Елена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын Лотерей

Новое исследование InterMedia: культурные индустрии в 2019-м перевалили за 3 трлн руб., но какой ценой?

Ольга Зеленкова; Наталия Галиулова; предоставлены Российским институтом истории искусств
  • Насколько выросли культурные индустрии РФ к 2019 году?

  • В чем уникальность российских культурных индустрий?

  • Почему создателей творческого контента перестали интересовать продажи?

  • Существуют ли культурные индустрии на самом деле, или это миф?

Исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017–2019» представили информационное агентство InterMedia и Совет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Презентация обновленного и значительно дополненного издания состоялась на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге на круглом столе «Media + Music» 14 ноября 2019 года. Исследование обсуждали на разных площадках Форума, в том числе в ходе дискуссии «Культура х Экономика = Креативные индустрии», а также на дебатах по проекту федерального закона «О культуре». Краткий обзор исследования был опубликован газетой «Коммерсантъ» 11 ноября.

Совокупный объем российских культурных индустрий к концу 2019 года по предварительным данным InterMedia составит 3,2 трлн руб., что на 9,4% выше показателя 2018 г. – 2,9 трлн рублей. Таким образом, восстановление отрасли после кризиса 2014 года продолжается, хотя и не так быстро, как можно было ожидать. В исследовании подчеркивается, что драйверами культурных индустрий, как и в последние десятилетия, по-прежнему остаются рост продаж бытовой электроники и услуг широкополосного доступа в интернет.

Финансовые показатели культурных индустрий РФ в 2018–2019 гг., млн руб.

Сегмент

2018 г.

2019 г. (прогноз)

Изобразительное искусство и дизайн

25 272

28 000

Народно-художественные промыслы

8 070

8 080

Архитектура

135 000

140 000

Музеи

86 050

90 000

Печатные СМИ

78 000

73 000

Книги

66 780

65 000

Архивы

1 178

1 150

Библиотеки

70 567

75 000

Афишные мероприятия

198 476

212 000

Неафишные мероприятия

30 000

34 000

Кинопоказ и кинофестивали

50 754

57 000

Эфирное радио

18 900

19 200

Рингбэктоны (RBT)

6 800

6 700

Легальные сервисы аудио

3 000

3 800

Легальные сервисы видео

24 860

32 400

Нелегальные сервисы аудио

2 200

2 500

Нелегальные сервисы видео

3 000

3 400

Платное ТВ

94 300

100 000

Эфирное ТВ

202 000

210 000

Иные поступления

3 300

5 000

Физические носители (музыка)

380

200

Физические носители (видео)

300

150

Дата-центры

41 500

53 000

Интернет-реклама

125 000

150 000

Доступ в интернет

295 260

370 000

Бытовая электроника

556 436

620 000

Образование в сфере культуры

105 000

110 000

Видеоигры

104 646

125 000

Культурно-досуговые учреждения

180 794

200 000

Туризм

423 628

425 000

Всего

2 941 451

3 219 580

Источник: InterMedia, стр. 34–35

Методика расчетов исследования традиционно базируется на определении состава и структуры сферы культуры, которые отражены в специально разработанной блок-схеме (стр.8–9). В 2019 г. эксперты InterMedia в очередной раз подчеркнули, что значительная часть оборотов культурных индустрий в России, как и во всем мире, генерируется в сетевой среде, там же формируется общая культурная повестка.

Подтверждена уникальная особенность культурной экономики в РФ – традиционное доминирование федеральных, региональных и местных органов власти, выступающих не только регуляторами, но и управляющими абсолютного большинства организаций отрасли – театров, цирков, концертных площадок, художественных коллективов, музеев, библиотек. Подчеркнуто, что такой ситуации в культурной экономике не наблюдается ни в одной стране мира.

Соотношение доходов от коммерческой деятельности и объемов бюджетных ассигнований в сфере культуры, 2017–2018 г., млн руб.

Источник: InterMedia, стр. 33

В издании 2019 года агентством InterMedia впервые опубликованы рейтинги крупнейших компаний культурных индустрий России и мира, наглядно иллюстрирующие завершение процесса общемировой монополизации культурных индустрий. Серия слияний и поглощений в 2018–2019 гг. стала настоящей революцией – практически все крупнейшие производители творческого контента лишились самостоятельности, войдя в структуры корпораций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других транснациональных монополий, нацеленных в первую очередь на массовую розничную торговлю. Крупных компаний, зарабатывающих непосредственно на создании и продаже творческого контента, в мире почти не осталось, и в исследовании подробно описывается, как это произошло.

