не ожидал. Я показывал ролик в Европе, в «Челси», в Лондоне, в Ирландии, в Штатах. Там все округляют глаза: «Мать твою! Это кто сделал? Наши?» – «Нет, наши, русские». А в России, сука, сплошная ненависть и хамство. Пишут столько гадостей, что порой теряешься. Думаешь: «Ну что у вас за жизнь-то такая херовая, что в вас столько злобы. И главное, какие все смелые».
МОГУТ ЛИ БЫТЬ ПРЕТЕНЗИИ К «ТРЕНЕРУ» ПО ПОВОДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ?
– Кто хочет обосрать, всегда найдет за что. Сам футбол – невероятное явление. Представьте, что кто-то шесть лет назад снял бы фильм про историю сборной Исландии. Как попали на Евро, обыграли англичан и после игр выходили к болельщикам и делали легендарное «Ух»! Что написали бы наши смелые зрители в комментариях? «Где вы увидели этих бородатых мясников, что за х##ня, русские кино зае##ло своим пи###жом». Вот и все. Надеюсь, я никогда не буду ориентироваться на мнение людей, которые пишут гадости. К счастью, тех, кто принимает фантазию, эмоции и готов увидеть историю, гораздо больше. Мы снимали кино для них.
О ПРОДАКТ-ПЛЕЙСМЕНТЕ В ФИЛЬМЕ
– Он тоже есть, но осторожный. Я знаю, с каким негативом к этому относится русский зритель. Но реклама в футболе – неотъемлемая часть. Ты же не будешь делать на бортах вымышленные компании. При том, что они в фильме есть, но только ими не обойтись. Иначе получится как-то совсем глупо.
СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ КРУТЫМ РЕЖИССЕРОМ, СНЯВШИМ МОЩНЫЙ ФИЛЬМ?
– Что я, дебил так говорить? Пусть это кто-то произнесет за меня. И я не говорил ни слова, что фильм у нас мощный. Это слово должно быть за зрителем. Но у нас подобралась отличная команда, которая работала в режиме подвига каждый день. Сука, каждый день. Мы выдавали тот тайминг, который не выдают за один съемочный день на таких больших проектах. Это был как пит-стоп в «Формуле-1». Машина заезжает на него, подбегают люди, начинают менять колеса за считанные секунды – так и у нас. По-другому никак, потому что все ограничены по времени. Краснодарские ночи летом короткие.
О БЮДЖЕТЕ КАРТИНЫ В 390 МЛН РУБЛЕЙ
–Для таких картин это мало. Это всего 6,5 миллиона долларов. В Америке такая картина стоила бы минимум 80. Хотя расценки, скажем, на технику и технический персонал в России не сильно ниже. У нас нет таких гонораров у артистов и режиссеров. Но объекты, камеры, свет, объективы, прочая операторская техника бывают дороже. Получается, что за сумму, которая меньше в 12 раз, мы должны выдавать качество не хуже, чем на западе. Потому что зритель сравнивает и спрашивает с нас. И, в общем, имеет на это право.
КТО ПРИДУМАЛ ИДЕЮ ФИЛЬМА?
– Я. Идея моя. Всегда мечтал сыграть футбольного тренера. В один момент Паша Руминов, с которым мы делали «Статус: Свободен», написал некий текст. Я стал разрабатывать его в синопсис и сценарий. Потом показал будущим партнерам. И понеслось.
ОБ ОСНОВНОЙ ИДЕЕ ФИЛЬМА
- Вы говорите, что кино про футбол. Да, он там есть. Его было важно снять так, как никто до нас не снимал. Не обосраться в этом смысле. Но он вторичен. Первичны люди, история героя, команды, города, отношений, падения, преодоления. Если нет сердца и человеческих эмоций, понятных и важных для всех, а только крутые съемки – никто на реагировать не будет, это уже мало кому интересно.
(Александр Головин, Sports.ru, 06.04.18)
Фото: Илья Золкин
«Мечты» и «Голубая тропа» стали победителями Берлинского кинофестиваля

