В Госдуму внесён законопроект об охране книжных памятников
Законопроект о поправках в Федеральный закон «О библиотечном деле» внесён в Госдуму10 июля 2019 года. Его автором выступил Комитет по культуре во главе с Еленой Ямпольской. Как сообщает газета «Культура», законопроект предлагает взять под охрану книжные памятники – редкие рукописные и печатные книги – и учитывает предложения экспертов Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки.
Понятие «книжные памятники» появилось в российском законодательстве в 2009 году, когда в Федеральный закон «О библиотечном деле» были внесены поправки, согласно которым предлагалось считать памятниками рукописные книги или печатные издания, обладающие выдающейся духовной, материальной ценностью и имеющие особое историческое, научное, культурное значение. В начале двухтысячных РГБ начала формировать свод книжных памятников на основе собственного собрания, однако эта работа не была поддержана никакими официальными документами. В 2018 году с подачи представителей РГБ и РНБ была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в части сохранения и учёта книжных памятников национального библиотечного фонда.
- Внесённые в 2009 году изменения в закон были своего рода декларацией, – говорит председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. – Надеялись, что порядок отнесения документов к книжным памятникам, их регистрации в общем реестре будет урегулирован нормативными актами, но они так и не были приняты. Может быть, в правительстве просто не понимали, в какую сторону нужно двигаться.
Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в части сохранения и учёта книжных памятников национального библиотечного фонда Александр Шолохов, проблема заключалась в отсутствии критериев, позволяющих признать тот или иной документ книжным памятником, однако теперь это препятствие устранено – критерии отнесения рукописных книг, печатных изданий и иных документов к книжным памятникам были разработаны экспертами РГБ и РНБ.
Согласно законопроекту,книжными памятниками предлагается считать все рукописные книги, созданные до XVIII века включительно, все экземпляры печатных изданий, выпущенные до 1830 года включительно, а также иные рукописные книги, печатные издания, коллекции документов, которые обладают по заключению экспертов выдающейся духовной, материальной ценностью и имеют особое историческое, научное, культурное значение. В документе говорится и об основных этапах государственного учета книжных памятников: экспертизе, внесении сведений, регистрации документов в реестре.
Экспертизу книжных памятников будут проводить государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, в чьих фондах хранятся редкие книги. Эти учреждения смогут на договорной основе исследовать ценные рукописи и издания из частных коллекций. Каждой редкой рукописи или книге присвоят уникальный идентификационный номер и зарегистрируют в общедоступном электронном реестре, размещенном на официальном сайте Российской государственной библиотеки. Предложенные авторами законопроекта нововведения должны обеспечить правовую защиту и государственную охрану книжных памятников России, а это в свою очередь поможет сохранить уникальную часть национального и мирового культурного наследия для будущих поколений.
Фото: Пресс-служба Комитета Государственной Думы по культуре
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.