Евгений Сафронов

– Понятие «культурные (креативные, творческие) индустрии» сейчас в значительной степени является мифом, условной фигурой речи, – считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов. – Индустрией принято считать сектор экономики, объединяющий производство и сбыт товаров или услуг определенной группы, – соответственно, культурные индустрии должны базироваться на производстве и продаже населению творческой продукции (контента, результатов интеллектуальной деятельности). Однако сейчас и производство, и распространение творческой продукции сконцентрировано в руках международных ИКТ-корпораций или госструктур, а они предпочитают не столько продавать создаваемую ими творческую продукцию, сколько распространять её бесплатно (или почти бесплатно) для достижения своих основных целей – коммерческих и политических. К реальным культурным индустриям сейчас можно причислить разве что организацию зрелищных мероприятий и художественных выставок – эту отрасль не удалось полностью подчинить даже в такой мегаструктуре, как СССР.

Уточненная детализированная информация по 2019 году будет опубликована InterMedia в III кв. 2020 г., после предоставления источниками итоговых данных за 2019 г.

Примечание InterMedia:
Методика исследования и система сбора данных постоянно совершенствуется. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения – их можно направлять на research@intermedia.ru.

Фото: Ольга Зеленкова; Наталия Галиулова; предоставлены Российским институтом истории искусств

«Особо опасный пассажир» с Марком Уолбергом и Мишель Докери получил новую дату премьеры в России

постер к фильму

Новый локализованный трейлер и новую дату выхода в российский прокат фильма «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) обнародовала 6 марта 2025 года кинокомпания Global Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-триллере исполнили Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс, а также снялись Лия Ремини, Мааз Али, Мониб Абат, Пол Бен-Виктор, Эйлиз Паттон, Сеньор Пабло, Савана Джокель. Режиссерское кресло занял Мэл Гибсон.

- По сюжету турбулентность в самолете резко возрастает, когда Маршал Авиации, перевозящий на суд через пустыню Аляски важного свидетеля – опасного преступника, понимает, что пилот – совсем не тот, за кого себя выдает, - сообщается в синопсисе.

В российский прокат «Особо опасный пассажир» выйдет 20 марта.

Фото: постер к фильму
Теги: трейлер, дата выхода, Особо опасный пассажир
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Исторический концерт Pink Floyd в Помпеях покажут в мировом кинопрокате

06.03.2025 18:43 Музыка Рубрика: Хроника
постер к фильму

Трейлер недавно отреставрированной версии концертного фильма «Pink Floyd At Pompeii MCMLXXII» был обнародован 5 марта 2025 года. Оригинальный материал был снят Эдрианом Мабеном, когда Pink Floyd выступили в древнеримском амфитеатре в Помпеях в октябре 1971 года. Концерт проходил без зрителей, на нем присутствовали только члены съемочной группы. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон исполнили ряд песен из раннего периода своей карьеры, включая «Echoes», «Set The Controls For The Heart Of The Sun» и «One Of These Days».

- «Pink Floyd At Pompeii» предшествует выходу «The Dark Side Of The Moon», - сообщается в пресс-релизе. - Фильм документирует то, что Pink Floyd делали до того, как стали гигантами альбомных чартов по обе стороны Атлантики, где их музыка по сей день почитается. Снятый в завораживающе красивых руинах древнеримского амфитеатра в Помпеях, Италия, этот уникальный и захватывающий фильм запечатлел Pink Floyd, дающих интимный концерт без зрителей.

4К-реставрация фильма 1972 года была сделана с оригинальных 35-миллиметровых негативов, которые были недавно заново обнаружены, с улучшенным звуком, заново смикшированным Стивеном Уилсоном.

- Недавно восстановленная лента представляет собой первую полную 90-минутную версию, объединяющую 60-минутный исходный монтаж выступления с дополнительными документальными фрагментами из студии Abbey Road, снятыми вскоре после этого, —уточнила директор по реставрации Лана Топхэм.

Фильм-концерт выйдет в обычных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру 24 апреля и будет сопровождаться выпуском концертного альбома, релиз которого состоится на Legacy Recordings 2 мая.

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ о «сиротских» произведениях

06.03.2025 18:38 Музыка Рубрика: Хроника
Pixabay

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ от 25 февраля 2025 года, реализующее механизм сбора и хранения вознаграждений за использование «сиротских» произведений на специальном номинальном счете.

Напомним, что на первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.

В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему.

Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений.

Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны:

- Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно.

Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны.

- Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей, – отметил Валерий Дробыш.

В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача – обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента.

- Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ – вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно.

Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и, безусловно, оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы все чаще заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется.

Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию.

- Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом,– отметил он.

Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем».

В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, который «все это время работал на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад». Учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.

Дополнительная информация: pressa@ami-music.ru

β 16+