Объявление победители 75-го Берлинского международного кинофестиваля состоялось 22 февраля 2025 года. Жюри основного конкурса Берлинале под председательством режиссера Тодда Хейнса вручило главный приз – «Золотого медведя» - фильму «Мечты» Дага Йохана Хёугеруда. Вторая по значимости награда – Гран-при жюри «Серебряный медведь» – досталась картине «Голубая тропа» Габриэля Маскаро. Приз жюри получил также фильм «Послание» Ивана Фунда, а за художественные достижения отмечена «Ледяная башня» Люсиль Хадзихалилович.
Приз за лучшую главную роль получила Роуз Бирн («Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнул»), за лучшую роль второго плана - Эндрю Скотт («Голубая луна»). За режиссуру отмечен Хо Мэн («Жить на земле»), за лучший сценарий – Раду Жуде («Континенталь 25»)
Дэйзи Эдгар-Джонс и Мишель Уильямс станут юристами

Мишель Уильямс («Веном», «Фабельманы») и Дэйзи Эдгар-Джонс («Там, где раки поют», «Смерч 2») исполнят главные роли в фильме «A Place In Hell». Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Хлоя Домон («Все средства хороши», «Футболисты»). Триллер расскажет о двух женщинах, работающих в известной юридической фирме по уголовным делам.
«Офицеры» возглавили рейтинг фильмов о патриотизме

Накануне Дня защитника Отечества телеканал «Патриот» провёл опрос, чтобы узнать, какие отечественные фильмы зрители считают самыми патриотическими. Аудиторию попросили назвать лучшие фильмы о любви к Родине. Затем из предложенных вариантов были выбраны самые популярные ответы, из которых был составлен лонг-лист, размещённый на голосование в социальных сетях.
В результате топ лучших отечественных фильмов о патриотизме выглядит так:
- «Офицеры», 1971 г. — 40%;
- «В бой идут одни „старики“», 1973 г. — 34%;
- «Они сражались за Родину», 1975 г. — 32%;
- «...А зори здесь тихие», 1972 г. — 25%;
- «Семнадцать мгновений весны», 1973 г. — 24%;
- «Вечный зов», 1973–1983 гг. — 17%;
- «Судьба человека», 1959 г. — 15,5%;
- «Освобождение», 1968–1972 гг. — 14%;
- «Щит и меч», 1968 г. — 13%;
- «Баллада о солдате», 1959 г. — 10%.
Лучшим фильмом о патриотизме зрители считают картину Владимира Рогового «Офицеры», снятую по произведению писателя-фронтовика Бориса Васильева. В центре сюжета — судьба офицера Алексея Трофимова, его жены, прошедшей сквозь все тяготы жизни супруги военного, сына, погибшего в Великую Отечественную войну, внука — курсанта Суворовского училища, а также лучшего друга — Ивана Вараввы. После выхода фильма фраза «Есть такая профессия — Родину защищать!» стала олицетворять истинное служение Отечеству и своему долгу. По одной из версий, она принадлежит министру обороны СССР, маршалу Андрею Гречко, который был инициатором создания фильма.
34% респондентов выбрали картину Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». Название фильма отражает традицию военных лётчиков сразу не пускать неопытный состав на боевые вылеты. При создании картины режиссёр старался опираться на реальные события: «поющая» эскадрилья действительно существовала во время Великой Отечественной войны, прототипами многих персонажей фильма стали реальные лётчики, в основу сценария лёг ряд воспоминаний участников ВОВ, главным консультантом фильма выступил Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик Семён Харламов.
На третьем месте картина Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». В фильме показан один из самых сложных периодов Великой Отечественной войны — когда советская армия вынуждена была отступать к Дону. Стрелковый полк теряет большую часть личного состава, но старается изо всех сил держать оборону и сохраняет самое дорогое — полковое знамя. В финале картины звучат слова Михаила Шолохова: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».
Опрос проводился в социальных сетях, в нем приняли участие 1 295 человек.